Ирина Брагина-Марова
Куклотерапия как средство коррекции нарушений поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия является одним из методов арттерапии. Арттерапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется, и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Публикация «Куклотерапия как средство коррекции нарушений поведения у дошкольников» размещена в разделах
Основным приемом куклотерапии является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психотерапевтом. Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия - это глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
- неврозы;
- повышенная тревожность, страхи;
- низкая самооценка;
- трудности взаимоотношений с окружающими;
- депрессии;
- стрессовые ситуации (в т. ч. семейные) [4, 20].
Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Куклотерапия эффективно развивает нужные навыки, природные способности. Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача).
По мнению А. Ю. Татаринцевой, «с помощью куклотерапии происходит изменение отношения ребенка к себе, накопление положительного эмоционального опыта, полученного при общении средствами творческого самовыражения, повышение самооценки. Использование кукол и масок позволяет ребенку моделировать различные реальные жизненные ситуации в условно-игровом плане» [4, 19].
В рамках куклотерапии существуют различные направления психокоррекции. Так, например, куклотерапевтическая методика драматической психоэлевации ( авторы: Медведева И. Я. и Шишова Т. Л.) эффективна для диагностики и коррекции личности ребенка с отклонениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений. Работа осуществляется в форме психотерапевтического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно, так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. Соответствующие этюды проигрываются детьми совместно с их родителями, что позволяет психотерапевтам диагностировать особенность детско-родительских отношений для более эффективной их последующей коррекции. Родителям же эта процедура вместе с ее расшифровкой в ходе последующих индивидуально-групповых тематических занятий с психотерапевтом, предусмотренных в рамках рассматриваемой методики и посвященных психологическим основам воспитания, позволяет по-новому осознать противоречия между внутренним миром ребенка и его внешними поведенческими проявлениями.
В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психотерапевтом. Внутренняя позиция ребенка часто не соответствует своим внешним проявлениям. Главной задачей куклотерапии является выявление во внутренней позиции патологической доминанты (основного неврозообразующего поведенческого изъяна, не всегда соответствующего жалобам родителей). Ребенку предлагается стать актером, режиссером и постановщиком заранее разработанных психотерапевтических театрализованных этюдов про хозяина и собаку. При этом модель поведения хозяина постепенно возвышается, а поведение собаки отражает реальную внешнюю и внутреннюю позицию ребенка в рассматриваемой жизненной ситуации, в иносказательной форме демонстрируя патологическую доминанту. Обоих персонажей играет сам ребенок, опосредованно осуществляя работу над собой под психологическим сопровождением[19, 45]
Таким образом реализуется психотерапевтическая работа с субличностями, а также коррекция отклонений в поведении ребенка.
Помимо проигрывания этюдов детьми, работа включает в себя показ психотерапевтами мини-спектаклей о мальчиках и девочках с положительными и отрицательными моделями поведения по определенным ведущим темам (лень, страх, застенчивость, обидчивость, агрессивность, демонстративное и асоциальное поведение и т. д., где происходит детский тренинг сензитивности, общения, личностного роста с интенсивным обучением эффективным моделям поведения в различных жизненных ситуациях. Например, в рамках одного из приемов, используемых при работе со страхами и образом врага, дошкольникам предлагается рассмотреть негативного сказочного персонажа (Бабу-Ягу и т. п.) с трех точек зрения, поочередно находя в ней что-то смешное (снижая уровень страха, симпатичное (приближая к себе и адекватно оценивая, а также что-то, что вызывает жалость, сочувствие, сопереживание.
Рассмотрим принципы использования куклотерапии :
1. Внимательность к ребенку. По поведению ребенка, особенностям его восприятия можно определить верность выбранного направления, степень воздействия на ребенка метода.
2. Обратная связь. В ходе работы необходимо устанавливать обратную связь: спрашивать ребенка о происходящем, просить комментировать свои действия, действия своего персонажа.
3. Отсутствие оценочных реплик. Куклотерапия, как и вся арттерапия в целом – есть разновидность детского творчества и оценочные суждения взрослого: «правильно», «неправильно», «верно» и пр. превращают творческий процесс в обучение, что не способствует достижению цели.
4. Активизация действий ребенка. Необходимо мягко «подталкивать» ребенка к самостоятельным действиям, суждениям. Во-первых, это помогает лучше понять действенность метода в процесе, а также способствует творческому раскрытию ребенка.
5. Свобода действий ребенка. Необходимо, чтобы ребенок не чувствовал специальной организованности занятий, их плановости: все должно происходить в свободной форме, подразумевающей творческую активность ребенка. Если же таковой нет и не получается активизировать ее естественным способом, лучше отложить занятия.
6. Игровая форма. В занятии должна превалировать игровая форма: все остальные (беседа, обсуждение и пр.) должны быть вплетены в игру [Заботина, 14].
Средства куклотерапии :
- цветной изобразительный материал (фольга, краски, тесто и пр.);
- эмоциональный образ куклы (задается взрослыми и мягко предлагается ребенку);
- ролевое поведение куклы (мимика, слова, походка, образцы поведения).
Все это помогает ребенку скорректировать отношение и модель своего реагирования на определенные образы, связанные со страхами и агрессорами, в конфликтных ситуациях.
Список литературы.
1. Белоцерковец Н. Н. Психопрофилактика как средство предупреждения нарушений в развитии аффектоэмоциональной сферы развития ребенка дошкольного возраста. – М., 1999.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
3. Геннеберг Н. Девиантное поведение : типы и профилактика. – М., 2005.
4. Заботина О. Ю. Доктор кукла. – М., 2001.
5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.
6. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.
7. Калинина Р. Развитие эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. – М., 2002.
8. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – М., 1997.
9. Кряжева Н. Л. Коррекционная работа с агрессивными детьми. – М., 1997.
10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
11. Мид М. Социальные основы формирования личности ребенка. – М., 1999.
12. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М., 1997.
13. Новикова Е. В., Кочубей Б. И. Как жить с тревожными детьми. – М., 1998.
14. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Т. А. Марковой. - М., 1980.
15. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000.
16. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М., 1983.
17. Психология детства. Учебник. / Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб., 2003.
18. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.
19. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. – М., 2006.
20. Шевченко Ю. С. Аномальное поведение детей. – М., 1997.