Евгения Крюкова
Кружок «Тили-тили! Тесто!!!»
▼ Скачать + Заказать документы
Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. Он очень подходит для занятий лепкой как в домашних условиях, так и в условиях детского сада. Лепить из теста – занятие, доступное и для детей, и для взрослых. Активизируется работа пальцев рук, мозга.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.
Лепка :
Публикация «Кружок „Тили-тили! Тесто!!!“» размещена в разделах
1. повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;
2. развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. синхронизирует работу обеих рук;
4. формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
5. развивает творчество ребенка.
На мой взгляд, актуальность данной темы очевидна. Развитый ребенок в целом – залог дальнейшего успешного обучения в школе.
Цель работы – содействовать развитию творчества детей посредством лепки из соленого теста через кружковую работу.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.
2. Научить учащихся различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.
Развивающие:
1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.
3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий из теста.
4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
2. Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.
3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся
должны знать:
- технологию приготовления соленого теста;
- основные приемы, используемые для лепки животных и птиц;
- технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;
должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на тесто;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;
- самостоятельно исправлять повреждения поделок;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
приобретут навыки:
- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона;
- определения свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок;
- изготовления поделки по собственному эскизу.
Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творчество детей.
Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются:
• активность – в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется в стремлении поло и до конца реализовать свой замысел;
• самостоятельность – умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приемов создания выразительного образа;
• инициатива – проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, отношением к изображению;
• воображение – в дошкольном возрасте активизируются функции воображения, вначале воссоздающего, затем творческого.
Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:
• Развитие творческого воображения, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
• Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
• Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
• Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задачи.
• Изменение мотивов деятельности, доставляющее детям удовольствие от своих результатов; этот показатель характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).
Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество – 10 человек. При большем количестве не остается времени на индивидуальную помощь. Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Проводятся занятия 1 раз в неделю по 20-25 минут. Дети усваивают последовательно логику выполнения задания на основе приобретенных знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в шкафу и всегда доступен детям.
Основным материалом для работы служит соленое тесто. Для его приготовления использую: 2 стакана муки,1 стакан мелкой соли, воду, клей ПВА. Рабочий стол освобождаю от посторонних предметов и застилаю клеенкой. Кроме того, использую рабочую доску. На стол ставлю стакан с водой.
Положительным воспитательным моментом является то, что я леплю вместе с детьми, они ориентируются на меня, как на образец. Метод демонстрации личного творчества использую как можно чаще.
Методика проведения специальных занятий (кружок) по лепке из соленого теста с детьми 4-5 лет мало отличается от лепки из традиционных материалов. Задачи и психолого-педагогические условия их формирования представлены во всех программах дошкольного образования.
Изучив исследования психологов и педагогов, я решила выявить возможности лепки из соленого теста как способа развития детского творчества. Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад №88» «Дюймовочка» в средней группе «Сказка» в течении 1 года.
Количественный состав – 25 детей.
Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, способность проявить творчество детей 4-5 лет.
В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой.
В кружковой работе я использую разнообразный материал. Занятия развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение.
Способы выполнения лепки из соленого теста позволяют ребенку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи.
Составление лепных композиций из соленого теста интересная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариативности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей младшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, трудоспособность, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, словом все то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам – это способ детского самовыражения. Ребенок выражает свое отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система кружковой работы по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребенка – осознанию им собственных чувств.
Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно связаны между собой и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продукта деятельности.
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
2. Передача формы:
• форма передана точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы неверно
4. Передача пропорций предмета в изделии:
• пропорции предмета соблюдаются;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция
В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей:
а) расположение фигур:
• по всей доске;
• не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изделий, составляющих сюжет:
• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Оригинальность изображения.
В этом критерии отражена передача реального цвета предметов, творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом.
Цветовое решение изображения:
• передан реальный цвет предметов;
• есть отступление от реальной окраски;
• цвет предметов передан неверно.
Анализ процесса деятельности.
1. Характер лепки.
В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает лепку:
• по частям;
• из целого куска;
• комбинированным способом.
2. Регуляция деятельности.
В этом критерии выделены 3 группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:
1) отношение к оценке взрослого:
• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки;
• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании деятельность замедляется или вовсе прекращается);
• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
2) оценка ребенком созданного им изображения:
• адекватна;
• неадекватна (завышенная, заниженная);
• отсутствует;
3) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится к:
• предложенному заданию;
• процессу деятельности;
• к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
4. Творчество:
• самостоятельность замысла;
• оригинальность изображения;
• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» носит не количественный, а качественный характер.
Оценка дается по трехбалльной системе: первый – 3 балла, второй – 2 балла, третий – 1 балл.