Анастасия Давыдова
Внеклассное занятие в школе-интернате на тему «Культурный человек»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГКОУ Решемская школа - интернат
Внеклассное занятие
на тему :
«Культурный человек»
Воспитатель : Давыдова А. А.
«Культурный человек»
Цель: Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки; формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.
Публикация «Внеклассное занятие в школе-интернате на тему „Культурный человек“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Развивающая: развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их, развивать коммуникативные навыки: мышление память.
Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость.
Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.
Коррекционная: развивать коммуникативные навыки, долгосрочную память связную речь, логическое мышление.
Предварительная работа: Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Почему?». Обсуждение правил вежливости. Заучивание пословиц о честности, вежливости.
Индивидуальная работа: Сорокин Денис, Гусева Анна, Пачашинский Константин.
Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, аудиозапись песни «Улыбка», наглядный материал (иллюстрации–схемы, словарь, дидактический материал, фрагменты из «Ералаш»
Словарная работа: благовоспитанность, вежливость.
Ход классного часа.
С добрым утром – начат день
Первым делом гоним лень.
Всем ребятам не зевать –
На вопросы отвечать!
Ввод в тему
Ребята! Мы с вами живё м среди людей: ежедневно общаемся с друзьями, родственниками, учителями и посторонними людьми в общественных местах. Есть люди, с которыми общаться приятно, а есть люди, с которыми общаться неприятно. Как вы думаете, с какими людьми общаться приятно? ( Ответы детей: которые умеют себя вести адекватно, умело руководствуются своим поведением, умеют слушать,позитивные)
Для того чтобы, узнать тему нашего занятия предлагаю вам разгадать ребус. На доске записаны пронумерованные буквы по порядку. Я выдаю вам листочки, на которых записаны цифры. Записав буквы, соответствующие этим цифрам, у вас получатся слова, которые подскажут нам о теме занятия.
К Е Л У Н Ь Ч Т В Ы Р О Й на доске
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
На листочках: 1, 4, 3, 6, 8, 4, 11, 5, 10, 13 7, 2, 3, 12, 9, 2, 1.
Для детей не умеющих читать, определить по картинкам тему занятия.
Итак, тема нашего занятия «Культурный человек». И сегодня мы с вами будем учиться быть культурными, воспитанными людьми, проанализируем поступки ребят, свои поступки и вспомним вежливые слова.
Всегда приятно общаться с культурными, воспитанными людьми.
Как вы думаете, а культурный человек, какой он? Какими качествами обладает?
Культурный человек это…
-образованный - зависть
-добрый - эгоизм
-воспитанный - высокомерие
- отзывчивый - гордыня
-опрятный, аккуратный - жадность
-вежливый - лживость
- благовоспитанный
Что значит быть культурным человеком? ( Ответы детей: умеющий и знающий как себя вести, не нарушать правил этикета, знающий норму общения)
– значит быть умным, стремиться узнавать новое
- совершать добрые дела, помогать другим людям, прощать
- откликаться на просьбы
- знать правила поведения и соблюдать их
- следить за своим внешним видом, содержать в чистоте свои вещи, жилье, одежду.
Мини- итог.
Какого человека мы называем вежливым? Что такое вежливость? (работа со словарем Ожегова С. И.)
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.
А сейчас выполним задание. Я выдам вам конвертики, в которых будут листочки со словами. Вам нужно распределить эти слова на 2 группы: качества вежливого человека и качества невежливого человека.
(ЗЛОЙ, ВРЕДНЫЙ, НЕПОСЛУШНЫЙ, ГРУБЫЙ, ОБИЖАЮЩИЙ ДРУГИХ, ДОБРЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОТЗЫВЧИВЫЙ, УВАЖАЮЩИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ)
Какие слова вы выбрали? (на дових)
Давайте сейчас возьмем оставшиеся слова, порвем их, выбросим и навсегда избавимся от этих качеств. Ведь для того чтобы людям было приятно с вами общаться нужны доброта, внимание, отзывчивость и уважение.
Давайте же составим дерево вежливости.
А вот мы сейчас узнаем, знаете ли вы вежливые слова? Я буду читать вам четверостишие. Ваша задача досказать слово в конце каждого четверостишия.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняясь, не лукавствуй,
Говори скорее… (здравствуй).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: (Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо!
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите (До свидания).
Молодцы вежливые слова вы знаете. Я надеюсь, что вы не будете забывать говорить их. А вы можете привести примеры из своего опыта жизни когда вы проявляли вежливость или по отношению к вам?
А теперь проведём игру. Я попрошу вас что-то сделать,если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете. Игра всем понятна?
Физкульт- минутка
встаньте, пожалуйста; попляшите; будьте добры, похлопайте в ладоши; не могли бы вы покружиться?; потопайте ногами; поменяйтесь местами с соседом; будьте любезны, одолжите соседу ручку; обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста; отойдите к двери; отдайте пожалуйста назад ручку, одолженную соседом; отвернитесь; сядьте, пожалуйста.
Ребята, согласитесь, что выполнять просьбы с вежливыми словами гораздо приятнее, чем выполнять просьбы без вежливых слов?
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому то с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся. И во всех этих случаях нашими неизменными спутниками становятся вежливые слова. Их огромное множество.
Предлагаю вам посмотреть отрывки из киножурнала «Ералаш», и оценить поступки учащихся и ребят:
1. Давайте говорить друг другу комплименты.
2. Я больше так не буду.
3. Вовка добрая душа.
Итак, ребята, на самом деле нужно не просто знать и говорить вежливые слова, их нужно говорить от души. Чувствовать вину, когда извиняешься и благодарность, если говоришь «спасибо».
Оказывается не любого человека, который говорит вежливы слова, можно назвать культурным.
А сейчас разделимся на группы и выполним задания на листочках.
Вам нужно зачеркнуть неправильные выражения о культурном человеке. (По парам).
Для детей не умеющие читать карточки
Ходить в школу в спортивном костюме.
Случайно задев кого то или наступив на ногу вежливо извиниться.
Ходить в грязной пачкающей одежде.
Уступать старшим место в транспорте.
Снимать шапку, когда пришёл в помещение.
Можно ли разговаривать во время концерта?
Можно ли назвать культурным человеком того, кто обижает животных, рвёт цветы с клумбы.
А теперь проверим, что у вас осталось не зачеркнутым. Молодцы, с заданием справились, я думаю, что с этого момента вы будете поступать только как культурные люди.
А теперь я попрошу каждого из вас прочитать про себя правило которое поможет вам стать культурным человеком, затем, прочитать его вслух выйти к доске и повесить его на доску.
И для закрепления мы прочитаем стихотворение о культурных, воспитанных людях.
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок – это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Спасибо, присаживайтесь.
Итог.
Однажды восточного мудреца спросили: «У кого ты научился благовоспитанности?» «У невоспитанных, - ответил мудрец. - Я избегал делать то, что делали они»
Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось?
Итак, кто же такой культурный человек? Что значит быть культурным человеком? Что такое вежливость? (Ответы детей)
Будьте культурными во всех жизненных ситуациях.
Дополнительное задание.
Если человек знает только вежливые слова, можно ли назвать его культурным? (Ответы детей). Ответим на этот вопрос, прослушав несколько ситуаций.
Ситуация 1: Юра и Миша спешили в столовую и бежали по лестнице вниз через ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через одну минуту где – то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они уже ворвались в столовую.
Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в поведении.
А как должны были сделать мальчики?
Поступаете ли вы так же, как поступили мальчики?
Ситуация 2: На уроке математики Дима постоянно поворачивался назад, пытаясь списать у Оли. Он плохо понимал ее почерк и все время спрашивал что написано в ее тетрадке. Учитель сделал замечание, попросил соблюдать тишину. «Да и пожалуйста», - ответил Дима.
Почему мы не можем назвать Диму культурным человеком? Как должен поступать культурный человек?
Ситуация 3: Первоклассница Маша играла в мячик. Мимо шли старшеклассники Вова и Саша. Они отобрали мяч у Маши и стали кидать его друг другу. Когда Маша заплакала, мальчики вернули ей мяч и сказали: «Да ладно, извини, плакса».
Как должны были поступить мальчики? Почему их извинение не несло никакого смысла?