Татьяна Поклонская
Проект «Кукольный театр в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №86»
«Кукольный театр в жизни ребенка»
Воспитатель:
Поклонская Татьяна Владимировна
Воронеж - 2019
Тип проекта :
познавательно-творческий
Участники:
дети младшей группы "Лесовичок", воспитатель.
Сроки реализации:
Публикация «Проект „Кукольный театр в жизни ребенка“» размещена в разделах
Краткосрочный (22.04- 26.04.2019 г.)
Проблема:
Недостаточно сформированные навыки общения дошкольников
Актуальность
Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных видов искусства, который позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств, развитием речи, воображения, инициативности.
Цель:
Создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протяжении проекта.
Задачи:
- пробуждать интерес детей к театрализованной игре;
- формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях;
- знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол;
- развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);
- развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
- развивать диалогическую речь (вызвать у детей желание использовать слова и выражения из сказки);
- вызвать желание выступать перед сверстниками;
Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также помогает выполнению задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания сверстников и взрослых (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;
• обогащение словаря
Художественно-эстетическое развитие
• создание выразительного художественного образа;
• приобщение к литературе, музыке, фольклору;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
• развитие воображения;
• приобщение к совместной деятельности по моделированию декораций, атрибутов, элементов костюма;
Познавательное развитие
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Физическое развитие
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.
В систему работы по организации театрализованной деятельности входят : проектирование предметно-пространственной среды, планирование и реализация, взаимодействие с детьми и педагогами.
Ожидаемые результаты:
Посредством театрализации у детей :
• развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
• дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
• развиваются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
• совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
• Изучение литературы по теме;
• Выявление представлений детей о театре,
• Составление перспективного плана работы – «Неделя театра», подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.
• Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).
Подготовка предметно пространственной среды является очень важной составляющей театрализованной деятельности, необходимо, чтобы среда обеспечивала решение задач по приобщению детей к театру. При ее построении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, интересы, склонности, предпочтения, а также степень развития любознательности и творческих способностей.
Для того, чтобы дети могли прорепетировать отдельные эмоции и роли, необходимо создать в группе небольшую зону уединения (театральную зону, где обязательно должно быть зеркало, а также уголок ряжения.
В театральной зоне должны находится также разнообразные виды театра (настольный, перчаточный, пальчиковый, обеспечивающие тесную взаимосвязь интересов и склонностей ребенка с его возможностями и потребностями, это будет обеспечивать его свободу выбора (как в средствах, так и в способах). Также в уголке должно быть множество декораций и атрибутов к играм-спектаклям, это позволит развивать в детях исследовательский интерес, любознательность, творческую инициативу.
II этап– основной.
• Проведение образовательной деятельности с детьми по проекту согласно плану (в течение дня и во время проведения режимных моментов);
• Привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.
Содержание ОД
День I
Беседы с детьми:
- «Что такое театр», «Любимые сказки», «Любимые мультфильмы», «Твой любимый герой сказки»
Речевые упражнения на обогащение словарного запаса:
- «Один-много», «Назови ласково», «Большой - маленький».
День II
Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения
2-3 раза в день
Пальчиковые игры
2-3 раза в день
Мимические этюды:
- «Заяц испугался», «Голодный злой волк», «Добрая белочка», «Лисичка подслушивает» и др.
Игровые упражнения «Мы артисты» ( имитация движений под музыку: мишки косолапые, зайки-попрыгайки, лошадки и т. д.)
3-4 раза
Упражнения на интонационную выразительность:
- «Я хитрая лиса», «Я - грустный заяц», и т. д.
1 раз
Чтение русских народных сказок, пересказ отрывков либо полностью сказок с помощью взрослого
День III
Игры-загадки «Угадай, о ком я говорю?»
Подвижные игры:
- «Вороны и собачка», «Мыши и кот», «Мишка косолапый», «Лиса и куры», «Наседка и цыплята» и др.
1-2 раза в день
Настольный театр (показ воспитателя)
«Репка», «Три медведя», «Угадай из какой сказки», «Пых»
Рассматривание иллюстраций к сказкам
День IV
Дидактические игры и упражнения:
- «Веселый- грустный», «Покажи настроение», «Помоги развеселить», «Собери сказку», «Расскажем сказку вместе» «Почему грустный (веселый, удивленный, уставший, и т. д.)»
Игры-ситуации: «В гости к нам пришел зайчонок», «У медвежонка День Рождения», и др.
День V
Для успешной реализации задач проекта обязательное условие – создание предметно-развивающей среды.
Постановка вместе с детьми сказки «Маша и медведь»
Действующие лица:
1. Девочка
2. Михайло Иванович
3. Мишутка
4. Настасья Петровна
Девочка: Какой большой лес! Ой, полянка!
Сколько ягод здесь растёт!
Уходит.
(Дом медведей)
Настасья Петровна:
Собирайтесь в лес за мёдом, Михайло Иванович и Мишутка!
Уходят.
Появляется девочка.
Девочка:
– Ой, уже совсем стемнело,
И дороги не найти.
Постучусь в избушку смело.
Попрошу меня пустить.
(Постучала, никто не отзывается. Входит.)
Девочка:
– Какая большая комната, стол, на столе еда. Сяду я на самый большой стул, и попробую из самой большой чашки! Солёное! Сяду я на средний стул, и попробую из самой средней чашки! Кислое! Какой маленький стульчик, и маленькая синенькая чашечка! Как вкусно! Сладко! Какой удобный стульчик! Дай-ка я на нём покачаюсь! (Качается) Ой! (Упала и стульчик сломался). Поставлю на место, может, не заметят. А-а-а (зевает, так хочется полежать. Какая большая кровать (подходит, трогает). Нет, она слишком широкая. Какая высокая кровать, я на неё никак не залезу!Какая хорошенькая маленькая кроватка, как раз для меня, и подушечка и одеялко. Спать хочу! (Засыпает).
Действие 4
(входит Настасья Петровна).
– Настасья Петровна.
Беспорядок на столе, кто-то был в моей избе.
(входит Михайло Иванович)
– Михайло Иванович.
Где же, где моя еда?
Есть хочу, прямо беда!
Кто хлебал из моей чашки?
Кто сидел на моём стуле?
– Настасья Петровна.
Тихо, тихо, не шуми,
Пробегали муравьи.
Кушали из чашки
Противные букашки.
– Мишутка.
Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал?
Кто сидел на моём стуле и сломал его? (плачет)
– Настасья Петровна.
Тихо, Мишенька, не плачь,
Испеку тебе калач.
– Мишутка.
Я голодным лягу спать, отнеси меня в кровать!
– Михайло Иванович.
Кто ложился на мою постель и смял её?
– Настасья Петровна.
Кто хотел залезть на мою постель и уронил подушку?
– Мишутка.
А в моей постельке кто-то лежит и спит! Ой! Да это же девочка!
(бегают за ней по комнате)
Девочка: (кричит)
Ай-ай-ай! Спасите!
– Михайло Иванович.
Ой! Лови её, лови!
Да корзинку отбери!
(Мишутка хватается за корзину, девочка выпускает корзину и выпрыгивает в окно).
– Настасья Петровна.
Тихо, тихо, замолчите.
Вы в корзинку посмотрите.
Михайло Иванович.
Ягод там хоть пруд пруди
Попадаются грибы.
(все разглядывают, что в корзинке)
Вот вам съеденный обед.
Мишутка.
Девочки пропал уж след!
Конец.
В целях обеспечения индивидуального подхода работу необходимо проводить подгруппами по 4-7 человек. Деятельность по приобщению детей к театру может проводиться в любой отрезок режима дня, будь то непосредственная образовательная деятельность, вечерние или утренние часы, прогулка.
Проводить работу по театрализации необходимо с эмоционального чтения сказок, используя средства интонационной и лексической выразительности, когда педагог переживает содержание текста, показывая мимикой, позой, жестами происходящее с героями, превращаясь то в жадного медвежонка, то в хитрую лисичку, то в испуганного зайчонка. При чтении не стоит забывать об иллюстрациях, анализируя эмоциональные состояния персонажей, сравнивать эти состояния в различных ситуациях: лисичка вначале перехитрила деда, а затем испугалась собак, которых дед посадил в мешок (ск. «Лисичка со скалочкой»).
После прочтения произведения обязательно проводится анализ-беседа на выявление понимания текста. Если дети затрудняются, необходимо пояснить содержание, настроение и чувства героев.
Далее вносится персонаж любой знакомой сказки. Когда лисичка или козленок из сказки начинает «разговаривать» с детьми, они сразу затихают, слушают внимательно. А персонаж наблюдает, как дети выполняют те или иные действия. В следующий раз данный персонаж может «привести» с собой еще кого-либо, тогда с ними можно прочитать детям русскую народную сказку, или просто построить эмоциональный диалог, разыграв какой-либо фрагмент. После этого и дети захотят попробовать разыграть небольшую сценку. Нужно дать им эту возможность, т. к. дети учатся перевоплощению, пытаясь голосом и жестами передать характер и эмоциональное состояние героев: пусть зайчик поплачется собакам на то, как его лиса выгнала из избушки, или мышка попросится в Теремок и т. д.
В течение показа педагогом, дети должны видеть его руки, действия с куклами, т. к. они сами после этого начинают играть с театрализованными куклами. Детям нравится брать театральных кукол в игровой уголок, там, подражая воспитателю беседовать с ними.
Если дети используют неверно те или иные атрибуты и кукол театра, можно внести ширму, показать инсценировку. Объяснить, что для того, чтобы создалось впечатление что кукла живая, необходимо делать некоторые движения и просто наклоны головой на каждое слово стихотворения.
Этапы работы по введению персонажей:
• Имитация (игра) отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (дети обрадовались, рассердились, удивились, огорчились);
• Имитация (игра) нескольких последовательных действий с передачей основных эмоций (довольные медвежата захлопали в ладошки и стали петь песенку; зайчонок увидел лисичку, испугался и прыгнул в кусты);
• Имитация (игра) образов хорошо знакомых сказочных персонажей под музыку или без музыки;
• Игpa - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, а также по текстам коротких сказок, рассказов(«Заинька, попляши.», «Больная кукла», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»);
• Ролевой диалог героев сказок («Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»).
Главными составляющими успешной деятельности по приобщению детей к театральной деятельности и выполнению поставленных задач являются работа над эмоциональной выразительностью, вхождением в образ. Здесь обязательное условие – открытый показ, на начальном этапе педагога, а затем и ребенка. Различные игровые проблемные ситуации помогают ребенку более успешно брать на себя различные роли, войти в образ и «прожить» эту роль, передавая средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами эмоции героев. Для создания большего интереса, передача характера героев может сопровождаться музыкой.
Необходимо, чтобы куклы различных видов театра находились в группе постоянно и рядом была ширма. Дети смогут брать полюбившихся кукол (настольного, перчаточного, пальчикового или других театров) в любое время, одевать их на руки и повторять элементы занятий, режимных моментов. Если персонажи кукольных театров будут постоянно находятся в распоряжении детей – они послужат стимулирующим фактором для развития их диалоговой речи. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примерят на себя» разные модели социального поведения.
Создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Разыгрывать можно начинать с настольными куклами хорошо знакомые детям русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Репка», «Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лиса и заяц», «Петушок и бобовое зернышко», «Пых», «Теремок», «Рукавичка» и др.
Пользоваться в своей деятельности необходимо как готовыми наборами кукол, так и изготавливать персонажей для театрализации самим : вязаный пальчиковый театр, театр - фланелеграф и др. Чем разнообразнее театр, тем больше дети развиваются творчески.
Ведущей идеей работы с родителями является активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Главная задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
III этап – заключительный.
Системная работа по театрализованной деятельности оказалась эффективной и:
• Помогла повысить интерес детей к театрализованной игре;
• Вызвала желание детей выступать перед сверстниками, раскрепостила стеснительных ребят;
• Научила детей согласовывать свои действия с действиями других детей – героев сказки;
• Способствовала развитию связной диалогической речи;
• Помогла активизировать речь детей, окрасила речь эмоционально;
• Способствовала освоению различных интонаций – просьбы, вопроса, удивления, суждения (дети научились передавать эмоциональное состояние человека, персонажей – мимикой, позой, жестами, движениями);
• Помогла развлечь детей и развить фантазию;
Дети стали в свободное время также использовать настольный театр в своих играх – разыгрывать знакомые сказки, придумывать свои истории от первого лица. Также использование настольного театра сблизило детей в совместной деятельности, развило коммуникативные навыки.