Южбабенко Снежана
Консультация «Кто такой психолог»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой психолог
Кто такой психолог?
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Публикация «Консультация „Кто такой психолог“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.
Психолог? Нет, он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.
Цель работы педагога-психолога:
сохранение и укрепление психологического здоровья детей и гармоничное развитие воспитанников в условиях детского учреждения.
Задачи:
• Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
• Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ;
• Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана;
• Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
• Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
• Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
• Оказание консультативной помощи родителям и педагогам;
• Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка;
• Сохранение психологического здоровья детей.
Основная функция психолога в детском учреждении:
Сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Деятельность педагога-психолога детского учреждения направлена
на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
Психологическая диагностика;
Коррекционно – развивающая работа;
Психологическое сопровождение ребенка.
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
Консультирование по проблемам развития;
Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы;
Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей.
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
Психологическое просвещение
Взаимодействие с другими специалистами.
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам.
Психодиагностическая работа.
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т. д.).
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
• Познавательная сфера
• Регуляторно - волевая сфера
• Эмоционально – личностная сфера
• Коммуникативная сфера
Познавательная сфера
1. Мышление;
- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или знаках).
2. Память;
- запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
3. Восприятие;
- формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
4. Мелкая моторика;
- мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности.
Эмоционально-волевая сфера
1. Проявление агрессивного поведения.
2. Страхи.
3. Повышенная тревожность
4. Симптомы психосоматики.
5. Эмоциональный комфорт в детском учреждении.
6. Личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера
Социометрия группы.
Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ
Адресатом психологической помощи является ребенок.
Психологическая помощь организуется:
• по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
• на основании результатов психологической диагностики;
• на основании рекомендаций ПМПК.
Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
• Игровая терапия
• Арт-терапия
• Куклотерапия
• Песочная терапия
• Психогимнастика
• Элементы нейропсихологической коррекции
• Релаксационные упражнения
• Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
• Упражнения для развития познавательных процессов
Психокоррекционная работа
Психокоррекционная работа осуществляется в следующих сферах:
- эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль;
- коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
- познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.
Основные методы коррекционных воздействий:
- игровая терапия
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
дидактические игры;
игры-драматизации;
- элементы сказкотерапии: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
- психогимнастика;
- куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;
- арттерапия: работа с красками, тестом, пластилином, пастелью и др. ;
- песочная терапия;
- ароматорепия;
- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;
- игры по развитию психомоторики;
- элементы кинезитерапии, ТЕАССН терапии, АВА- терапии, FloorTime.
- психологические тренинги и беседы.
Психологическое просвещение и профилактика
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
• стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностяхдетей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т. д.
• памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики
• беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями
• сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
• выступления на родительских собраниях
Консультационная и просветительская работа
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.
Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
• по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
• по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,
• по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,
• активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям детского учреждения.
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.
Индивидуальная
1. С педагогами:
- проводится по запросам и результатам диагностики;
С родителями:
- проводится по запросам и результатам диагностики.
Групповая
1. С родителями:
- экспресс-выступления на родительских собраниях;
- тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме;
- оформление информационных листов в каждой группе;
- подбор психологической литературы для библиотеки родителей.
2. С педагогами:
- семинар-практикум;
- мастер-класс;
- тренинги.
Перечень основных вопросов, в решении которых работник принимает участие:
- Обеспечивает ребенку защиту от всех форм физического и психологического насилия, защиту его прав в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
- Проводит психологическую диагностику с каждым поступившим Отделение ребенком.
-Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).
- Определяет степень отклонений (умственных, эмоциональных) в развитии для проведения психологической коррекции.
- Проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
- Составляет и реализовывает индивидуальную психологическую программу на каждого поступившего в Отделение ребенка на весь его реабилитационный период с учетом его индивидуальных возможностей.
- Поэтапно и дозировано оказывает квалифицированную психолого-педагогическую помощь ребенку в соответствии с назначениями психиатра, невропатолога, с его психофизическим, интеллектуальным, эмоциональным развитием и в соответствии с индивидуальной психолого-педагогической программой.
- Проводит занятия с ребенком согласно его маршрутного листа.
- Обеспечивает безопасность ребенку во время занятия в учебном кабинете.
- Самостоятельно определяет необходимость присутствия на занятии взрослого (мать, отец); далее по тексту – сопровождающее лицо.
- По окончании срока реабилитации составляет рекомендации на каждого ребенка, которые хранятся в его личном деле.
- Консультирует родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности ребенка.
- Обеспечивает взаимодействие специалистов Отделения с родителями для повышения результативности реабилитационных мероприятий.
- Организовывает работу с максимальным использованием оборудования учреждения, инновационных методик для всестороннего изучения личности ребенка.
- Обобщает свой опыт работы.
- Разрабатывает и апробирует на практике собственные программы по психологической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
- Изучает и адаптирует на практике инновационные технологии работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями.
- Осуществляет просветительскую, научно-исследовательскую и консультативную деятельность по обмену опытом в рамках «Педагогической гостиной» внутри учреждения.
- Принимает активное участие в проведении открытых занятий, семинаров всех уровней.
- Способствует формированию общей культуры личности, социализации.
- Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
- Руководствуется в своей работе Законом Российской Федерации «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка.
- Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
- Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Своевременно предоставляет отчетную документацию.
- Соблюдает чистоту и порядок в закрепленном учебном кабинете, а также бережно относиться к имуществу учреждения.
- Соблюдает этические нормы поведения в коллективе; быть внимательным и доброжелательным в общении с родителями детей и подростков, посещающих учреждение, с другими посетителями учреждения, а также соблюдать этические нормы.