ОЛЬГА КАЗАНЦЕВА
Кружок «Умный малыш» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лет срок реализации-1 ГОД
Пояснительная записка.
Руки - инструмент тонкий. Поэтому и игрушек для развития мелкой моторики ребенка потребуется много. «Всему свое время» - это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок.
Так, с рамками-вкладышами малыша можно уже знакомить в 10—12 месяцев, шнуровки он с удовольствием освоит около полутора лет, а мозаику и пазлы после двух.
Публикация «Кружок „Умный малыш“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
К сожалению, сейчас все эти обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития карапуза играть в них нужно часто. Но не все так печально. Оглянитесь вокруг, и вы найдете немало подручных материалов, из которых можно смастерить отличные пособия для малыша. К тому же по своим развивающим свойствам они часто превосходят покупные аналоги. Подключайте к изготовлению игрушек пап, дедушек, бабушек и других домочадцев. Тем более что мужская часть домашнего населения издавна славится инженерными задатками. Придумывайте развивающие игрушки вместе с детьми — ведь всем ребятишкам нравится быть помощниками и партнерами. А игрушка, изготовленная своими руками, обязательно станет самой любимой. Помните, что время, проведенное с малышом, никогда не бывает потраченным зря.
Цель программы – развитие познавательной сферы дошкольника средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.
Программа решает следующие задачи:
Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
Развивать воображения детей, произвольность внимания;
Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.
Отличительной особенностью программы «Умный малыш» является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы 4- 5 лет.
Срок реализации - 1 год.
Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: психологическая игра, путешествие.
Методическое обеспечение работы:
Диагностический метод
Наблюдение;
Беседа;
Сказкотерапия;
Психологические игры и упражнения.
Основные принципы организации занятий:
Ведущим является субъект - субъективные отношения, т. е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т. д.
Ожидаемые результаты
Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая направленность.
7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
8. Активность и самостоятельность.
Средства:
Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, технические средства обучения.
В конце года дошкольники
Знают:
«секреты общения»;
элементарные приемы запоминания;
приемы концентрации внимания;
особенности развития познавательных процессов;
различные приемы запоминания;
приемы концентрации внимания.
Умеют:
запоминать однотипные и различные предметы
решать логические задания (учитывая возрастные особенности) :
выполнять задания на произвольность внимания
Виды деятельности кружка «умный малыш» :
1. Развивающие игры с использованием подручных средств
2. «Работа с природным и бросовым материалом»
3. «Пластилинография».
Общие задачи:
1. Учить детей анализировать образы поделок:
- из каких геометрических форм она составлена;
- развитие сенсорных способностей детей;
- развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.
2. Развивать целеустремлённость в работе.
3. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях кружка «Умный малыш»
8. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
9. Формировать художественный вкус.
Дидактический материал:
журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке «Умный малыш» дети должны получить знания:
• о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
• о видах декоративно- прикладного искусства
• в области композиции, формообразовании, цветоведения;
• об особенностях лепных игрушек;
• о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома)
• о проектной деятельности.
умения:
• работать нужными инструментами и приспособлениями;
• последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала)
• применять разные формы лепки;
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей : нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных : если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно
обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Форма подведения итогов реализации программы кружка «Трудовичок» – выставки, оформленные альбомы…
Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с тобой, с своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли.
Н. Майоров.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «УМНЫЙ МАЛЫШ» В СРЕДНЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ (4-5ЛЕТ)
МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА
СЕНТЯБРЬ 1 Пластилинография «Созрели яблочки в саду»
2 Развивающая игра «Гречневые гравюры»
3 Конструирование в технике «оригами» «Грибочки в лукошке» (коллективная работа)
4 Аппликация из природного материала (листья) «Рыбка»
ОКТЯБРЬ 1 Развивающая игра «макаронные аппликации» «Фоторамка»
2 Техника работы с мятой бумагой «Бусы для бабушки»
3 Пластилинография «Грибок»
4 Работа с бросовым материалом (бутылка) «Матрешка»
5 Макаронное украшение «Бусы для мамы»
6 Рисование ватными палочками «Клубника»
7 Пластилинография «Листья кружатся, падают в лужицу»
8 Техника работы с мятой бумагой «Ёжик»
НОЯБРЬ 1
Развивающая книжка своими руками (рисуем,клеим,вырезаем) Цвета
2 Геометрические фигуры
3 Птицы
4 Животные
5 Рыбы
6 Цифры
7 Алфавит
8 Времена года
ДЕКАБРЬ 1 Развивающее занятие Рисуем ватными палочками «Снежок»
2 Пластилинография «Снеговик»
3 Аппликация из бумажных кусочков «Ёлочка»
4 Мозаика из кусочков бумаги «Снежинка»
5
Лепка животных из киндера «Мышка»
6 «Пингвин»
7 «Слоник»
8 «Собачка»
ЯНВАРЬ 1 Рваная аппликация «Рождественская свеча»
2 Поделка из пуговиц «Человечек»
3 Пластилинография «Зайчик»
4 Конструирование из бросового материала (спич. короб) «Санки»
5 Поделка из гороха «Уточка»
6 Игрушка из крупы и пуговиц «Гусеница»
7 Изделие из коробки «Самолет»
8 Картина из бумажных комочков «Медвежонок»
ФЕВРАЛЬ 1 Поделка из пуговиц «Звезда»
2 Лепка животных из киндера «жираф»
3 Пластилинография «Ракета»
4 Мозаика из бумаги «Кораблик»
5 Игрушка из диска «Рыбка»
6 Волшебные полоски- гирлянда «Сердце»
7 Поделки из одноразовых тарелок «колобок»
8 «солнышко»
МАРТ 1 Конструирование в тех. Оригами «Цветок для мамы»
2 Пластилинография «Ваза для цветов»
3 Конструирование из природ. материала «Веточки с листочками»
4 Поделки с прищепками «Солнышко»
5 «фоторамка»
6 Поделки из пластиковой бутылки «Игольница»
7 «Яблоко»
8 «Карандашница»
АПРЕЛЬ 1 Пластилинография «Птичка»
2 Развивающая игра «Радуга из пуговиц»
3 Конструирование из бросового материала «Домик для гномика»
4 Поделки с прищепками «Птичка»
5 «Елочка»
6 Поделки из дисков «Веер»
7 «Цветок»
8
МАЙ 1 Пластилинография «Ёжик»
2 Конструирование из природ. материала «Лебединое озеро»
3 Поделки с прищепками «Цветы»
4 «Зайка»
5 Аппликация из бумажных комочков «Ромашка»
6 «Домик»
7 Рисование ватными палочками «Моя любимая игрушка»
8 Игрушка из ваты и пуговиц «Зайчик»
Список использованной литературы
1. Поделки из мятой бумаги». Садилова Л. А.
2. «Волшебные полоски». Петрова И. М.
3. «Оригами для самых маленьких». Соколова С. В.
4. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.
5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.
6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.
7. Гавурина, С. Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память [Текст] / С. Н. Гавурина. - Ярославль, 2006.
8. Завязки, О. В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О. В. Завязки. - Можайск, 2005.
9. Козырева, Л. М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л. М. Козырева. - Ярославль, 2000.
10. Кутявина, И. Г. Тесты для детей : [Текст] / И. Г. Кутявина. - Москва, 2006.
11. Кутявина, И. Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И. Г. Кутявина. - Москва, 2006.
12. Савенков, А. И. Развитие логического мышления: (4 -5 лет) [Текст] / А. И. Савенков. - Ярославль, 2004.
13. Святкова, О. Г. Внимание: (4 -5 лет) [Текст] / О. Г. Святкова. - Москва, 2000.
14. Святкова, О. Г. Мышление: (4 -5 лет) [Текст] / О. Г. Святкова. - Москва, 2000.
15. Святкова, О. Г. Память: (4 -5 лет) [Текст] / О. Г. Святкова. - Москва, 2000.