Наталья Березенко
Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе. Конспект занятия «Кто улетит, кто останется?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Кто улетит, кто останется?»
воспитатель Березенко Наталья Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №10
г. Алексеевки Белгородской обл.
Программное содержание: Актуализировать представления детей о птицах Белгородской области.
Формировать представления детей о приспособлениях птиц
связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Развивать умения работать с моделями
алгоритмами.
Публикация «Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, Конспект занятия „Кто улетит, кто останется?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Воспитывать бережное отношение к ближайшему природному окружению, уменн сопереживать, развивать потребность помогать птицам выживать в зимний период.
Предварительная работа: систематические наблюдения, их анализ, рассматривание
иллюстраций, чтение и анализ рассказов, сказок, стихов о птицах, загадывание, разгадывание и выявление смысла загадок, имитационные и дидактические игры.
Материал: игровой персонаж Незнайка, фпанелегра^ схемы- модели.
Методические средства: игровая технология; беседа, работа с изобразительной наглядностью иллюстрациями с изображением птиц, моделирование, чтение стихотворений, пословиц поговорок о птицах
Коммуникативная деятельность
Чтение художественной литературы
Ход занятия:
Воспитатель (читает стихотворение) :
О сень золото роняет
Холод пташек угоняет.
До свиданья, лес и луг.
Мы летим на теплый юг!
О каком времени года и о ком говорится в этом стихотворении? (выслушивает ответы детей) Что собираются сделать птицы? (Улететь на юг, в теплые края).
(В гости к ребятам приходит Незнайка).
Незнайка: - Здравствуйте, ребята, я хочу узнать, неужели все птицы улетят? Если так, то станет так скучно и неинтересно!
Воспитатель : - Ребята, скажите Незнайке, все ли птицы улетят?
(ответ детей).
Незнайка: - Я хочу узнать, почему одни птицы улетят, а другие останутся?
Воспитатель : - Ребята, давайте поможем Незнайке!
(На фланелеграфе размещены иллюстрации с изображением разных птиц).
- К от о вы в идите на картинках? (Птиц). А всели они одинаковы? (Нет). Чем они похожи что у них есть общего? (выслушивает ответы детей). Почему мы их всех называем птицами?
(работа с моделями, см приложение Ns 1)
- У всех птиц есть 2 ноги, 2 крыла, клюв, тело покрыто перьями, все появляются из яиц
Незнайка: - А если они похожи, то почему по-разному называются? Как вы их узнаете?
Воспитатель : - Ребята, скажите Незнайке, как вы узнаете птиц и как их можно различить? (ответы детей). Правильно, у птиц есть различия. Какие? (У птиц разные ноги, клювы, крылья перья, они разной величины, живут в разных местах и питаются разной пищей).
- Вот, например, зачем цапле нужны такие длинные ноги? (выставляется модель длинны ног) ( ответы детей: ей удобно стоять в воде и ловить лягушек и рыбешек). А уткам, гусям зачем нужны перепонки на лапках? (ставится модель лапок с перепонками) ( ответы детей: чтобы хорошо плавать в воде и находить там себе пишу). А у воробья почему такие цепкие маленькие папки? (демонстрируется модель) ( ответы детей: чтобы удобно было сидеть на дереве держаться за ветки).
- Вот видишь. Незнайка, какие есть отличия у птиц - это ноги.
- А клювы, ребята, у птиц отличаются? (ответы «да»). А какое же здесь отличия? Все пеликану, например, зачем нужен такой большой клюв, да еще с «мешком»? (ставится модель клюва пеликана) ( ответы детей: он питается крупной рыбой, собирая ее про запас).
Кто знает, какой клюв у ласточки? ( ответы: маленький, остренький). Почему он такой? ( ответы: что бы ловить летающих мелких насекомых).
Может ли быть у дятла такой клюв, как у ласточки? (нет) Почему? (Потому что ему нужно долбить кору дерева и доставать себе еду, поэтому клюв у дятла большой крепкий и острый). Правильно (модель).
- Скажите, почему у клеста такой сильный загнутый клюв? (модель) ( Ответ детей: ему нужно доставать семена из шишек).
- Почему у орла такой мощный клюв, загнутый книзу? (ставится модель) (Потому что он
- Почему у орта такой мощный клюв, загнутый книзу? (ставится модель) (Потому что он хищник, ему нужно схватить добычу и разорвать ее).
- Скажите, чем питается воробей? (крошками, зернами, ягодками). Поэтому у него такой маленький широкий клюв (ставится модель).
- Вот видишь. Незнайка, как отличаются клювы у разных птиц в зависимости от пищи] еще птицы различаются по форме и размеру крыльев, по цвету оперения;1 по величине окраске яичек. Каждая птичка имеет те признаки, с которыми ей удобно жить.
Незнайка: - Я теперь все это понял и запомнил, но все же почему одни птицы улетают от нас теплые края, а другие зимуют вместе с нами?
Воспитатель : - Давай, Незнайка, сейчас отдохнем немного, а потом мы тебе расскажем
Физминутка «Аист», (дети декламируют стихотворение, имитируя движения аиста) :
- Аист, аист, длинноногий.
Покажи домой дорогу.
Топай левою ногой,
Снова- правою ногой.
Снова- левою ногой.
После - правою ногой.
После- левою ногой
Вот тогда придешь домой
Воспитатель : - Одни птицы приспособлены находить пишу в холодное время года, а другие нет. А что, ребята, страшнее птицам холод или голод? (ответы «голод»). От холода что их спасает? (перья и пух которые у них к зиме стали гуще и запасенный жир). Правильно! почему же тогда большинство птиц осенью улетает на юг? ( ответы детей: потому что им нечем кормиться).
- бот, например, встречали ли вы ласточку в наших краях зимой? ( ответы детей: нет, зимой их здесь не бывает). Куда они исчезают? ( ответы детей: улетают в теплые края, где они найдут себе насекомых). Каким птицам нужен такой же корм? ( ответы детей: скворцы, жаворонки соловьи, кукушки). Правильно, поэтому они тоже должны улететь в южные края. Когда они улетают? ( ответы детей: в конце лета, начале осени, когда исчезает их любимая пища). Ты получил ответ на свой вопрос. Незнайка?
Незнайка: - Да, теперь мне понятно, почему одни птицы зимуют, а другие улетают. Но что же происходит с водоплавающими птицами? Улетают они или нет?
Воспитатель : - Ребята, ну-ка, ответьте Незнайке, как ведут себя птицы живущие на воде ( ответы детей: они тоже улетают в теплые края). А почему? ( ответы детей: вода в водоемах замерзает и им негде добыть пищу, трава не растет, и им негде спрятаться). А когда же они улетают? ( ответы детей: они улетают поздней осенью, когда вода покрывается льдом).
Незнайке: - А теперь мне расскажите, пожалуйста, о птицах, которые остаются зимовать у нас в городе?
Воспитатель : - Ребята, что же это за птиц? ( ответы детей: воробьи, вороны, грачи, галки)
Незнайке: - А теперь мне расскажите, пожалуйста, о птицах, которые остаются зимовать у нас в городе?
Воспитатель : - Ребята, что же это за птицы? ( ответы детей: воробьи, вороны, грачи, ran к синицы, голуби, дятлы, совы). А как же они выживают зимой? Чем они питаются? ( ответы детей: они поедают оставшиеся плоды, остатки питии, зерна и семечки). Правильно. Ребята они так же прилетают ближе к жилью человека и там находят себе не только пишу, но и тепло и безопасность.
Как вы думаете, легко ли живется зимующим птицам? (Трудно) Чем мы можем помочь пернатым друзьям в трудное для них зимнее время? ( ответы детей: надо их подкармливать, изготавливать кормушки, их вывешивать и следить, что бы там всегда была пища). Молодцы, ребята, зимой необходимо помогать птицам, их надо жалеть, они такие маленькие, такие беспомощные, когда все вокруг замерзло, покрылось снегом льдом. Мы с вами и с родителями уже изготовили кормушки для птиц. Вы настоящие заботливые защитники наших пернатых друзей.
Незнайка, послушай стихотворение. Мы с ребятами надеемся, что и ты будешь помогать птицам зимой:
Покормите птиц зимой! Сколько гибнет их - не счесть.
Пусть со всех концов
Видеть тяжело.
К нам слетятся, как домой.
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна
Горсть одна-
И не страшна будет им зима
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
А как мы можем помочь синичке, одной из самых полезных и красивых наших зимующих пташек? ( ответы детей: на кормушку надо насыпать семечек подсолнечника, тыкв или арбуза, развесить на ниточках на деревьях кусочки несоленого сапа, крошками питаться ей не нравится). Правильно, сало для нее - лучшее лакомство. Ребята, а дятлы как выживают зимой? ( ответы детей: для них много пищи в лесу, потому что они питаются семенами и еловых и сосновых шишек, а так же выдалбливают из стволов зимующих насекомых и их личинок). Правильно. А что вы знаете интересного о клестах? (ответы детей или воспитателя они выводят птенцов зимой). А почему? (потому, что в это время для них много пищи - семя хвойных растений, бот видишь. Незнайка, некоторые птицы не только остаются на зиму, | даже и птенцов выводят в это суровое время.
Незнайка, теперь ты много интересного знаешь о жизни наших пернатых друзей.
Незнайка: - Да. Спасибо! Я тоже теперь вместе с ребятами буду заботиться пернатых друзьях и буду изучать их жизнь. Птицы такие интересные и удивительные!
Воспитатель : - ребята? Так почему же одни птицы улетают на юг, а другие живут у н| круглый год? (обобщающая беседа).
- А теперь вы послушайте вместе с Незнайкой, что гласит народная мудрость о птицах запомните эти пословицы и поговорки:
- «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
«Знает птица, что без Родины не годится».
«Всякая птица своим пером гордится».
«В сякая птица своим клювом сыта».
«В сякая птица по-евоему поет».
«Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать».
«Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку».
(обсуждение с детьми смысла этих поговорок). Незнайка благодарит ребят, прощается и уходит.