Ольга Атаманенко
«Кто опрятен — тот приятен». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД в старшей группе на тему «Кто опрятен – тот приятен»
Описание материала: Предлагаю вам конспект для детей старшего возраста (5-6 лет) по теме «Кто опрятен – тот приятен». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспкт познавательного занятия, на формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене.
Публикация «„Кто опрятен — тот приятен“, Конспект НОД в старшей группе» размещена в разделах
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Кто опрятен – тот приятен»
Цель: продолжать формировать бережное отношение к своему организму.
Задачи:
- Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей;
- учить правилам знакомства;
- расширить кругозор сведениями из жизни животных;
-воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Оборудование:
- кукла-мальчик Вихрастик (грязный);
- панно «Окно природы» - оконная рама на стене, завешанная тюлем, а в «окне» - природный пейзаж, на который прикрепляются необходимые для данного занятия персонажи в картинках)
- персонажи в картинках: слоны, воробьи, кошка;
-книжка К. Чуковского «Мойдодыр» (или одноименный мультфильм).
Ход НОД.
Воспитатель. Доброе утро, ребята. Кто нибудь обратил внимание на мое приветствие? Какими словами я вас встретила? Как вы думаете, почему я так сказала? (дети отвечают)
Правильно, потому что сейчас утро, у меня хорошее настроение, и я хочу им поделиться с вами, хочу, чтобы и для вас утро стало добрым!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников
Ой, а кто это стучит к нам в двери? Кажется у нас гость. Какой то не обычный, и я его кажется, знаю. Это мой знакомый Вихрастик!
(Педагог берет куклу в руки и подносит к детям).
Какой он грязный, лохматый, неопрятный. Ребята, а разве в таком виде ходят в гости? А в детский сад? Во двор? Может, дома можно так ходить? Это вежливо или невежливо? (Дети отвечают).
Вихрастик, что случилось? (Вихрастик, что-то говорит воспитателю на ухо.)
Понятно, он потерялся и не знает своего домашнего адреса. Это очень плохо. Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Ребята, а вы знаете? (воспитатель проводит выборочный опрос детей по желанию)
Молодцы! За вас я спокойна. Но что же нам делать с Вихрастиком? Интересно, а родители у него есть? Спросите!
(Дети хором спрашивают Вихрастика, он (его озвучивает воспитатель) отвечает, что у кукол нет родителей)
тогда понятно, почему ты такой грязный и не знаешь своего домашнего адреса – тебя никто не воспитывал. Ребята, вам жалко Вихрастика? Может, возьмем его на воспитание или не нужен нам в группе такой грязнуля?
(дети делают нравственный выбор)
Вихрастик. Что, вы, правда, не выгоните меня? И разрешите жить в вашей группе? И будите меня воспитывать? Как мамы и папы?
Воспитатель. Нет мамой для тебя буду я, а ребята – как будто братья и сестры.
Вихрастик. А вы научите меня всему доброму и вежливому? Ура!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы приняли хорошее, доброе решение. Научим Вихрастика здороваться и знакомиться.
А теперь, Вихрастик, тебе надо познакомиться с детьми.
Вихрастик. А зачем?
(Дети поясняют)
А как?
Воспитатель. Ребята, с чего начинается любое знакомство?
(Дети твечают)
Правильно, с приветствия. Давайте поделимся с Вихрастиком приветственными словами, которые мы знаем.
Дети наговаривают кукле приветственные слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, рад вас видеть и другие.
Вихрастик все запоминает и, повернувшись к детям спиной, громко говорит «Здрасте»7 дети исправляют его ошибку и вешают ему соску, как малышу-карапузу, не умеющему правильно проговаривать слова. Вихрастик исправляется, соска убирается.
Вихрастик знакомится с детьми. Воспитатель с куклой подходит по очереди к каждому ребенку, ребенок называет своеи имя, а тот в свою очередь выражает радость знакомства: очень рад, очень приятно, рад знакомству и другие.
Ребята, как вы думаете, чему в первую очередь мы должны научить нашего нового друга?
Правильно, его надо научить быть чистым.
Вихрастик. Да не переживайте, я и так могу ходить. Мне несложно. Зачем время на умывание тратить? Не хочу купаться, хочу больше играться! Давайте поиграем, а?
Воспитатель. Ребята, а вам хочется играть с таким Вихрастиком? А руку ему пожать? А игрушку свою дать?
Дети отвечают.
Вихрастик. Почему?
(Дети отвечают)
Ну и что? Зато я веселый, добрый, знаю много игр. Вам со мной будет интересно. Правда! Лена (обращается к любой девочке, ты будешь со мной играть? Почему? А, все вы девченки такие чистюли… Зато Глеб будет со мной играть. Правда, Глеб? А почему?
Беседа о чистоте.
Воспитатель. Ребята, объясните Вихрастику, почему плохо быть грязным.
Дети наговаривают свои варианты, воспитатель обобщает.
Это некрасиво, неприятно для окружающих, грязный человек млохо пахнет, все время чешется, он часто болеет и может заразить окружающих людей, может испачкать вещи, игрушки. Поэтому с грязнулями никто не хочет дружить.
Воспитатель предлагает Вихрастику посмотреть на детей – они такие чистые, опрятные, на них приятно смотртеть. «Кто опрятен – тот приятен» - говорят в народе.
Вихрастик не слышит, так как у него грязные уши. (Дети дважды повторяют правило)
Это правило надо вспоминать всегда, когда выходишь из дому. Лично я не забываю посмотреть на себя в зеркало и сказать себе: «Кто опрятен – тот приятен!» (Произносит с зеркальцем в руках)
Воспитатель предлагает детям проговорить правило индивидуально, передавая зеркало друг другу)
А как называют людей, которые ходят грязными и не любят мыться? (Неряхи, замарашки, грязнули, поросята, чумазики.) Про них даже дразнилку придумали:
Противные бяки
Кто зубы не чистит, не моется мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
Как вы думаетет, ребята, убедили мы Вихрастика в том, что быть грязным плохо и вредно?
Физкультминутка «Утро»
Мы проснемся, встрепенемся, дети поднимаются из положения сидя,
встряхиваются.
Сонно в ванную пойдем. Вяло ходят на месте (плетутся).
Там в прохладную водичку Складывают из ладошек «лодочку»
Наши глазки окунем. и «ныряют» в нее лицом.
Шейку мы протрем ладошкой, ладошкой трут шею.
В ушки пальцами нырнем Указательными пальцами чистят ушки
И, взъерошив шевелюру, Взлохмачивают волосы.
В свою комнату придем. Бодро ходят на месте.
Там заправим мы кроватку. Делают махи руками в правую и левую
стороны.
Быстро сделаем зарядку прижимают руки к плечам, вверх и вниз
И, съев кашу с молоком, имитируют
Бодро в садик мы пойдем. Бодро ходят на месте
Вихрастик. (плачет). Не хочу быть маленьким, не хочу болеть, не хочу мыться! Вот пристали! Уж лучше бы я был какой-нибудь зверушкой: слоненком, например или птичкой. Вы бы меня всегда любили и не заставляли мыться.
Гигиена животных.
Воспитатель предлагает Вихрастику и детям посмотреть в «окно природы» и наблюдают, как слоны, воробьи и кошки следят за своей чистотой.
Воспитатель. Слоны любят купаться в реках и озерах. Вместо душа у них хобот. Им животные поливают себя и друг друга.
Использует хобот, словно душ.
Моет им спину и уши.
Угадайте, кто же он?
Если хобот, это - ….(слон)
В. Степанов
А еще несмотря на свои огромные размеры слона умеют нырять и даже плавать под водой.
Пальчиковая гимнастика Е. Савельевой «Слон»
На прогулку вышел слон, дети выставляют средний палец
Хоботом качает он. Правой руки – «хобот», все остальные
Пальцы – «ноги» слона.
Топ-топ, топ-топ… «Слон» идет, опираясь на все четыри
Ноги, не касаясь хоботом земли.
Говорю слону я: «Стоп!» «Слон» останавливается. Дети
Изображают слона попеременно левой
И правой рукой.
Воспитатель. Воробьи любят плескаться в лужах.
Читает стихотворение А. Барто «Воробей», показывает иллюстрации.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чив!
Если занятие выпало на конец зимы, можно прочитать другое стихотворение, например В. Бардадым «Банный день»
Светит солнце. Нету стужи.
Снег сошел. Дымятся лужи.
Воробьишка рад:
-Чив-чив!-
Хвостик в луже намочив,
Крикнул:
- Братцы! Все сюда!
Очень теплая вода!
После стужи первый раз
Будет банный день у нас!
А если луж нет, они купаются в пыли. Пыль делает их перышки пушистыми и вздущными.
Воспитатель. Отгадайте, про кого эта загадка.
Глазищи, когтищи,
Зубищи, хвостищи,
А моется всех чище.
(кошка)
Давайте изобразим кошечку на пальчиках.
Пальчиковая гимнастика В. Цвынтарного «Кошка»
А у кошки ушки на макушке, средний и безымянный пальцы
Упираются в большой. Указательный
И мизинец подняты вверх.
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
Воспитатель. Кто видел, как кошка умывается?
Дети отвечают.
Правильно, кошки не очень любят воду. Но они всегда чисты и ухожены. «Часто умывается, а с водой не знается» - так говорят про кошек. Как же у них это получается?
Действительно, умываются и купаются они язычком. Слюна у них вместо воды, а шершавый язычок вместо мочалки. (Показывает сооответствующую иллюстрацию, проделывает с детьми соответствующие движения).
Так что, дорогой друг Вихрастик, за своей чистотой следят все: и животные и люди. Это закон! Подумай об этом и начинай исправлятся дружок. Иначе с тобой может приключится история, как с мальчиком из книжки К. Чуковского «Мойдодыр».
Воспитател выразительно читает это стихотворение.
Можно предложить просмотр одноименного мультфильма.
Беседа по произведению.
Воспитатель. Почему вещи не захотели служить мальчику?
Обращает внимание на то, что и от Вихрастика уже убежал один ботинок и собирается убежать пуговица.
Как автор называет грязного мальчика? (Поросенок, трубочист)
Кто перевоспитал ребенка?
Воспитатель обещает Вихрастику и детям пригласить на следующее занятие Мойдодыра, чтобы он помог перевоспитать мал