Шамсутдинова
Методические рекомендации «Кубики Зайцева»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Кубики Зайцева - это новая методика обучения детей чтению, основанная на чтении слова по складам (не путать со слогами). По мнению автора методики, таким способом можно научить детей читать с 2-3х летнего возраста. Складовой принцип чтения - основа Зайцевского метода обучения детей чтению.
Публикация «Методические рекомендации „Кубики Зайцева“» размещена в разделах
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л. С. Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н. А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
• На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
• Обогащается словарный запас;
• Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
• Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
• Раннее чтение влияет на грамотность.
• Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.
Основные принципы обучения детей по Зайцеву
• Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
• По слогам читать сложно.
• Человек сначала учится писать, а потом читать.
Суть методики Зайцева
Первым несомненным плюсом является то, что методика основана на естественной потребности и любви ребенка к игре. По сути, в легкой, ненавязчивой, интересной, игровой форме ребенок очень быстрыми темпами овладевает различными навыками.
Цель применения развивающих игрушек по методике Зайцева
• Научить детей уверенно, осознанно читать и сохранять смысл прочитанного. Тренировать зрительная память
• Учить детей удерживать внимание
• Подготовка глазных мышц к движениям совершенно необходимым для будущего чтения
• Развивать навыки грамотного чтения и письма
• Создавать радостное настроение и развивать быстроту реакции.
• Закреплять навыки классификации предметов
• Активизировать и обогащать словарь детей
Статистика преподавателей, работающих много лет с Кубиками по методике Н. Зайцева доказала, что при условии проведения игровых занятий от 30-ти до 60 минут 2 раза в неделю, дети двух- и трёхлетнего возраста начинают читать через 6-9 месяцев; дети четырёхлетнего возраста – через 16 занятий; дети пяти лет – уже через 5-10 занятий; а шестилетки начинают читать после 4-6 игровых занятий с кубиками. И даже взрослые иностранцы, которые раньше не знали ни одной буквы русского алфавита, уже после первого занятия могут составлять из кубиков слова, которые произносит преподаватель, а еще через одно-два занятия – начинает читать.
Методика Зайцева позволяет задействовать и развить такие органы чувств как слух, осязание, зрение. Развитие этих органов чувств способствует повышению уровня восприятия мира, что в свою очередь приводит к активному развитию речи и творческих задатков ребенка.
Система не привязана к возрасту
Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.
Задачи обучения:
• познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их;
• уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;
• учить читать отдельные слова, способствовать улучшению дикции у детей;
• воспитывать интерес к чтению, уверенность в своих возможностях, навыки сотрудничества;
• развивать внимание, память, мышление.
Этапы работы:
I этап «Знакомство с кубиками и таблицами. Изучение складов».
Цель: познакомить детей с кубиками и таблицами, научить детей отличать кубики по цвету и звучанию; учить называть склады на кубиках и таблицах.
II этап «Чтение одного слова»
Цель: закрепить умение детей находить и называть склады, учить детей четко произнося слова, читать слова.
III этап «Чтение текста. Игры-тесты с кубиками.
Цель: учить детей уверенно, осознанно читать слова в предложениях и сохранять смысл прочитанного.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат обучения:
К концу обучения дети должны уметь:
• Изолированно произносить нужный звук;
• Выделять первый и последний звук в словах;
• Производить анализ и синтез слогов;
• Производить звукобуквенный анализ слова;
• Составлять предложения;
• Уверенно, осознанно читать слова в предложениях и сохранять смысл прочитанного.
Организация учебного процесса:
Описание форм и методов проведения занятий :
1. Словесные методы обучения :
• объяснение;
• рассказ;
• пропевание (звуков и складов).
2. Наглядные методы обучения :
• показ кубиков, таблиц;
• использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки,
настольно - печатные игры)
в) показ способов действия.
3. Практические методы обучения :
• совместная деятельность взрослого и детей;
• самостоятельная детская деятельность.
Сущность методики
Единица чтения – склад!
Дети учатся читать по складам!
Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква (М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ).
Пользуясь этими складами ребенок начинает составлять слова.
Складовой принцип чтения
Складовой принцип чтения – это основа данного метода обучения детей чтению.
Методы обучения
Метод затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.
• Склады написаны на гранях кубиков.
• Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают.
• Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.
Основные направления
• чтение,
• письмо,
• каллиграфия,
• математика (цифры, счет, дроби, степени,
• английский язык.
Когда заниматься кубиками Зайцева?
Если вашему ребенку 4-6 лет, имеет смысл отвести его в группу, где занимаются по Зайцеву. Дети такого возраста любят коллектив, тянутся друг за другом, соперничают, кто лучше, кто быстрее, и обучение в группе их очень увлекает. А параллельно хорошо заниматься кубиками Зайцева и дома. Особенно если вам удастся создать ребенку мотивацию к обучению. А вот детишки в возрасте от 3 до 4 лет не всегда хорошо адаптируются в группе. Особенно это касается тех малышей, которые не ходят в детский сад или кружки. Приходя на занятия, они будут долго привыкать к работе в коллективе и слушать педагога. Таким крошкам лучше заниматься кубиками Зайцева дома с мамой. Дети до 3 лет еще неспособны эффективно заниматься в группе. Они быстро устают, не умеют внимательно слушать педагога, не могут заниматься больше 10-15 минут подряд. Согласитесь, из-за такого небольшого „урока" не стоит никуда водить или возить маленького ребенка. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, и ваш малыш успевает забыть, что было на прошлом уроке. С крошками лучше заниматься кубиками Зайцева каждый день понемножку и делать это старайтесь конечно же дома.
Обобщение многолетнего опыта работы родителей, воспитателей, учителей вот о чё м говорит:
• Многие родители способны обучать детей сами. У особо нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать-считать даже двухлетки.
• Дети, знакомые с Кубиками Зайцева, быстрее выходят в речь, чище берут звуки.
• Дошкольники четырёх-пяти лет начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий.
• Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются.
• Первоклассники начинают читать, складывать-вычитать в пределах ста в первую неделю.
• Изучение русского языка из трудного и занудного предмета можно сделать легким и увлекательным.
• Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьёзных учёных, резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.
Процентов 70-80 детей к семи годам без всяких перегрузок и даже с укреплением психофизических характеристик можно подготовить к занятиям по программам нынешних третьих-четвёртых классов.
Правила проведения занятий по методике Зайцева
Во-первых, следует всегда помнить, что с ребенком нужно вести занятие только в игровой форме. Раскованность обстановки, постоянное движение, переключение внимания между развивающими игрушками таблицами и физическими игровыми упражнениями. Материал ни в коем случае не должен навязываться ребенку, иначе это приведет к обратной реакции - угасанию интереса к обучению. Посему родителям, которые желают дома самостоятельно обучать ребенка по данной методике следует быть очень аккуратным. Помните: развитие в среднем темпе (не спеша) приводит к наиболее эффективным результатам, развитие в быстром темпе может иметь результат как более быстрое обучения ребенка, так и привести к полному отрицанию обучения, отсутствию интереса, замедлению развития. Один из негласных слоганов методики «Воспитай гения!» Собственно в этом и заключалась основная идея методики : возможность донести и научить ребенка программе младших классов еще в дошкольном возрасте.
Стандартный урок Зайцева продолжается 25 минут в игре. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Зайцев не упраздняет систему Домана (больше о Г. Домане и его системе мы расскажем в наших других статьях, работающую во всем мире: используется сама идея раннего развития. Параллельно с методом Зайцева можно применять систему физического развития по Доману. Очень часто методику Зайцева используют наряду с методикой по системе Монтессори.
Развивающие занятия с использованием Кубиков Зайцева
«Свое имя»
Как же ребенок любит имена, особенно свое. Естественно возникает желание поскорее научиться его читать. Увлекательно и с пользой ребенок может осуществить свое желание и по таблице, и по кубикам. Кроме того, что ребенок уже счастлив, что умеет писать свое имя указкой или кубиками, он развивает свою память, а также производит звуковой анализ и составной анализ.
«Песни, хлопки, притопы»
В данном упражнении заложен принцип пения складов как вертикально, так и горизонтально. А хлопки и притопы превращают упражнение в интересную форму игры. Если вас пугает что производится вертикальное пропевание всех складов согласных с гласными, не страшно, ведь это не заучивание, а привыкание к различным звукам, и корректировка звукопроизношения. Вот увидите, ребенок сам вас удивит, когда узнает в журнале ту или иную букву, а может даже склад, которые он «пел» на занятии.
«Кто быстрее»
Упражнение соревновательного характера. Какой ребенок не любит соревнования, при этом происходит непринужденное развитие зрительной памяти, быстроты реакции и восприятия. Допустим, требуется найти тот или иной кубик по описанию педагога, а кубиков то много. Игровой процесс поиска приведет к достойному результату. И детям не скучно, и педагог продвигается к своей цели.
«Музыкальный поезд»
Дети – артисты с самого рождения. Артисты поют, танцуют, в общем, выступают и показывают себя. Данное упражнение позволяет проявить свои артистические способности каждого ребенка.
Составляем складовый поезд из вагончиков (кубиков, например все согласные с гласной А (БА, ПА, ВА, ФА, ГА, КА и т. д., далее выбираем любимую и знакомую песню для малышей, например, «В лесу родилась елочка», и на мотив этой песни пропеваем наш веселый поезд. Проявляем творческие способности, развиваем звукопроизношение и зрительное восприятие.
В данной методике большое количество разнообразных игр и упражнений, которые вызывают не менее значимый интерес у ребенка в познании страны букв и слов, а также вызывают положительные эмоции у родителей, наблюдающих за результатами своих чад. Следствием этого является снятие комплексов и стрессов у детей, улучшение психологического состояния ребенка.
Предполагаемый результат
• Ребята удивительно рано и удивительно быстро соглашаются на письмо указкой по таблице
• Приобретение навыков закрепления и автоматизации грамотного письма.
• Постепенно у детей происходит превращение знаков в звуки — чтение
Конспект занятия по чтению (методика Зайцева) .
Тема: «Путешествие в сказку».
Программное содержание: Знакомить с животными и их детёнышами, учить называть их. Активизировать речь детей. При звукоподрожаниях обратить внимание, на четкое произношение звуков “мь”, “сь”, дифоренцировать громкость их произношения имитируя голоса животных и их детёнышей, произносить склады пропевно. Воспитывать желание, больше узнать о домашних животных.
Материалы к занятию:
– Картинки домашних животных и их детёнышей
– Кубики Зайцева
– Таблица
Ход занятий
– Ребята здравствуйте к нам прикатился гость кто это?
– Колобок
– Правильно ребята, это колобок. Он приглашает нас к своим друзьям. Пойдём за ним?
Колобок катится, и останавливается около домика, где нарисовано окошко.
– Ребята это кто?
– Кошка
– Правильно ребята. А как она зовёт своих малышей котят пить молоко?
– Мяу.
– Молодцы ребята. А давайте найдём её котят.
“Их ребята ищут среди картинок. Нашли и кладут около дома кошки”
Катится колобок к домику собаки
– Ребята кто в этом домике живёт?
– Собака
– Молодцы правильно. А как она зовёт своих детей щенят кушать?
– Гав.
– Молодцы ребята, а давайте найдем ее щенят.
“Их ребята ищут среди картинок. Нашли и кладут около домика собаки”
Катится колобок к домику лошади, коровы, козы. Вопросы аналогичные.
А сейчас ребята мы с вами поиграем, принесите мне “золотые кубики”, “деревянные”, “каменные”. Покажите мне какие кубики звенят? Какие стучат?
Подходим к таблицам:
– Ребята найдите мне песенку барабана:
БА БО
БИ БЕ
БЮ БУ
БЫ БЁ
– Найдите песенку молоточка:
ТА ТО
ТИ ТЕ
ТЮ ТУ
ТЫ ТЁ
– Найдите песенку капризульки:
ФА ФО
ФИ ФЕ
ФЮ ФУ
ФЫ ФЁ
Так же аналогично находят песенку мамы, папы.
– Подойди сюда Саша. Давай Саша найдем твою песенку, Са-ша.
– Катюша давай напишем твоё имя. Ка-тя.
– Ребята посмотрите, а колобок тоже хочет написать своё имя, ко-ло-бок.
Колобок прощается с ребятами и уходит.
– Ребята вам понравилось занятие? А вам было трудно?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей. Зайцев Н. А. – С – Петербург, «лань», 1998г.
2. Обучение с пеленок. Кубики Зайцева в семье. Данилова Л. – С-Петербург, Издательский Дом «Нева», Москва «ОЛМА – ПРЕСС», 2003г.
3. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – С-Петербург,