Надежда Горькова
Кружок «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «В гостях у сказки»
Пояснительная записка
Огромную проблему в развитии дошкольников представляет речевое развитие. Устная речь детей дошкольного возраста бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Не всегда словарь ребенка соответствует возрасту. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Нарушения речи у детей носят системный характер. У них оказываются несформированными большинство операций речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.
Публикация «Кружок „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Наруше-ния связной речи у логопатов обусловлены многими факторами: недостаточным ана-лизом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второсте-пенных компонентов, нарушением смыслового программирования содержания связно-го текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением разверты-вать смысловую программу в виде серий предложений, связанных между собой.
Занятия кружка «В гостях у сказки» будут способствовать развитию связной ре-чи, расширению словаря, коррекции грамматического строя речи, формированию на-выков общения.
Особый акцент в программе сделан на использование средств ИКТ, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-го процесса. В качестве учебного материала выбрана фольклорная (народная) сказка. Сказка – близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действи-тельности. Она открывает перед ребёнком мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Программа адресована обучающимся старших и подготовительных групп с ОНР II-III степени и ФФНречи.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- слушать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку по вопросам и картинкам;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев.
Цель: развитие связной речи посредством русской народной сказки.
Задачи:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики.
2. Коррекция фонематического слуха, слухового внимания и восприятия.
3. Пополнение словарного запаса.
4. Коррекция грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
7. Формирование навыков общения.
8. Воспитание доброты, отзывчивости, любви к природе, к своим близким, к своей Родине.
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, инсценировку содержания сказок.
В конце учебного года предполагается проведение итогового занятия в форме викторины по прочитанным сказкам.
Программа кружка рассчитана на 4 занятия в месяц.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Содержание занятия Дата
1. Составление двусоставного пред-ложения по наглядным схемам (фишкам). Логопедическая разминка. Гром-кое чтение сказки «Колобок». Демонстрация презентации из рисунков по сказке. Беседа по со-держанию сказки. Иллюстриро-вание сказки. 1-2 не-деля сентября
2. Самостоятельное составление дву-составного предложения по во-просам и данной графической схеме. Логопедическая разминка. Про-смотр мультфильма по сказке «Колобок». 3-4 не-деля сентября
3. Распространение двусоставного предложения. Логопедическая разминка. Чте-ние сказки «Репка» по ролям. Инсценировка сказки «Репка». 1-2 не-деля ок-тября
4. Составление вопросов по содер-жанию сказки. Логопедическая разминка. Гром-кое чтение сказки «Репка». Де-монстрация презентации из ри-сунков по сказке. Беседа по со-держанию сказки. Аппликация по сказке. 3-4 не-деля ок-тября
5. Работа с серией сюжетных карти-нок по сказке : восстановление по-следовательности картинок. Логопедическая разминка. Про-смотр мультфильма по сказке «Репка». 1-2 не-деля но-ября
6. Работа с серией сюжетных карти-нок по сказке : поиск лишних кар-тинок. Логопедическая разминка. Чте-ние сказки «Репка» по ролям. Инсценировка сказки «Репка». 3-4 не-деля но-ября
7. Работа с серией сюжетных карти-нок по сказке : определение места «выпавшей» картинки. Логопедическая разминка. Гром-кое чтение сказки «Теремок». Демонстрация презентации из рисунков по сказке. Беседа по со-держанию сказки. Лепка героев сказки. 1-2 не-деля де-кабря
8. Работа с серией сюжетных карти-нок по сказке : нахождение лиш-ней картинки. Логопедическая разминка. Про-смотр мультфильма по сказке «Теремок». 3-4 не-деля де-кабря
9. Работа с серией сюжетных карти-нок по сказке : определение ошиб-ки в последовательности карти-нок. Логопедическая разминка. Чте-ние сказки «Теремок» по ролям. Инсценировка сказки «Теремок». 3-4 не-деля ян-варя
10. Сравнение текста и набора пред-ложений. Логопедическая разминка. Гром-кое чтение сказки «Три медведя». Демонстрация презентации из рисунков по сказке. Беседа по со-держанию сказки. Иллюстриро-вание сказки. 1-2 не-деля февраля
11. Заканчивание предложения, тек-ста. Логопедическая разминка. Про-смотр мультфильма по сказке «Три медведя». 3-4 не-деля февраля
12. Вставка пропущенного предло-жения в текст с использованием картинок. Логопедическая разминка. Чте-ние сказки «Три медведя» по ро-лям. Инсценировка сказки «Три медведя». 1-2 не-деля марта
13. Работа по подбору связующих слов в тексте: синонимов и ме-стоимений. Логопедическая разминка. Гром-кое чтение сказки «Заюшкина из-бушка». Демонстрация презента-ции из рисунков по сказке. Беседа по содержанию сказки. Апплика-ция по сказке. 3-4 не-деля марта
14. Пересказ сказки по вопросам и картинкам. Логопедическая разминка. Про-смотр мультфильма по сказке «Заюшкина избушка». 1-2 не-деля ап-реля
15. Пересказ сказки по картинкам. Логопедическая разминка. Инс-ценировка сказки «Заюшкина из-бушка». 3-4 не-деля ап-реля
16. Описание сказочного героя. Логопедическая разминка. Лепка героев сказок. 1-2 не-деля мая
17. Итоговое занятие. Викторина «В гостях у сказки». 3-4 не-деля мая
Литература
1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк-тор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
2. Корнилова М. В. Технология составления учебных программ: методические ре-комендации для специалистов образовательных учреждений / М. В. Корнилова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 29 с.
3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: пособие для учи-теля/Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 2004. – 223 с.
4. Ржевская С. И. Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебно-методическое пособие / С. И. Ржевская, 2011. – 34 с.
5. Сайт «Развитие ребенка» : https://www.ot-goda.ru/page/skazki-prezentacii
6. Сайт «Русские народные сказки» : https://lukoshko.net/storyList/russkie-narodnye-skazki.htm