Булякбаева Ильгиза
Культурные практики как средство патриотического воспитания детей 4–7 лет через знакомство с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека способность любить свою родину, землю, где он родился и рос. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине в РФ» и других, в которых говорится о необходимости включать региональный компонент в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
Публикация «Культурные практики как средство патриотического воспитания детей 4–7 лет через знакомство с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
По признанию педагогов и психологов (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно - исторической жизни страны.
ФОП ДО позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
В ФОП ДО под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя, ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
В соответствии с ФОП ДО в содержание по патриотическому воспитанию входят все образовательные области:
Образовательной область «Социально- коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания :
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям, соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России.
Образовательная область «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Образовательная область «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение к искусству.
Образовательная область «Физическое развитие» направлено на воспитание патриотических чувств и нравственно-волевых качеств в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха
По ФОП ДО культурные практики педагог может организовать во вторую половину дня. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность.
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);
в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
в познавательно-исследовательской практике - как субъект исследования (познавательная инициатива);
коммуникативной практике - как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);
чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности).
Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое.
В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.
Что же можно еще считать культурной практикой? Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры). Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров», просмотр познавательных презентаций, одной из форм организации работы по ознакомлению с родным городом можно считать виртуальные экскурсии, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки», игры и коллекционирование. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Организация проектной деятельности – особый вид познавательной, творческой деятельности организуемой взрослыми. Восприятие художественной литературы и фольклора Особый подход авторов программы мы видим к организации детских досугов. Реализация принципа психологической комфортности требует от педагога умения организовать детский досуг, делая его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения данного условия педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Основные «ключи» к организации детских досугов - это три И: Интеграция – Игра – Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей : с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления.
Технология проведения культурных практик включает в себя следующие этапы:
тема культурной практики
постановка цели
способы действий, формы организации
составление плана выполнения задания
практическая деятельность
продукт деятельности детей
Данная технология предполагает использование метода проекта, который направлен на предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач.
Все формы культурных практик в различных сочетаниях являются благоприятным условием для индивидуального развития детей, способствуют личностному росту воспитанников и обогащают образовательный процесс в детском саду.