Наталья Денисова
Курсовая работа «Особенности организации и применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность темы исследования. Рисуночные тесты особенно нравятся практикующим психологам, а также детям и их родителям. Причина этого проста. Прежде всего, несмотря на простоту использования и доступность в получении исходных данных, они очень информативны с точки зрения диагностики. Это позволяет использовать их для быстрой диагностики. Использование материалов для рисования может значительно расширить возрастной диапазон детской аудитории, поскольку такие методы диагностики подходят для детей, начиная с раннего дошкольного возраста. Кроме того, методы диагностики при помощи рисунка понятны и интересны самим детям, и специалистам обычно не приходится сталкиваться с сопротивлением или отказом от выполнения заданий. Ни является секретом то, что рисуночные тесты значительно продвинули процесс установления связи между психологами и детьми. Это особенно важно в начале длительного коррекционного курса.
Публикация «Курсовая работа „Особенности организации и применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании“, Часть 1» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лепка из теста, тестопластика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Рисование жидким соленым тестом
- Темочки
Таким образом, рисование является хорошим инструментом психологической диагностики и обычно обладает большими возможностями, чем хорошо структурированные и стандартизированные тесты. Однако для того, чтобы правильно интерпретировать диагностические рисунки, нужно долго изучать не только детей, но и творения многих других людей, сравнивая детские рисунки с рисунками взрослых, психически и физически здоровых людей с рисунками людей, имеющих различных заболевания и патологии. Поэтому без должной подготовки не стоит пытаться разгадать смысл рисунков – так черный не всегда означает что-то плохое, а красивое не всегда является добрым знаком.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы об использовании рисуночных тестов были отражены в работах таких авторов как Арнхейм Р., Венгер А. Л., Маховер К., Мира-и-Лопес Е., Харрис Д. Б., Коппитз Е. В. и др.
Цель исследования – проанализировать особенности организации и применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования :
1. Рассмотреть историю появления рисуночных тестов.
2. Определить функции рисуночных тестов.
3. Изучить рекомендации по организации проведения рисуночных тестов.
4. Рассмотреть интерпретацию рисуночных тестов.
5. Провести организацию рисуночного теста на тему семьи с детьми дошкольного возраста.
6. Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования – организация методики рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании.
Предмет исследования – применение рисуночных тестов на примере диагностики детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования : использование рисуночного теста эффективно при исследовании детско-родительских отношений.
Методы исследования : теоретический анализ научной и учебной литературы, статей из периодических изданий, классификация, сравнение, обобщение, методика «Нарисуй свою семью».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленный анализ литературы по теме исследования поможет расширить знания об особенностях организации и применения рисуночных тестов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в исследовании особенности организации рисуночных тестов могут быть использованы при проектировании таких исследований в практической деятельности студента.
Структуру работы составляет введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты организации рисуночных тестов в психолого-педагогических исследованиях
1.1. История появления рисуночных тестов
Официальное начало того времени, когда рисование фигур впервые стало ассоциироваться с личностью, неизвестно. Неважно, было ли это древнее изображение на стене пещеры, произведение искусства признанного мастера, или просто скетч, нарисованный обычным человеком - любопытство к анализу рисунков возникало из поколения в поколение. Однако, официально начало использования рисуночных тестов для психологических оценок можно проследить до Флоренс ГуденаФ, пионера детской психологии, в 1926 году.
Упиваясь бесконечным миром творчества, Ф. Гудинаф впервые обратила свое внимание на искусство рисования фигур в поиске необычного способа дополнить престижный тест на интеллект Стэнфорда-Бине, таким образом расширив его возможности без ущерба для главного смысла. Специально созданный для оценки эмоциональной зрелости молодых умов, данный тест является беспрецедентно важным средством измерения внутреннего развития человека. Она пришла к выводу, что количество деталей, задействованных в детском рисунке, может быть использовано в качестве эффективного инструмента. Это привело к разработке первой официальной оценки с использованием рисунка фигуры с ее разработкой теста Draw-A-Man. На протяжении многих лет тест неоднократно пересматривался с добавлением дополнительных показателей для оценки интеллекта. Позже Харрис пересмотрел тест, включив в него рисунки женщины и их самих. В настоящее время считается тестом Гудена-Харриса, в нем есть рекомендации по оценке детей в возрасте от 6 до 17 лет.
Вскоре после создания теста, психологи стали исследовать его потенциал для измерения различий как в личности, так и в интеллекте. В 1949 году Карен Маховер разработала первый метод оценки личности с использованием теста "Нарисуй человека", который базировался на рисовании фигур.
Маховер проделал большую работу с подростками и взрослыми с психическими расстройствами и использовал тест для оценки людей всех возрастов. Она написала книгу о своем измерении, в которой говорится, что черты нарисованных фигур отражают глубинные установки, проблемы и личностные черты. В обновленной версии своего теста, она решила добавить дополнительное предложение, заманивающее участников рассказать историю о персонаже, которого они изобразили. Она настоятельно советовала им поделиться этой историей с администратором, словно они оказались в эпичном романе или на сцене театра. Маховер использовала качественный подход в своей интерпретации, учитывая индивидуальные особенности рисунка. С тех пор другие предложили более количественный подход, который может быть более широко использован при анализе выбранных характеристик, входящих в индекс более глубоких значений.
Самый популярный количественный подход был разработан Элизабет Коппиц. Коппиц разработала меру оценки, которая содержит список эмоциональных показателей, включая размер фигур, отсутствие частей тела и некоторые «особые приметы». Общее количество показателей просто суммируется, чтобы получить число, представляющее вероятность нарушения.
На основе известного теста "нарисуй человека" было разработано множество других тестов, которые используют рисование фигур как инструмент для оценки личности. Так, например, тест "дом-дерево-человек" предлагает просто нарисовать эти три объекта и затем задает вопрос о том, что именно было нарисовано. Вопросы, задаваемые для опроса, включают в себя, какие виды деятельности происходят в доме, каковы самые сильные части дерева и какие вещи заставляют человека злиться или грустить. Семейный рисунок говорит испытуемому нарисовать свою семью, делающую что-то.
Таким образом, история использования рисуночных тестов довольно продолжительна. Многие исследователи и диагносты внесли свой вклад в развитие данного направления терапии, диагностики, изучении отношений, психических и психологических состояний человека при помощи простых рисунков.
1.2. Функции рисуночных тестов
Принцип рисуночных тестов лежит в основе использования технологии рисования для определения личностных характеристик. Это означает, что люди выражают свои переживания и эмоции на бумаге и подавляют их из сознания. Рисуя объекты, человек непроизвольно транслирует свое отношение к ним. Большое внимание уделяется важным и доминирующим объектам, а несущественным объектам, исчезающим на заднем плане. Рисунок – это сообщение, зашифрованное изображением.
Рисуночные тесты являются «любимыми» видами диагностики как среди самих педагогов и психологов, так и среди их «клиентов» – взрослых и детей. Такое отношение к рисуночным тестам может быть объяснено тем, что их легко выполнить, они понятны и информативны.
Как и любой вид исследования, рисуночные тесты выполняют важные функции.
Функция диагностики предполагает, что за счет рисунка возможно определить эмоциональное, а иногда и интеллектуальное состояние личности, мотивы его поведения, отношение к определенным элементам личной жизни и др.
Рисуночные тесты имеют большое диагностическое преимущество: с помощью рисования можно увидеть скрытые вещи, о которых сам человек может и не знать. Например, последствия травмирующих событий, страх могут оказать значительное негативное влияние на психику и жизнь человека, но они не осознаются самим человеком. С помощью рисования выявляются эти скрытые негативные факторы, и исследователь педагог-психолог сможет работать с ними, чтобы помочь человеку вернуться в хорошее эмоциональное состояние.
Рисуночные тесты очень важны в работе с детьми. Все, что ребенок переживает в жизни, отражается в его работах, в том числе в его «картинах».
Интерпретация рисуночных тестов требует от экспертов умственной мобильности и знакомства с большим количеством различных вариантов выполнения заданий. Для того чтобы поставить правильный психологический диагноз, необходимо не только знать значение определенных деталей рисунка, но и уметь учитывать различные показатели в его взаимодействии.
Другая функция рисуночных тестов заключается в их психотерапевтическом эффекте.
Рисуя и выполняя тестовые задания, человек может выразить свои чувства, сформировав их. Также рисунок помогает «избавится от негатива» и более четко представить для себя позитивные и значимые образы и концепции. Рисунок выражает то, что не может быть выражено или отражено в реальности. Например, страх или чувство вины, которое иногда не осознается человеком, однажды «выплеснувшись» на бумагу, перестает разъедать его душу. Все нарисованные вещи больше не находятся в нем, но становятся видимыми, осязаемыми и, следовательно, реальными. В данном случае можно использовать любой реальный объект.
Критические замечания, относящиеся к рисуночным тестам, всегда были многочисленными и небезосновательными. Поэтому, несмотря на то что они являются полезным инструментом, важно иметь в виду, что они являются всего лишь еще одним ресурсным вариантом наряду с другими методами психологической оценки.
Основным недостатком проекционной технологии является довольно низкая надежность результатов, поскольку в зависимости от интерпретации могут быть получены разные интерпретации одного и того же изображения. По сравнению с более формальными методами, такими как личностные опросники и тесты интеллекта, графические методы не дают количественной оценки умственных качеств. Существуют трудности с подтверждением его надежности и эффективности. Для многих авторов рисуночные тесты не считаются верными на основе их относительных объяснений. Другие, отнесят их к особой категории и постоянно используют в своих исследованиях. Невозможно не заметить преимущества, которые получают некоторые психологи при работе с испытуемыми. Важно должным образом учитывать конкретные обстоятельства каждого из них и внимательно относиться к результатам.
Особое внимание следует уделить ограничениям использования определенных технологий. Например, по возрасту неправильное использование может привести к негативным последствиям.
К использованию рисуночных тестов в статистических научных исследованиях следует относиться с осторожностью. В этих исследованиях необходимо позволить нескольким экспертам объяснить фигуры и символы рисунка. Основываясь только на проведенных проективных методиках, невозможно сделать окончательные выводы о конкретных психологических характеристиках индивида. Но с их помощью можно выдвинуть свою гипотезу, а затем проверить ее, используя более стандартизированные методы. Только с помощью дополнительных психологических методов можно сделать окончательный вывод. При написании выводов на основе рисуночных тестов невозможно основываться только на одном элементе и объекте, изолированном от других частей изображения. Достоверность интерпретации возможна только в том случае, если отличительные признаки основаны на нескольких признаках, найденных на рисунке.
Таким образом, рисуночный тест выполняет две важные функции – диагностическую и терапевтическую. Несмотря на преимущества рисуночных тестов, нельзя отрицать и их недостатки, которые обусловлены ограничением некоторых рисуночных методик, низкий уровень надежности результатов и др.