Анна Николаевна Пчелякова
Сценарий мероприятия «Кузбасс должен жить»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Воспитатель МКУ "Детский дом "Ровесник" первой квалификационной категории Пчелякова Анна Николаевна.
«Кузбасс должен жить»
Комплексное занятие
Цель: - формирование у детей основы экологической культуры.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в городе и на природе.
2. Коррекционно-развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Публикация «Сценарий мероприятия „Кузбасс должен жить“» размещена в разделах
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: Карта области, рисунки детей, фотографии края, ноутбук, мел, плакат, политра, микрофон
Предварительная работа: Конкурс рисунков о родном крае, знакомство с лекарственными растениями, достопримечательнастями области.
Ход мероприятия:
Дорогие ребята! Нам очень приятно, что на сегодняшнем нашем мероприятии присутствуют гости (называю)
Поприветствуем их (встали и похлопали)
1. Тема нашего сегодняшнего занятия, как всегда, написана на доске. «Кузбасс должен жить». Как вы думаете, о чем будет речь? Кто или что такое «Кузбасс»?
(Ответы детей)
- Правильно. Так называют нашу область, и карта области у вас перед глазами. Ее еще называют – Кемеровской областью, по названию областного центра – города Кемерово.
(показываю на карте) Кемерово находится на Севере области, а г. Новокузнецк, в котором мы живем – на юге (показываю на карте)
- А почему написано «должен жить»? Кузбассу что-то угрожает?
(Ответы детей)
-Вот в этом мы и должны будем с вами разобраться. А еще понять: что каждый из нас может для этого сделать. Так что вам придется много думать.
2. Воспитатель. Ребята, посмотрите: что у меня в руках?
(Ответы детей-«краски», «палитра художника»)
/ Воспитатель. Верно, это палитра художника. Посмотрите, сколько на ней ярких красок! Такое богатство и многообразие оттенков у каждой из них! И каждый цвет вызывает разные ощущения, не правда ли?
- Что вы представляете сразу, когда видите желтый цвет?
(Ответы детей- «солнце», «подсолнухи», «желтые бабочки» и др.
Воспитатель. Верно, ребята, желтый- это солнце!
А синий, голубой цвет вызывает у вас какие ощущения?
Ответы детей-«как будто я у моря», «смотрю в бездонное небо», и тд.
Воспитатель. Правильно, синий - это небо и море!
Ну, а зеленый цвет вам о чем напоминает?
Ответы детей-«о траве», «о деревьях», «лугах» и др.
Воспитатель. Конечно же, зеленый-это трава и листья на деревьях, луга и леса.
Молодцы, ребята, спасибо, что поведали нам сейчас свои яркие ощущения и представления! И все это вы отобразили в своих рисунках, когда рисовали родной край – Кузбасс. Столько, оказывается, красоты вокруг!
Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, горы, небо, солнце, животные, птицы, бабочки - это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна, но её надо беречь.
Давайте проведем эксперимент. «Живая и неживая природа».
Кто хочет участвовать? (один человек выходит к доске)
- Посмотрите, что я дала …. Что вы видите?
Дети - Мел.
– Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуем.
-Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?
Дети – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.
– А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?
Дети – Они погибнут.
– Значит, как надо относиться к природе?
Дети - Бережно, осторожно, внимательно. Не срывать зря цветы, не отрывать кузнечикам лапки…
И это уже будет ваш вклад в сохранение богатств родного края.
3. Предлагаю сыграть в игру «Как живешь?»Все встали из-за столов.
Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «Вот так!» и выполняете подходящее движение:
- Как живешь? – Вот так!
- Как идешь? – Вот так!
- Как бежишь? – Вот так!
- Ночью спишь? – Вот так!
- Как встаешь? – Вот так!
- А молчишь? – Вот так!
- А кричишь? – Вот так!
Повторно я ускоряю темп, а вы должны успеть. Молодцы!
4. А теперь успокоились и я буду вам рассказывать очень серьезные вещи. А вы думайте, запоминайте и отвечайте на вопросы.
Ребята, а чем еще славится наш Кузбасс кроме природы?
Ответы детей- «Рабочими людьми, добычей угля, руды, металлургическими заводами
Одним из главных богатств Кемеровской области является уголь, основное твёрдое топливо России. Каменный и бурый уголь добывают в шахтах и угольных разрезах Кузбасса. Уголь используют для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырьё для химической промышленности. Если бы весь каменный уголь Кузбасса высыпать в железнодорожные вагоны, то получился бы состав длиной, равной расстоянию от Земли до Солнца и обратно. Угленосные пласты Кузбасса залегают неглубоко часто выходят на поверхность в долинах рек. И поэтому уголь добывают открытым способом.
-Кто-нибудь может объяснить, что значит открытым способом?
Ответы детей. Поясняю.
- Разрезы - Это хорошо для нас людей и экологии края? Ответы детей. Поясняю
В нашем крае множество ценных лекарственных растений: радиола розовая (или золотой корень, маралий корень, бадан, валериана лекарственная и другие ценные растения можно увидеть в аптеках области и Сибири просто на лесных полянах. Помните у нас был познавательный час по травам. Кто дополнит (Дети дополняют)
Широко используются дары леса: древесина, хвоя, кедровые орехи, папортник - орляк, ягоды, грибы. Всё, чем богата наша область, перечислить просто невозможно.
-Приятно слышать такое о своей родине (Ответы детей)
Перед вами стоит красная книга. Кто скажет – почему она так называется?
Ответы детей
Правильно, благодаря безответственному поведению людей, многие растения и животные начинают исчезать на территории нашей области.
Площадь Кемеровской области составляет 95,5 тыс. кв. км, что составляет всего 4% от всей территории Западной Сибири и 0,56% территории всей России. По площади Кемеровская область самая маленькая в Западной Сибири. При этом в Кузбассе добывают почти 60% всего Российского угля. Из 22 городов области в 13-и работают более 60-ти шахт, более 50-ти разрезов, более 50-ти обогатительных фабрик и установок. Металлургические заводы выпускают чугун, сталь, алюминий. По кузнецким рельсам ходят трамваи и поезда в России, Китае, Японии.
-Приятно слышать такое о своей родине (Ответы детей)
Но когда подлетаешь к Новокузнецку на самолете, видишьвокруг города «лунные» ландшафты – это разрезы, где добывают уголь открытым способом. (открываю доску с фотографиями разрезов, заводов, замусоренного города) Почему мы говорим «лунные» - потому, что на этой территории нет ничего живого, как и на спутнике Земли – Луне. Становится больно и обидно за родной край.
Люди, которым не безразлична судьба малой отчизны, борятся, проводят различные акции в защиту экологии– против открытия НОВЫХ разрезов, расширения уже существующих, ратуя за восстановление уничтоженных сельскохозяйственных земель, чтобы сохранить то, что осталось!
Дети тоже не остаются в стороне от этих акций. Предлагаю вам посмотреть видео ролик с их участием. («Ангелы здесь больше не живут»)
Текст песни, исполненной на композицию «Ангелы здесь больше не живут», написал житель села Ананьино Новокузнецкого района. Оно находится вблизи угольных разрезов. Клип всколыхнул всю Россию и Департаменту угольной промышленности пришлось реагировать. Публикация "Цивилёву показали клип про жизнь у угольных разрезов" вызвала интерес представителей областной администрации и желание пояснить свою позицию. В городе Новокузнецке машины с углем стали ездить в объезд. Клип никого не оставил равнодушным.
6. Воспитатель. -А что же можете сделать вы в защиту экологии Кузбасса, города?
Ответы детей – не сорить, проводить субботники, делать кормушки для птиц зимой…А еще вы можете беречь и экономить воду, электроэнергию, тетради и альбомы, потому, что производят их из древесины
- А как можно экономить воду? Ответы детей
Пример: (расскажите, как вы чистите зубы, стираете)
-Сбор и сдача макулатуры во вторсырье. У нас в городе есть такое предприятие, называется «Скарабей». И вы, ребята, можете организовать сбор макулатуры (картона (в нашей столовой, в магазинах много используется картонных коробок, использованной бумаги, старых, ненужных книг) и не только принести пользу краю, но еще и заработать. Вы хорошенько подумайте. И, если есть такое желание, то по окончании четверти, мы с вами проведем такую акцию по сбору макулатуры.
Посмотрите на эти фотографии: горы мусора на свалке, в городской черте.
- Как вы думаете: от вас зависит чистота города, снижение мусорных отходов?
Ответы детей
Мэр нашего города человек тоже не равнодушный. Каждую весну он призывает горожан к проведению субботников по очистке города от мусора, накопившегося за зиму. Вот и в этом году 23 и 24 апреля весь город и, вы в том числе, выходили на субботник и внесли тем самым не малый вклад в экологию города. А призывал он необычным способом
(Показ клипа с участием мэра города Сергея Кузнецова)
8. Заключение
На этой светлой ноте хочется закончить наше сегодняшнее мероприятие, и я хочу вас спросить: «Кузбасс должен жить?» - Да!
Но у нас с вами в гостях корреспондент новостного канала «Эхо Кузбасса» ….
И каждый из вас должен ответить на вопрос : Что Я могу сделать в защиту экологии области, чтобы Кузбасс жил. А я запишу ваши высказывания на плакат: «Кузбасс будет жить!»
(«Корреспондент» с микрофоном подходит поочередно к каждому и заслушивает ответы, затем дети вписывают ответ на цветной листок и приклеивают его на плакат)
И пусть наш Кузбасс всегда будет окрашен яркими красками: синим, желтым и зеленым! Нельзя не гордиться краем, в котором ты живешь. Берегите и любите его. Сделайте все для того, чтобы он стал еще богаче и красивее! (Закрываю страшные картины края)
Давайте дружно скажем: «Кузбасс будет жить!»
(Показываю плакат. Предлагаю сделать общее фото с плакатом, чтобы через инстагрампризвать к бережному отношению к природе горожан)
Всем спасибо за активную работу!