Елена Сербина
Культура общения как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Способность общаться, как и любая другая способность, заложена в человеке от природы. Но в процессе социализации мы приобретаем опыт взаимодействия с другими людьми, и наши коммуникативные умения совершенствуются.
Способы общения людей зависят от принятых в обществе социокультурных норм, от индивидуального опыта взаимодействующих субъектов, от эмоциональной составляющей коммуникативного акта. В большой мере на способ общения влияет ситуация, в которой оно осуществляется.
Публикация «Культура общения как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Работа психолога в ДОУ
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов.
«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», - отмечал В. В. Давыдов.
Одним из компонентов общения выступает его культура. Исследования М. И. Лисиной, Л. И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что воспитание культуры общения определяет :
• Формирование у детей знаний норм и правил общения;
• Умение общаться с окружающими;
• Желание ребенка вступать в контакт;
• Предупреждает негуманное проявление эмоций.
Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры общения рассматриваются в работах З. С. Смелковой, Н. Е. Богуславской, Е. О. Смирновой, О. М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л. М. Шипицыной, О. В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.
Предварительно нами были изучены материалы научных трудов отечественных педагогов и психологов, позволившие выяснить, что понятие «культура общения дошкольника» рассматривается как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Следует отметить, что культура общения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. В содержании культуры общения дошкольников условно выделяют следующие компоненты: культура деятельности, культура поведения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Данные, полученные в результате исследования проблемы, проведенного в нашем ДОО, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры общения детей дошкольного возраста. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном итоге, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста.
Общение дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию [20]. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов.
Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.
Главное средство общения речь. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего.
К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся. Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «я» ребенка.
В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»). Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми.
Вывод:
Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться. Основные правила таковы: уметь слушать партнера по общению; говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений и вульгаризмов.
Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
- Индивидуальные беседы;
- Консультации;
- Круглый стол;
- Родительские собрания;
- Анкетирование;
-Приглашение в группу на День открытых дверей.
1. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
2. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
- Обращайтесь по имени;
- Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- Используйте тактильное прикосновение.
3. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
4. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности.
- Исключите из средств общения окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у него дискомфорт.
- Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.
- Обратите внимание на использование в общении разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.
- Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
- Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
5. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему» : спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
6. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
7. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
8. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
9. Умейте анализировать процесс общения.
10. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.
Список использованной литературы
1. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров - М. : Академия, 2005. - 448с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7 лет / А. Г. Арушанова - М. : Мозаика - Синтез, 2009. - 272с.
3. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А. Г. Арушанова - М. : Мозаика - Синтез, 2012.
4. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства / И. П. Андриади - М. : Академия, 2009.
5. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалёв - М. : МПСИ, 2002. - 320с.