юлия сорокина
Кружок «Волшебная мастерская». Формирование художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В своём МБДОУ вляюсь руководителем кружка "Волшебная мастерская"
Пояснительная записка
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.
Публикация «Кружок „Волшебная мастерская“, Формирование художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
• Развивать умения создавать композиции
• Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
• Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
• Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами
Развивающие:
• Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
Воспитательные:
• Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
• Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
• Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
• Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Принципы содержания программы:
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).
Занятия проводятся:
- с подгруппой детей (12 - 15 человек);
- 1 раз в неделю (вторник);
- в группе;
- длительность занятий 30 минут
Формы занятий :
• занятия;
• экскурсии;
• занятие – путешествие;
• совместная деятельность детей и родителей;
• коллективные занятия;
Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.
Условия для занятий в кружке «Волшебная мастерская».
1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т. д.)
2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки, познавательных рассказов.
3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.
5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.
6. Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.
7. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети знают:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;
- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";
- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
- о культуре некоторых стран (Япония, Китай);
- правила композиционного построения изображений;
Дети умеют:
- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:
1. Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
2. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
3. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.
4. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.