Светлана Ильина
Влияние арттерапии на формирование здоровья дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние арттерапии на формирование здоровья дошкольников
В специальной литературе проблема формирования здоровья дошкольников средствами арттерапии рассматривается в основном в контексте специального образования. Арттерапия - важный элемент коррекционно-развивающего процесса в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития, где она дает положительные результаты.
Публикация «Влияние арттерапии на формирование здоровья дошкольников,» размещена в разделах
Отбор и композиция направлений в арттерапии очень тесно связаны с возрастными и индивидуальными особенностями детей с отклонениями в развитии и в основном определяются степенью выраженности нарушения развития. В системе массовых ДОУ арттерапия применяется менее широко, однако, и в них многие дети нуждаются в особых программах формирования здоровья, в которых должен быть учтен весь комплекс нервно-психических, интеллектуальных, психологических и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать формированию психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития. Именно этим требованиям отвечает методика арттерапевтической работы.
В системе работы с детьми-дошкольниками в типовых ДОУ можно выделить основное направление использования арттерапии для укрепления и формирования здоровья детей - психофизиологическое, связанное с повышением резервов физического и нервно-психического здоровья и коррекцией соответствующих нарушений.
Арттерапия является компонентом здоровьеобеспечения учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Технологии арттерапии включают в себя комплексы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности, способствуют формированию двигательных качеств, мелкой и крупной моторики, гармонизации психо-эмоционального состояния, формированию устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни, посредством обучения детей навыкам самооздоровления.
Модели арттерапии представляют собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в образовательном учреждении с учетом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.
Реализация программ по арттерапии дает прекрасные результаты. Дети на занятиях освобождаются от негативных эмоций, стрессов, «зажимов», от робости и стеснительности, физической неуклюжести, угловатости, неуравновешенности.
Я, наиболее часто используется в группе изотерапию, в частности, рисуночную терапию (или терапевтическое рисование, дополняя игрой, сказкой, музыкой. При использовании изотерапии предлагаю и разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Групповая изотерапия наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям дошкольников арттерапия.
Влияние изотерапии на формирование здоровья дошкольника определяется тем, что:
- рисунок и другие продукты деятельности ребёнка позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека,
- уже сам процесс рисования, изготовления поделок, выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и сам ребёнок в этом процессе «ведущий»
- при рисовании, лепке и др. у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания, пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера,
- рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления,
- возможность показать плоды своего труда другим наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.
В процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей : удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. Через творчество ребята получают новую информацию о себе : «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями». Через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».
Таким образом дополнительно формируется положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру. В ходе взаимодействия с детьми отрабатываются проблемы эмоционально-личностной сферы. Параллельно эти занятия способствуют развитию творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности.
При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, рисование – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции.
В понимание «здоровья» разные авторы вносят свои акценты, но вместе с тем имеются и общие для всех положения: подчеркивается обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами; отмечается качественно-количественная степень здоровья как состояние уравновешенности организма со средой. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Литература:
1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : 2001
2. Зайцев Г. К., Колбанов В. В. Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. - СПб. : Питер, 1994
3. Фадина Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. - Балашов, 2004
4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании –М. : Академия, 2001.
5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб: Питер, 2002