айаана сотрудникова
Курсовая работа «Становление ребенка дошкольного возраста как субъекта социума»
▼ Скачать
Введение
Актуальность работы. Становление ребенка дошкольного возраста как субъекта социума происходит во взаимодействии с предметно пространственным окружением, в котором осуществляется его деятельность – группа детского сада, дом, улица, город, с субъектами окружающего мира, – сверстниками, взрослыми (родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации). В российской педагогической традиции общению ребенка с родителями, характеру семейных отношений принято придавать особое значение, – они считаются естественным и обязательным условием полноценного развития входящего в жизнь маленького человека (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). В истории дошкольной педагогики был период, когда доминировала идея общественного воспитания, и период (с 70 х гг. ХХ в., когда был сделан вывод о продуктивности разумного сочетания общественного и семейного воздействия.
Публикация «Курсовая работа „Становление ребенка дошкольного возраста как субъекта социума“» размещена в разделах
В контексте нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, взаимодействие ДОО с родителями воспитанника считается возможным на условиях социального партнерства. Оно понимается как «совместно распределенная деятельность социальных элементов» и заключается в признании чужих интересов как основного условия существования собственных.
Взаимодействие сотрудников ДОО и родителей ставит задачу объединить усилия для оптимального решения педагогических проблем в воспитании, обучении и развитии дошкольников. В таком виде отношений обязательно соблюдение принципа взаимной заинтересованности сторон, принятие на добровольных началах определенных обязательств и совместной ответственности за полученный результат, стороны стремятся внести равный посильный вклад в достижение поставленной цели. Такое гармоничное сочетание «удвоенных» возможностей приводит к повышению качественных характеристик как процесса (воспитания, обучения, развития ребенка, так и результата.
Главную роль во всех воспитательных аспектах всегда играл и продолжает играть рост ребенка в семейном кругу, ведь семья - первая общественная ступень в жизни человека. Современной семье присущи некоторые неблагоприятные характеристики: кризис семейных традиций, распад браков, рост числа неполных семей, семей с приемными родителями.
Невыполнение семьей одной из функций влечет за собой проблемы с выполнением всех, девальвацию смысла семейной жизни и т. д. Наряду с очерченными негативными тенденциями, семья - это первичная среда, в которой происходит развитие ребенка. Родители являются для ребенка самыми любимыми, важными и нужными людьми, особенно на протяжении дошкольного детства.
То, насколько успешно будет происходить усвоение дошкольником социально-культурного опыта, в основном зависит от отношения родителей к ребенку, друг к другу и семейных ролей. Дети подражают родительской форме поведения в семье, разнообразным положительным или отрицательным привычкам, значимым особенностям супружеских отношений.
Объект исследования – современный родитель дошкольника.
Предмет исследования – процесс работы с родителями.
Цель исследования – изучить особенности работы с родителями в детском саду.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
2. проанализировать особенности психологического портрета современных родителей дошкольников;
3. проанализировать систему работы с родителями по ФГОС ДО в детском саду;
4. проанализировать особенности работы с родителями в условиях детского сада с применением нетрадиционных форм взаимодействия.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Глава 1. Анализ психологических портретов современного родителя и детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это большой и ответственный период психического развития детей. Современные ученые показывают, что в дошкольном детстве у ребенка стремительно развиваются все психические функции, но, в тоже время, происходит закладка общего фундамента когнитивных способностей. В индивидуально-личностной сфере формируется сложная иерархическая структура мотивов и потребностей, эмоционально-волевое регулирование поведения, дифференцированная самооценка. Каждое звено в структуре механизма психологического развития дошкольников занимает особенное значение, нарушение функционирования может сказаться на всем будущем ходе развития детей.
Дошкольный период – это важный период с точки зрения генеза и формирования социальных форм нравственного поведения и психики, считается начальным этапом в становлении субъекта в практической и познавательной деятельности. Эмоционально-непосредственное отношение к окружающему миру переходит к отношениям, которые строятся на усвоении детьми нравственных правил и норм, что говорит о преимущественной ориентации на социальное окружение.
В общении с взрослыми, дети усваивают нравственные понятия преимущественно в категориальной форме, а это процесс их формирования, однако и создает опасность их формального усвоения. Важно, чтобы дети научились применять их в отношении себя и других, что способствует формированию личностных свойств.
Дошкольный возраст – это сложный для детей период из-за больших перемен, которые происходят в физической и психической форме. Дети теряют детскую непосредственность поведения, внешне становятся старше. Психическое развитие детей в данный период обладает большим значением, происходит формирование новейших психологических механизмов поведения и деятельности, на что затрачивается намного больше энергии, нежели прежде.
В период дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:
1. формируется устойчивая структура мотивов;
2. зарождаются иные социальные потребности (признание, уважение, желание быть лучшим и первым, быть как взрослый и выполнять соответствующие функции);
3. появляется опосредованный тип мотивации (зарождается основа произвольного поведения);
4. усвоение социальных ценностей (правил и норм поведения, формируется умение поступать не так, как «хочется», а так, как «надо»)
Дети становятся наименее понятными для окружающих. Причина потери детьми их наивности и прежней непосредственности кроется в дифференциации в сознании дошкольниками их внешнего и внутреннего мира, происходит расслоение в поведении.
Наивность и непосредственность детей выражается во внешнем отражении внутренних эмоций и желаний, поведение представляет схему: «захотел - сделал», что свидетельствует о том, что внешне дошкольники такие же, как и внутри, их поведение зеркально отражает их внутреннее состояние и довольно просто читается теми, кто их окружает.
При помощи включения в поведение дошкольника интеллектуального момента, осознанности осуществляется утрата наивности, непосредственности.
В выборе манеры поведения и последующего действия отныне руководствуется иная схема: «захотел - осознал - сделал». Осознание приглушает эмоциональные выплески непосредственности, оно включается в каждую сферу жизни ребенка дошкольного возраста : осуществляется осознанное отношение к самому себе и своим поступкам, к окружающим и их поведению, собственного индивидуального опыта.
Одно из главных достижений ребенка дошкольного возраста заключается в осознании своего собственного «Я», формируется внутренняя социальная позиция. В данном возрасте дети способны осознать возможную необходимость изменить самих себя в хорошую сторону и осознанно стремиться к этому.
Отличительная особенность дошкольного возраста выделяется в осознании детьми собственного положения в обществе, расхождение между положением, занимаемое ими среди иных людей, и их действительными желаниями и возможностями. На данном этапе дети готовы и желают стать лучше, умнее, взрослее, отмечается отчаянное стремление к иной социально значимой деятельности.
Удовлетворение данной социальной потребности обладает большим значением для формирования личности ребенка. Итак, происходит осознание собственного места в социуме, формируется собственная социальная позиция, поэтому, стремление к исполнению конкретной социальной роли, которая соответствует новому статусу. Дети начинают интегрировать и осознавать собственные переживания, формируется устойчивая самооценка, отношение к поражениям и победам.
С осознанием собственного реального «Я» приходит стремление к своему усовершенствованию, то есть формируется представление об идеальном «Я», диктующееся представлениями, окружающих.
Совпадение идеального и реального «Я» говорит об эмоциональном благополучии детей.
Еще одна особенность для дошкольников заключается в появлении рефлексии. Умение анализировать собственную деятельность и соотносить собственные имения, действия и переживания с оценками и мнением окружающих способствует модифицированию самооценки детей, она становится наиболее реальной.
Формирование самооценки детей зависит от успешного развития личности. Разумеется, микроклимат в семье занимает главное место в становлении личности, хорошего отношения с близкими родными очень нужны детям. Желание заслужить одобрение, похвалу со стороны родителей считается рычагом воспитания. Похвала может вызвать чувство гордости, со временем образуется притязание к признанию, самоуважение, а это один из самых важных человеческих потребностей. Период становления самоуважения и самооценки формируется на необходимости у детей получить высокую оценку собственных достижений в социуме, получить признание. На протяжении дошкольного детства происходит формирование фундамента нравственности детей, со временем поведение становится наиболее осознанным, дисциплинированным, приобретают отчетливую форму нравственные представления. К окончанию дошкольного возраста дети имеют приобретенный под воздействием ближайшего окружения и семьи багаж конкретных знаний и умений, которые представляют нужный фундамент для будущего развития личности.
К некоторым важным психологическим особенностям, свойственным детям к моменту окончания периода дошкольного возраста относятся :
- испытывает чувства нежности, привязанности, любви в ответ на такие же чувства родителей;
- обычный процесс развития, решение конкретных задач определенного возрастного периода;
- способен к сопереживанию;
- обладает устойчивым осознанием своего «Я», адекватной самооценкой, уверенностью в себе, и уровнем возможностей и притязаний;
- реализует собственную потребность в уважении, авторитете, понимании со стороны значимых и близких лиц;
- общителен и контактен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных;
- не проявляет выраженных чувств зависти, ревности, отличается доброжелательностью к людям.
В дошкольном детстве происходит становление эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные состояния определенным характером обладает не всегда, некоторая часть амбивалентна, в особенности в дошкольном возрасте, когда формирование волевого стержня начинает происходить. Пример поведения – необходимость детей в социальных контактах со взрослыми и сверстниками, однако, тем не менее, он может испытывать неуверенность и бояться быть отвергнутым, не принятым. Такая ситуация прослеживается при условии отсутствия достаточного опыта общения у детей.
К концу дошкольного возраста возрастает потребность в сопереживании и взаимопонимании, контакты, в основном, в наибольшей степени сконцентрированы на взаимоотношении со сверстниками, нежели с взрослыми. В данном возрасте существенно преобразуется характер отношения со сверстниками, осуществляется процесс динамичного изучения ровесника и сравнения себя с ним. Объект внимания – заключается в индивидуальности ровесника. Проявляется заинтересованность к аспектам личности партнера, прежде недосягаемым. При помощи выделения устойчивых характеристик формируется наиболее целостный образ сверстника, осуществляется оценивание, восприятие, сравнения, на основе имеющихся в данном возрасте системы ценностей и оценочного эталона. Данные ценности формируются под влиянием окружения и зависят от основной потребности.
В группе, в основном, преобладают ценности социально-одобряемые, к примеру, помогать и защищать и т. п. .
Дошкольный возраст является значимым периодом в жизнедеятельности детей, от условий, в которых они находятся в данном возрасте, зависит их будущее. Ближайшее окружение может помочь предотвратить возможные трудности, либо сделать их менее опасными, развить нужные навыки, сделать окружающую среду благополучной для полноценного развития внутреннего мира детей. Отношения между родителями и детьми занимают первоочередную позицию в формировании будущей личности ребенка в период дошкольного детства.