Арина Филиппова
Кружок «Су, ляко» как одно из средств реализации национально-регионального компонента в образовании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек, не знающий истории своего края, не наученный любить, беречь то место, где он родился, не сможет проникнуться уважением, состраданием, любовью к окружающему» К. Д. Ушинский
В современном педагогическом пространстве России государством достаточно четко определена структура содержания образования на двух уровнях : федеральном и национально-региональном. Под понятием «национально-региональный» мы подразумеваем, с одной стороны, конкретную территорию субъекта Федерации, определенную Конституцией РФ, а с другой стороны, новое, более широкое управленческое образование - федеральный округ.
Публикация «Кружок „Су, ляко“ как одно из средств реализации национально-регионального компонента в образовании дошкольника» размещена в разделах
Для формирования личности ребенка и воспитание его как патриота необходимо с раннего возраста приобщать детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальный (региональной) культуры народа.
В Ненецком автономном округе – исторической области проживания ненцев, коми, русских, где национальная культура имеет тысячелетние корни, в настоящее время наблюдается рост интереса коренной национальности, а так же русских и коми к своим культурным традициям. Постепенно все начинают сознавать необходимость обращения к прошлому, к своим истокам, ведь приоритетная задача любого народа - возвращение национальных традиций.
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим их в мир общечеловеческих ценностей.
Мы можем дать детям любую информацию о родном крае, но она должна быть доступна для данного возраста, и ею хорошо должен владеть педагог.
Работая в детском саду, была выявлена проблема незнания детьми традиций своего народа. В связи с этим, в последние годы среди педагогов дошкольных учреждений значительно возрос интерес к возрождению национальной культуры. Одной из проблем введения элементов национальной культуры в процесс воспитания в дошкольных учреждениях является использование материала на занятиях и вне занятий. Возможным способом решением этой проблемы, на мой взгляд, стала организация кружка по патриотическому воспитанию - «Су, ляко».
Цель работы кружка :
• воспитание патриотизма, формирование нравственных чувств, эстетическое воспитание через ознакомление детей с национальными и культурными традициями ненецкого народа;
• формирование у детей представлений о природе родного края, о национально-культурных традициях ненцев, об их обычаях, обрядах, песнях и танцах, устном народном творчестве.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с культурой, бытом ненецкого народа.
• содействовать самостоятельному совершенствованию знаний культуры северных народов.
Воспитывающие:
• воспитать уважение к коренному народу.
• воспитывать у детей уважения к истории, культуре, языку ненецкого народа.
• воспитывать у детей интерес и желание больше узнать о родном крае, о жизни ненецкого народа.
• воспитывать у детей бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту, через произведения художественной литературы, искусства.
Развивающие:
• развитие у детей интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.
• развитие культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.
Для работы кружка, был составлен учебный план по реализации национально-регионального компонента. Кружок комплектуется из числа воспитанников старшей группы №7 МДОУ №7 «Аннушка» и действует на основании Положения о кружке. Наполняемость кружка -20 детей. Занятия с детьми проводятся 1 раза в неделю. Длительность – до 30 минут (в зависимости от возраста детей). Период работы кружка : с октября по май учебного года.
Программа выстроена с учетом возрастных особенностей детей и тесно взаимосвязана со всем учебно-воспитательным и оздоровительным комплексом занятий в дошкольном учреждении.
Формы контроля: участие в праздниках, развлечениях, выставках, днях национального искусства.
Для лучшего усвоения детьми нового материала, информация была разбита по временам года. Так как каждому времени года свойственны конкретные события и явления связанные с жизнью и бытом ненецкого народа (например, рыбалка –осень и весна). Кроме того, содержание кружковой работы включает в себя обширный познавательный материал: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, подвижные игры, музыкальный репертуар.
Первое знакомство со своей малой Родиной следует начинать с составления родословной своей семьи, к чему активно привлекать родителей воспитанников.
В дальнейшем, знакомя детей с поселком (городом, в котором они родились и живут, необходимо дать расшифровку его названия, познакомить с историей возникновения и развития, достопримечательностями и промышленностью. При знакомстве с микрорайоном, можно остановиться не только на культурных и промышленных объектах, но и рассмотреть названия улиц, особенно связанных с историей родного края.
Воспитывая чувство уважения к своей малой родине, к ненецкому народу, педагогам желательно познакомить детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного города, которые внесли определенный вклад в развитие ненецкой культуры, образования, искусства.
Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы. Следовательно, использование народного музыкального искусства для углубления этих впечатлений – одна из главных задач, которую стремятся решить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Приобщение детей к народному музыкальному искусству поможет привить каждому ребенку любовь к родной земле, родному языку, к культуре своего народа. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. На занятиях с детьми разучиваются песни, прослушиваются аудио кассеты с записями ненецкого фольклора. Дети также знакомятся с колыбельными песнями ненецкого народа. Проводиться постановка танцев (Например «Пуночки», «Олененок»).
К одному из самых древних видов художественного творчества принадлежит декоративно-прикладное искусство, в произведениях которого органически сливаются функциональные, конструктивные особенности предметов массового пользования и их эстетические достоинства.
Декоративно-прикладное искусство ненцев - уникальное явление, вобравшее в себя лучшие художественные традиции, его многовековую историю. Оно имеет свой оригинальный художественный стиль и является весьма важным элементом той художественной культуры, которая была выработана ненецким народом на протяжении многих веков и поколений. Все изделия, необходимые для собственного потребления, изготавливались из местных подручных материалов: из шкур оленя, рыбьей кожи и т. д.
Оригинальностью и самобытностью отличается орнамент на одежде ненецкого народа.
В детском саду при знакомстве с орнаментом эффективнее использовать бумагу. Чтобы занятия были интереснее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так дети украшают подол паницы для куклы (узор в полосе).
Известная трудность воспроизведения ненецкого орнамента заключается в том, что все основные линии в нем располагаются не в вертикальном и горизонтальном расположении, по диагонали. Это объясняется тем, что элементы орнамента в стилизованной форме воспроизводят окружающую действительность – чумы, рога, ушки животных. Поэтому рекомендуется рисовать орнамент на тетрадном листе в клетку по диагонали.
Дети знакомятся с таким ненецким орнаментом как: человек, чум, рога оленя, заячьи ушки и т. д. После знакомства проводится закрепление в рисовании орнамента на малице и пимах. Где дети проявляют свою фантазию и память.
Народная игрушка - также предмет декоративно-прикладного искусства. Именно посредством народной игрушки дошкольники впервые знакомятся с культурой родного народа. Их активно используют при ознакомлении с историей народа, одеждой и способами ее украшения, с устным народным творчеством и т. д.
В работе используются такие игрушки как ненецкие куклы, сделанные из клюва гусей и уток, что наиболее способствует привлечению внимания детей.
Игра способствует формированию пытливости, любознательности, помогает познакомиться со свойствами и качествами предметов, способствует умственному развитию детей. Дети непосредственно воспринимают игрушку, и это оказывает положительное влияние на сенсорное воспитание и развитие наблюдательности.
Вообще, игра у народов Севера всегда служила практическим задачам – она подготавливала ребенка с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. В них отражается быт, производственная деятельность, национальные традиции. Ненецкие подвижные игры не требуют специальных помещений и инвентаря. Они проводятся на свежем воздухе, в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности (кочек, ручейков, кустов, сугробов и т. д., природных материалов (веток, шишек, камешков, отпавших рогов оленей, перьев птиц и др.) и привычных предметов быта (нарт, хореев, топоров, арканов и т. д.).
Успешно используя подвижные игры при организации рациональной двигательной активности детей во время учебного процесса, а также при осуществлении активного отдыха детей, развиваются физические способности, закаляется организм, укрепляется здоровье, вырабатываются у подрастающего поколения жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие постоянному поддержанию устойчивого состояния организма по отношению к экстремальным факторам.
В результате систематической и целенаправленной работы мы воспитываем у детей любовь к Родине, толерантность, желание знать свои корни и традиции, беречь их и приносить пользу людям, родной природе, своему краю.
Опора на региональный компонент сегодня - это объективная реальность практической деятельности педагогов округа. Эффективность реализации национально-регионального компонента напрямую зависит от наличия соответствующей системы научно-методического обеспечения. Каждый из нас вправе внести свой вклад в разработку рассматриваемой проблемы.
Кружок по патриотическому воспитанию - «Су, ляко», является одной из форм знакомства детей с культурой народов севера. Анализируя результаты диагностики уровня сформированности знаний культуры ненецкого народа можно сделать вывод, что кружковая работа дает возможность значительно обогатить знания детей о ненецкой культуре, обычаях, праздниках, проникаясь культурными традициями ненецкого народа. Цель работы кружка достигнута, поставленные задачи выполнены. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшей работы в ДОУ и в школе по формированию детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств.