Ольга Перькова
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Публикация «Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику под редакцией В, Я, Коровиной» размещена в разделах
- Корова, теленок. Все о коровах
- Литература. Уроки литературы
- Литературная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Структура документаРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум
с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи : словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочих недель.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать :
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:Коровина В. Я. и др. Литература : Учебник-хрестоматия для 6 класса : В 2ч. - М. : Просвещение, 2008.
Литература : 6 класс : Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2008.
Для учителя:Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература : Методические советы: 6 класс. - М. : Просвещение, 2006.
Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по программе В. Я. Коровиной
№ п/п
Система уроков
(тема и цель)
Тип урока
Педагогические средства, формы
(виды деят-ти) УУД. Планируемый результат и уровень освоения.
Компетенции: Дата
по плану/
факт.
Учебно-познавательная
Информационная
Базовый
уровень Продвинутый уровень
1. Художественное произведение: содержание и форма. Автор и герои.
(1 ч).
Ц е л и: дать учащимся представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства, героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития учащихся Чтение / обсуждение Беседа, работа с книгой, демонстрация З н а т ь:
литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении.
З н а т ь:
литература и другие виды искусства.
Уметь
конспектировать
2. Устное народное творчество Обрядовый фольклор.
Ц е л и: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся
Чтение/
слушание ТСО/
изучение Слово учителя,
сообщения уч-ся,
комментарий, беседа З н а т ь:
понятие обрядового фольклора; основные его жанры.
У м е т ь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен. З н а т ь:
жанры обрядового фольклора: колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни.
У м е т ь: характеризовать их содержание и поэтику. Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе
3.
ВН 1 Обрядовый фольклор.
Традиционные обряды жителей Сибири.
Ц е л и: познакомить учащихся с обрядовым фольклором нашего края; развивать любовь к своей «малой» родине; эстетический вкус учащихся Внеклассное чтение 1
/краеведение/ Слово учителя,
сообщения уч-ся,
комментарий, беседа З н а т ь:
традиционные обряды жителей своего края
У м е т ь:
сравнивать обрядовый фольклор Руси и своего края Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения
4. Пословицы и поговорки. Народная мудрость в них.
Загадки.
Ц е л и: дать понятие о пословицах и поговорках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; прямой и переносный смысл пословиц Чтение / обсуждение Беседа, работа с книгой, демонстрация творческих работ уч-ся З н а т ь :
понятия пословицы и поговорки, загадки; их отличительные признаки.
У м е т ь:
отличать пословицу от поговорки.
З н а т ь: тематическое многообразие пословиц и поговорок; некоторые известные собрания (Даль В. И. и др.); народная мудрость в пословицах. Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения
5.
Русские летописи. «Повесть временных лет».
“Сказание о Белгородском киселе”. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
Ц е л и: продолжить знакомство с летописными жанрами; сказание как жанр древнерусской литературы; учить художественному пересказу произведения
Чтение/
изучение
Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному
З н а т ь:
сказание как летописный жанр; содержание “Сказания о Белгородском киселе”.
У м е т ь:
выполнять художественный пересказ текста
З н а т ь: особенности связи предложений в тексте летописи.
У м е т ь: характеризовать поэтику произведений
Анализ текста и устного высказывания. Умение вступать в речевое общение
6. Русские басни.
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце.
Осуждение безделья, лени, хвастовства в басне «Муха».
Ц е л и: продолжить знакомство с жанром басни, её особенностями; обучение художественному чтению
Чтение/
изучение Слово учителя, художественное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:
особенности басни как жанра; содержание изучаемого произведения.
У м е т ь:
выполнять выразительное чтение текста З н а т ь:
определения понятий аллегория и мораль
У м е т ь:
находить в тексте примеры аллегорий; объяснять смысл морали в басне;
выявлять особенности языка 18 века в басне. Анализ художественного произведения. Умение вступать в речевое общение, дополняя высказывания, а также строя собственное.
7. Иносказание в баснях И. А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и соловей».
Ц е л и: продолжить знакомство с жанром басни, её особенностями; обучение художественному чтению
Чтение/
изучение Слово учителя, художественное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:
особенности басни как жанра; содержание изучаемого произведения.
У м е т ь:
выполнять выразительное чтение текста З н а т ь:
определения понятий аллегория и мораль
У м е т ь:
находить в тексте примеры аллегорий; объяснять смысл морали в басне;
выявлять особенности языка 18 века в басне. Анализ художественного произведения. Умение вступать в речевое общение, дополняя высказывания, а также строя собственное.
8. Выразительное рассказывание и инсценирование русских басен.
Ц е л и: развивать творческие способности и эстетический вкус учащихся
Изучение произведения Художественное чтение наизусть; инсценирование (групповая деятельность) З н а т ь:
особенности художественного чтенияУ м е т ь:
выполнять выразительное чтение текста У м е т ь:
проявлять творческие способности в инсценировании
9. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества.
Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
Ц е л и: познакомить с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет; познакомить с основными мотивами лирики поэта (мотив неволи в стихотворении); дать понятие об интонации стихотворения; Чтение/
изучение Слово учителя, сообщения учащихся, слайд -материалы; портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина
“Пушкин на лицейском экзамене”; фотографии Царского Села З н а т ь:
период жизни Пушкина в Царскосельском лицее; вольнолюбивый характер стихотворения.
У м е т ь:
выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.
З н а т ь:
основные этапы жизни и творчества Пушкина; мотивы лирики поэта.
Совершенствование навыков работы с книгой, словарем, Интернет-ресурсами.
Умение вступать в речевое общение.
10. А. С. Пушкин. “Зимнее утро”. Мотивы единства красоты природы и красоты человека.
/Обучение анализу поэтического текста/.
Ц е л и: познакомить с Пушкиным-художником, способным видеть красоту окружающей природы; дать понятие о двусложных размерах;
познакомить с новыми фигурами речи (антитеза, прием контраста); дать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; показать роль композиции в понимании смысла стихотворения Чтение/
изучение Слово учителя, беседа по тексту;
Пробное творческое сочинение-анализ З н а т ь:
двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.
У м е т ь:
определять их самостоятельно.
З н а т ь:
понятие темы и поэтической идеи стихотворения.
У м е т ь:
- характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи;
- характеризовать композицию.
Анализ поэтического текста и устного высказывания.
Умение строить письменное связное высказывание.
11. Стихотворение А. С. Пушкина “И. И. Пущину”. Тема дружбы в послании.
Ц е л и: познакомить с жанром стихотворения-послания; показать, как раскрывается тема дружбы в стихотворении Чтение/
изучение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному;
сочинение-миниатюра “Дружба в моей жизни” З н а т ь:
особенности жанра послания; двусложные размеры (ямб, хорей).
У м е т ь:
- анализировать поэтический текст;
- определять размер стихотворения;
- строить связное высказывание по теме З н а т ь:
средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина
Уметь:
находить художественные средства в поэтических текстах
Анализ поэтического текста и устного высказывания.
Умение строить письменное связное высказывание.
12. ВН 2 А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина» (“Метель”, “Барышня-крестьянка”). Сюжет и герои повестей. Роль случая в композиции произведений.
Ц е л и: познакомить с циклом “Повести Белкина”, содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности, нравственные аспекты Внеклассное чтение 2 Слово учителя, сообщения уч-ся;
беседа по прочитанному; дискуссия на тему З н а т ь:
содержание текстов, историю создания.
У м е т ь:
выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.
З н а т ь: художественные особенности повестей; идейное содержание.
У м е т ь:
- отстаивать свою точку зрения;
- проводить сопоставительный анализ образов Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов
13-
14-
15. А. С. Пушкин. Повесть “Дубровский.
- Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.
- Протест Владимира Дубровского против несправедливости, произвола и деспотизма.
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в произведении.
- Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Развитие понятия о композиции.
Ц е л и: знакомство с исторической подоплёкой повести; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия “сюжет” и “композиция”; познакомить с композицией данного произведения; совершенствовать умение составлять план произведения Чтение/
изучение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному; фрагменты из кинофильма “Дубровский” ТСО;
работа с репродукциями к произведению;
художественные пересказы некоторых фрагментов З н а т ь:
- понятия “сюжет” и “композиция”;
- роман как один из эпических жанров литературы.
У м е т ь:
- составлять план событий,
- говорить о композиции повести.
З н а т ь: историческую подоплеку произведения.
У м е т ь:
- анализировать некоторые эпизоды,
- приводить в примеры цитаты,
- отстаивать свою точку зрения.
План как вид информационной переработки текста
16.-17
РР
1-2. Подготовка к сочинению размышлению в классе по прочитанному произведению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Написание сочинения.
Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу Развитие
Речи 1-2
/практикум/ Слово учителя.
Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь :
методику действий при написании творческой работы.
У м е т ь:
- составлять план к сочинению
- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
18. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворений “Парус”, “Тучи”.
Ц е л и: вспомнить основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; познакомить с биографической основой стихотворения “Парус”; показать основные мотивы лирики поэта в целом и основной мотив стихотворения (жажда борьбы и свободы, прием сравнения как основа построения стихотворения “Тучи”; работать над выразительным чтением стихотворения; умением анализировать, делать выводы Чтение/
изучение Слово учителя,
Слушание /ТСО/, комментированное чтение, портреты, выставка книг З н а т ь:
- биографические факты,
- содержание и тему стихотворения “Парус”;
- прием сравнения в композиции произведения.
У м е т ь: выразительно читать стихотворный текст.
З н а т ь:
основные мотивы лирики поэта.
У м е т ь:
- анализировать поэтический текст и
- делать выводы Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение
19-20.
РР
3-4 Подготовка к анализу стихотворения в классе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».
Тема разрушения красоты, гармонии человека с миром.
Ц е л и: продолжить знакомство с лирикой Лермонтова; продолжить знакомство со стихотворными размерами; обучать анализу лирического произведения Развитие
Речи 3-4
/практикум/ Слово учителя.
Работа с учебником.
Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь : трехсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий).
У м е т ь:
- определять размер стихотворения
- вступать в речевое общение З н а т ь:
План анализа поэтического текста
У м е т ь:
Анализировать поэтический текст Умение вступать в речевое общение.
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.
21. И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
Духовный мир крестьянских детей в рассказе “Бежин луг”.
Ц е л и:продолжить знакомство с биографией И. С. Тургенева; познакомить с содержанием цикла рассказов; с нравственной проблематикой рассказов: отражение существенных черт русского национального характера Чтение/
обсуждение Слово учителя, сообщения уч-ся, беседа, работа с книгой, демонстрация З н а т ь:
Общее содержание цикла рассказов.
У м е т ь:
составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию. Владение монологической и диалогической речью
22. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Картины природы и портреты героев в рассказе «Бежин луг».
Ц е л и:продолжить знакомство с рассказом И. С. Тургенева; дать представление о портрете и пейзаже в художественном произведении и их роли; закрепить умение находить образные средства и определять их роль. Чтение/
изучение беседа, работа с произведением; анализ З н а т ь:
содержание понятия пейзаж и портрет.
У м е т ь:
Находить в тексте художественные средства создания образов. У м е т ь:
Определять в тексте произведения роль художественных средств создания образов. Умение вступать в речевое общение.
Владение монологической и диалогической речью
23. Ф. И. Тютчев. Слово о поэте.
Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева.
Стихотворения: “С поляны коршун поднялся…”, “Неохотно и несмело…”
Ц е л и: познакомить с фактами биографии поэта; обучение выразительному чтению; учить анализировать стихотворения Чтение/
изучение Слушание поэтических произведений /ТСО/ беседа, проблемные задания У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст. З н а т ь:
об образной яркости и философской глубине лирики Тютчева.
У м е т ь:
выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы. Умение вступать в речевое общение.
Владение монологической и диалогической речью
24. Ф. И. Тютчев. «Листья – символ краткой, но яркой жизни».
Обучение анализу стихотворения. Чтение/
изучение Слушание поэтического произведения /ТСО/ беседа, анализ З н а т ь:
Особенности анализа поэтического произведения
У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст. У м е т ь:
Анализировать поэтический текст Умение вступать в речевое общение.
Отражение в устной форме результатов своей деятельности.
25. А. А. Фет. Слово о поэте.
Природа как воплощение прекрасного в лирике А. А. Фета.
“Ель рукавом мне тропинку завесила…”
Ц е л и: познакомить с фактами биографии поэта; показать особенности изображения природы в лирике поэта; обучение выразительному чтению Чтение/
обсуждение Слушание поэтических произведений /ТСО/ беседа, проблемные задания У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст З н а т ь:
об образной яркости и глубине лирики Фета.
У м е т ь:
выявлять авторские размышления о природе. Владение монологической и диалогической речью
26. А. А. Фет. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности в стихотворении
“Учись у них – у дуба, у берёзы…”
Ц е л и: продолжить знакомство с особенностями изображения мира природы в лирике поэта Чтение/
изучение Слушание /ТСО/ беседа, анализ З н а т ь:
Особенности лирики как рода литературы
У м е т ь:
Применять знание теории при анализе произведения. У м е т ь:
Выявлять средства создания образа в поэтическом тексте. Анализ поэтического текста и устного высказывания.
27. Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Картины подневольного труда и величие народа – созидателя в стихотворении “Железная дорога”.
Ц е л и: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить со стихотворением “Железная дорога”;
постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова Чтение/
изучение Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины К. А. Савицкого З н а т ь:
факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения.
У м е т ь: определять тематику произведения; З н а т ь: художественные особенности стихотворения Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение
28. Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога”.
Ц е л и: показать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа, эпиграф, диалог – спор, сочетание реальности и фантастики; постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова; продолжить знакомство с трехсложными стихотворными размерами Чтение/
изучение беседа, проблемные задания, анализ З н а т ь:
своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа в организации поэтического текста.
У м е т ь: характеризовать стилистические средства. З н а т ь:
дактиль, анапест, амфибрахий.
У м е т ь:
определять трехсложные размеры. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
29.
ВН 3 Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. Историческая поэма «Дедушка».
Декабристы и наш край.
Ц е л и: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить с исторической поэмой “Дедушка”;
Показать связь нашего края с тематикой, поднятой в произведении Внеклассное чтение 3
/краеведение/ Слово учителя,
сообщения уч-ся,
комментарий, беседа З н а т ь:
События истории, послужившие основой стихотворения.
У м е т ь:
Сравнивать поэтическое восприятие и событие. З н а т ь:
Историю своего края Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения
30. Н. С. Лесков. Сказ “Левша”. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа и бесправие его.
Ц е л и: сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания “Левши” и идейным смыслом произведения; дать определение сказа, начать работу над сказом; отметить своеобразие произведения; работать над выборочным пересказом, словарем Чтение/
изучение Слово учителя, комментированное чтение, портрет, иллюстрации З н а т ь:
сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.
У м е т ь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов. З н а т ь: автор и сказитель (рассказчик) в сказе.
У м е т ь: характеризовать язык и стиль писателя Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать в речевое общение
31. Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша».
Ц е л и: работать над особенностями языка произведения, его связь с фольклором; начать работу над характеристикой Левши; продолжить работу над непонятными учащимся словами Чтение/
изучение Чтение по ролям, беседа по вопросам З н а т ь:
понятие “речевая характеристика”.
У м е т ь: выполнять характеристику героя. З н а т ь: фольклорные элементы в сказе; Словарь как вид информационной переработки текста
32.-33.
РР 5-6 Подготовка к сочинению в классе «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша».
Написание сочинения.
Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу в соответствии с темой. Развитие
Речи 5-6
/практикум/ Слово учителя.
Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь :
методику действий при написании творческой работы.
У м е т ь:
- составлять план к сочинению
- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
34. А. П. Чехов. Разоблачение лицемерия в рассказе “Толстый и тонкий”.
Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Ц е л и: организовать встречу учащихся с А. П. Чеховым – писателем и человеком; раскрыть природу смешного в рассказах Чехова
изучение произведения
слово учителя
беседа по прочитанному
З н а т ь:
роль юмора в повествовании.
У м е т ь: характеризовать художественные особенности рассказа. Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме
35.
ВН 4 Автор и герой в рассказах
М. Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ “Встреча”.
Ц е л и: показать взаимоотношения автора и героя-повествователя; отметить особенности языка и жанра Внеклассное чтение 4
Беседа по прочитанному,
работа по вопросам.
Инсценирование рассказа. З н а т ь:
Текст рассказа;
особенности отношения
автора к герою.
У м е т ь: характеризовать
особенности языка рассказа.
Чтение/
изучение Слово учителя, комментированное чтение, портреты Чехова 80-х годов З н а т ь:
сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа.
У м е т ь: анализировать содержание З н а т ь:
природа смешного в рассказах Чехова.
У м е т ь: характеризовать поэтику и стиль. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.
36. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.
Ц е л и: расширить знания учащихся о русской поэзии XIX в. ; продолжить работу над выразительным чтением учащихся; совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Урок - концерт Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, музыкальные фрагменты из “Времен года” П. И. Чайковского З н а т ь:
поэтов XIX века: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова.
У м е т ь: анализировать лирическое произведение, находить образные средства языка З н а т ь: особенности жанра.
37. Обобщающий урок по разделу “Литература XIX века”.
Ц е л и: проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы Обобщающий урок Проблемные задания различного уровня сложности З н а т ь:
содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия.
У м е т ь: выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа. З н а т ь:
понятия: “лирический герой”, “художественный образ”.
У м е т ь:
выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения. Уметь находить и использовать информацию
38. А. Грин. Рассказ о писателе.
Главные герои книги А. Грина “Алые паруса”.
Ц е л и: рассказать о писателе,
познакомить с героями повести (на основе 1 главы, раскрыть отношение автора к героям Чтение/
обсуждение Рассказ учителя, сообщения уч-ся,
Беседа (по 1 главе) З н а т ь:
- биографию писателя
- содержание 1 главы повести.
З н а т ь:
историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях.
У м е т ь:
давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов
39.
ВН 5 А. Грин. Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести «Алые паруса»
Цели: показать душевную чистоту героев, нравственную проблематику произведения. Внеклассное чтение5
пересказ эпизодов повести, словесное (устное) рисование З н а т ь:
содержание повести.
У м е т ь:
выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа У м е т ь:
Пересказывать главу произведения, находить главное в тексте произведения при ответе на вопрос Владение монологической речью при ответе на поставленный вопрос.
40. А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас / по рассказу «Неизвестный цветок»/.
Ц е л и: дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить с рассказом “Неизвестный цветок”; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя Чтение/
изучение Беседа по вопросам, устное словесное рисование З н а т ь:
факты биографии Платонова; содержание рассказа.
У м е т ь:
Видеть авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; сопоставлять эпизоды произведения, сравнивать героев Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания
41.-42.
М. М. Пришвин. Сказка-быль “Кладовая солнца”.
- Нравственная суть взаимоотношений
Насти и Митраши.
Ц е л и: познакомить с фактами биографии; дать понятие жанра “сказка-быль”; познакомить с
идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев. Чтение/
изучение портрет писателя,
комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.
Инсценировка эпизодов “Ссора Насти и Митраши”, “Спасение Митраши” З н а т ь: биографические сведения о Пришвине; жанр “сказка-быль”.
У м е т ь:
давать характеристику герою
З н а т ь: особенности творческой манеры писателя. Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
43.
- Образы природы в сказке – были.
Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
- Особенности композиции и смысл сказки – были.
Ц е л и: подвести к определению главной идеи произведения; совершенствовать навыки сопоставления героев, эпизодов; провести анализ эпизода “Рассказ о ели и сосне…”; отметить нравственные проблемы в “сказке-были”; рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия; определить сказочные мотивы в повествовании и их художественную функцию З н а т ь:
основная мысль произведения; философский смысл названия.
У м е т ь:
проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному.
44.
РР 7 Готовимся к сочинению – размышлению по теме «Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.
Ц е л и: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу в соответствии с темой. Развитие
Речи 7
Слово учителя.
Индивидуальная работа уч-ся З н а т ь :
методику действий при написании творческой работы.
З н а т ь: виды сказок, сказка народная и литературная.
З н а т ь: особенности композиции.
У м е т ь: характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы, поставленные в произведении. Уметь работать с информационными источниками и
готовить сообщение по те
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.
45. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
Ц е л и: познакомить с творчеством
К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»,
Д. Самойлова «Сороковые»…
Помочь осмыслить тему войны; воспитывать в уч-ся патриотические чувства Урок - концерт Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.
ТСО / Аудиозаписи песен В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”,
А. В. Александрова “Священная война” и др. З н а т ь:
факты биографии Симонова, Самойлова.
У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений. У м е т ь:
- составлять план к сочинению
- писать работу в соответствии с планом. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
46.
ВН 6 Дети и война в произведении А. А. Лиханова «Последние холода».
Ц е л и: познакомить с творчеством
А. А. Лиханова и его произведением;
Помочь осмыслить тему войны; воспитывать в уч-ся патриотические чувства Внеклассное чтение 6
Слово учителя,
комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.
З н а т ь:
содержание произведения.
У м е т ь:
выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, уметь пересказывать текст. З н а т ь:
лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне;
отражение в искусстве. Уметь воспроизводить выразительно полученную информацию; адекватно воспринимать услышанное.
47. В. П. Астафьев. Слово о писателе. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе “Конь с розовой гривой”.
Самобытность героев рассказа.
Ц е л и: познакомить с биографией писателя;
углубить понятия “жанр рассказа”, “сюжет”, “конфликт”;
совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста Чтение/
изучение Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию З н а т ь:
факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра.
У м е т ь:
проводить анализ отдельных эпизодов. З н а т ь:
историко-культурные сведения о ВОВ. Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
48. “Весело и интересно проведенный день” (нравственные проблемы рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”).
Ц е л и: обсудить нравственные проблемы (честность, долг, доброта); ввести понятие “детали”; определить художественную роль пейзажа в рассказе Чтение/
обсуждение Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:
понятие художественной детали.
У м е т ь:
выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении З н а т ь:
понятия сюжет, конфликт.
У м е т ь: характеризовать сюжетную линию произведения. Уметь работать с информационными источниками и готовить сообщение по теме
49. В. Г. Распутин. Слово о писателе. “Уроки французского”. Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники.
Ц е л и: познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; показать, как отражены в рассказе трудности послевоенного времени; рассмотреть приемы характеристики героя; ввести понятия посвящения, предисловия; познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя (портрет литературного героя); вспомнить прием антитезы Чтение/
изучение Беседа-размышление по прочитанному З н а т ь:
факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия “посвящение”, “предисловие”; прием антитезы; композицию рассказа.
У м е т ь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя. З н а т ь:
пейзаж и его роль в произведении.
Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов
50.-51 Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
Ц е л и: подвести к пониманию душевной щедрости учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; обсудить смысл названия рассказа Чтение/
обсуждение Беседа по прочитанному З н а т ь:
смысл названия рассказа.
У м е т ь:
составлять устный портрет литературного героя. З н а т ь:
отражение в рассказе послевоенной тематики; элементы композиции и их назначение
У м е т ь:
приводить примеры сравнений из других произведений; проводить сравнительный анализ образов. Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение. Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, формулирование выводов
52. Фазиль Искандер.
Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе “Тринадцатый подвиг Геракла”.
Юмор в рассказе.
Ц е л и: познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; показать роль юмора в рассказе; определить нравственные проблемы, затронутые в произведении Чтение/
изучение Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию З н а т ь:
факты биографии писателя; содержание рассказа.
У м е т ь:
постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении. У м е т ь:
составлять цитатный план к работе; выполнять сравнительный анализ эпизодов, героев. Создание письменных высказываний
53. В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев –“чудиков”, правдоискателей, праведников.
Ц е л и: познакомить с содержанием и нравственной проблематикой рассказов Чтение/
изучение Слово учителя.
Беседа по прочитанному З н а т ь:
особенности шукшинских героев – “чудиков”, правдоискателей, праведников.
54. Поэтизация родной природы в лирике С. Есенина и А. Блока.
Ц е л и: дать сведения о жизни и творчестве С. Есенина/ «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»/ и А. Блока / «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»/; тема Родины и родной природы в творчестве поэтов; обучать выразительному чтению, показать фольклорные традиции в поэзии; ввести понятие “аллитерация”
Урок - концерт Слово учителя,
Слушание /ТСО/, чтение с комментариями учителя, просмотр видеоматериалов, репродукций;
подготовить сообщения о поэтах; чтение наизусть З н а т ь:
сведения о жизни и творчестве С. Есенина и А. Блока; темы лирики поэтов; понятие “аллитерации”.
У м е т ь: выразительно читать стихотворный текст (а в том числе и наизусть). У м е т ь:
раскрывать проблематику рассказов Шукшина: человеческая открытость миру как синоним незащищенности Владение монологической и диалогической речью
55. Постижение красоты природы в лирике А. А. Ахматовой и
Н. М. Рубцова.
Ц е л и: дать сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой («Перед весной бывают дни такие…») и
Н. Рубцова («Звезда полей»); ввести понятия псевдонима и ассоциации; уяснить смысл понятия «тихая» лирика Рубцова; показать поэтический мир поэтессы и роль художественной детали в поэзии Чтение/
изучение Слово учителя,
Слушание /ТСО/, комментированное чтение стихотворений З н а т ь:
сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой и
Н. Рубцова; понятие псевдонима; понятие ассоциации.
У м е т ь:
“видеть” роль художественной детали в тексте произведения. З н а т ь:
цветопись и звукопись поэзии Есенина и Блока; песни на стихи Есенина.
У м е т ь:
находить фольклорные элементы в поэзии; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения Уметь находить и использовать информацию
56.
ВН 7 Поэтизация родной природы
в лирике поэтов Тюменского
края.
Ц е л и: расширить знания
учащихся
о поэтах нашего края;
показать своеобразие
раскрытия темы
природы в произведениях поэтов
Тюменского края;
воспитание чувства патриотизма;
продолжить работу над
выразительным
чтением учащихся; совершенствовать
навыки анализа поэтического текста. внеклассное чтение 7
57-58. Мифы Древней Греции.
Понятие о мифе. Двенадцать подвигов Геракла / “Скотный двор царя Авгия”, “Яблоки Гесперид”/.
Ц е л и: активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира;
понятие “герой” в древнегреческой мифологии, положительный герой, совершенствовать навыки пересказа, умения анализировать и делать собственные выводы Чтение/
изучение Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи, привлечение знаний по истории, демонстрация.
Сообщения учащихся о представлениях в греческой мифологии о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации к древнегреческим мифам. З н а т ь:
понятие мифа; понятие “герой” в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов (на выбор).
У м е т ь:
выполнять художественный пересказ эпизодов.
З н а т ь: отличительные особенности мифа и сказки.
Уметь:
анализировать и делать собственные выводы У м е т ь:
Сравнивать поэтические произведения одной тематики и видеть своеобразие темы природы в лирике Тюменских поэтов
Уметь находить и использовать информацию.
Владение монологической и диалогической речью / Слово учителя, выставка книг,
Сообщения уч-ся о поэтах Тюменского края, выразительное чтение (наизусть, анализ поэтических произведений З н а т ь:
Поэтов нашего края, произведения, ими созданные
У м е т ь:
Выразительно читать и анализировать поэтические произведения З н а т ь:
поэтический мир поэтов; выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения. Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение
59-60 Из древнего эпоса. Гомер.
«Илиада» (песнь 18 «Изготовление оружия») и “Одиссея” (Одиссей на острове у циклопов) как героические эпические поэмы.
Ц е л и: дать понятие о древнегреческом эпосе; познакомить учащихся с троянским циклом, с основными событиями изучаемого произведения; учить составлять характеристику героя на основании его поступков; обучать чтению поэмы; анализировать художественные особенности произведения Чтение/
изучение Рассказ учителя, чтение, беседа по прочитанному, комментарий учителя З н а т ь:
эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия “гипербола”, “постоянный эпитет”.
У м е т ь:
давать характеристику герою, анализировать его поступки. З н а т ь:
картина мира в представлениях древних.
У м е т ь:
представить ее в виде схемы или рисунка.
Знать:
значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии. Совершенствование навыков работы с книгой, словарем.
Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
61. Обобщающий урок по теме “Мифы народов мира”.
Ц е л и: проверить качество и уровень знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела “Мифология” (миф, герой в мифологии, картина мира, умение давать характеристику герою, делать анализ эпизода, пересказывать эпизод и пр.) Обобщающий урок Проблемные задания различного уровня сложности.
Викторина по теме “Мифология” З н а т ь:
содержание изученных мифов, понятие мифа; основные образы древнегреческой и славянской мифологии.
У м е т ь:
давать характеристику герою, делать анализ эпизода, владеть навыками пересказа З н а т ь:
содержание некоторых других отрывков из поэмы.
У м е т ь:
проводить сравнительный анализ образов (Одиссей и Геракл, сопоставлять отрывок из поэмы с русской народной сказкой “Лихо одноглазое”. Создание устных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости.
Подбор аргументов, формулирование выводов
62. Ф. Шиллер. Баллада “Перчатка”. Идеи благородства, чести и человеческого достоинства в балладе.
Ц е л и: познакомить с произведением; раскрыть идею баллады, показать напряженность сюжета и неожиданность развязки. Чтение/
изучение Слово учителя,
Слушание /ТСО/, комментированное чтение, беседа по прочитанному З н а т ь:
содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста. З н а т ь:
основные образы и сюжеты мифологии народов мира (древнегреческой и славянской).
У м е т ь: сопоставлять их и анализировать. Подбор аргументов, формулирование выводов
63. П. Мериме. Новелла “Маттео Фальконе”. Своеобразие главного героя.
Ц е л и: познакомить с произведением, раскрыть сюжет, тему и идею, показать характер главного героя как двигатель сюжета Чтение/
обсуждение Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному.
Сообщения уч-ся о писателе.
Литературоведческая справка о жанре “новелла” З н а т ь:
содержание произведения. Владеть навыками анализа текста З н а т ь: биографические сведения о писателе.
У м е т ь:
проводить сравнительный анализ баллад в разных переводах. Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов
64. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе.
“Маленький принц” как философская сказка – притча. Вечные истины в сказке.
Ц е л и: познакомить учащихся с личностью А. де Сент-Экзюпери и его творчеством; донести философский смысл сказки. Чтение/
обсуждение Сообщения уч-ся о писателе.
Литературоведческая справка о жанре “притча”.
Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному.
З н а т ь:
основные факты биографии писателя; содержание сказки.
У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр литературного произведения;
выявлять авторскую позицию; З н а т ь: биографические сведения о писателе, определение жанра “новелла”.
У м е т ь:
проводить сравнительный анализ жанров “новелла” и “рассказ”. Владение монологической и диалогической речью, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
65. Мир художественной литературы и читатель.
(Рекомендация книг для летнего чтения.)
Ц е л и: проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы; выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:
– Мои любимые литературные герои и их нравственные качества;
– Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе? Итоговый
урок.
Портреты писателей, чье творчество изучалось в этом учебном году, беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа З н а т ь:
теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы
6 класса.
У м е т ь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения. Выписать крылатые выражения из сказки.
Размышление на тему «Чем мне близок Маленький принц?» (творчество уч-ся) Владение монологической и диалогической речью.
Поиск нужной информации по заданной теме.
66-68. Резервные уроки.