Елена Алтухова
Кружок «Волшебные клеточки» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Волшебные клеточки»
в ДОУ.
Речь – драгоценный дар природы! И формируется она в процессе развития ребёнка. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится правильно произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, общаться со взрослыми и сверстниками. Овладение речью – сложный процесс, её появление и развитие зависит от многих факторов. Один из них – развитие мелкой моторики рук. Ведь сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. И всё последующее совершенствование речи находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Ребёнок учится говорить…
Темочки:
В этот период обязательна помощь взрослых! Причём помогать малышу нужно ненавязчиво, увлекая и заинтересовывая его. Развивайте мелкую моторику рук с раннего возраста. Вспомните самое простое: «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу рогатую», постепенно переходите к более сложным движениям руки. Учите завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, заплетать косички…
Подобные упражнения активизируют двигательную область головного мозга, а в ней речевую зону, следовательно, развивают речь малыша, а также подготавливают кисть к письму. Многие дети, поступающие в детский сад, нуждаются в развитии речи, поэтому у нас в «Богатыре» организована профилактическая работа по преодолению речевых нарушений. На каждом индивидуальном занятии ребёнка с логопедом уделяется внимание развитию мелкой моторики. Наши дошкольники занимаются по печатной тетради «350 упражнений для подготовки руки к письму» М. Узоровой. Эти упражнения интересны и разнообразны. Дети с радостью их выполняют. Кроме того, ежедневно воспитатели проводят специальные комплексы пальчиковой гимнастики с учётом возрастных особенностей дошкольников. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает и самомассаж, который с удовольствием выполняют наши дошкольники под руководством логопеда и воспитателей. Используются традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание – они выполняются от периферии к центру. Игры с элементами самомассажа можно выполняют с помощью различных предметов: это могут быть массажные мячи, карандаши, крупные бусины и т. д. Приятно наблюдать, как движения ребёнка день за днём становятся более уверенными, умелыми. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим принципам: «Слышу - вижу- делаю». Дети слышат объяснение взрослого, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют сами.
Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребёнка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общее интеллектуальное развитие. Игры совершенствуют ловкость, улучшают память, речь, вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребёнка, помогают подготовить руку к письму. Процесс письма состоит из ритмичных движений напряжения и расслабления мышц руки. Эта ритмичная смена движений вызывают у детей большие трудности. Начало обучения письму – очень важный этап в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В дошкольный период дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу не готовым приступить к обучению письму. Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений. Для своих старших воспитанников мы предлагаем кружок «Волшебные клеточки», проводимый учителем – логопедом.
Программа кружка предоставляет систему увлекательных игр и упражнений которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Целью кружка является :
формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- развитие мелкой моторики руки ребенка;
- развитие слухового внимания;
- развитие графического воспроизведения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа кружка рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.
Остается добавить, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Мы очень надеемся, что вся система работы по развитию мелкой моторики в ДОУ поможет нашим воспитанникам преодолеть все трудности и уверенно начать обучение в школе.