Елена Мирошниченко
Кружок по формированию социальных представлений «Родничок» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи кружка по разделам :
«Я и моя семья»
Задачи:
1. Сформировать понимание, как образуются имя, отчество и фамилия. Объяснить смысл и назначение правил поведения, раскрыть последствия их нарушения.
2. Сформировать представление о принципе родословной.
Публикация «Кружок по формированию социальных представлений „Родничок“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
3. Сформировать представления о качествах личности: добрый, вежливый, правдивый, трудолюбивый, смелый, отзывчивый, заботливый.
4. Развивать у детей стремление сделать своими руками что-то для членов семьи.
«Мир взрослых»
Задачи:
1. Представить общий ход развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Объяснить на какой стадии развития сейчас находится сам ребенок.
2. Дать понятие социальных ролей взрослого : мама – женщина – труженица (врач) – подруга – дочь.
3. Сформировать отношение к взрослым, пожилым, инвалидам.
4. Закрепить правила поведения в общественных местах, при этом контролируя свое поведение.
«Среди сверстников»
Задачи:
1. Дать представление о детях разного возраста, их занятиях, понимание, что младшие требуют заботы и снисхождения.
2. Объяснить, почему нужны правила, в чём их гуманистический смысл.
3. Рассказать о нормах общения в коллективе, необходимости с мнением других, подчиняться общим правилам.
4. Научить видеть и учитывать настроения сверстников в общении.
5. Воспитывать дружеские отношения, оптимизм, чувство юмора, заботу о товарищах (если друг заболел).
6. Научить представлять всевозможные последствия своих неосторожных действий для других.
7. Научить использовать обязательные формы вежливости в общении со сверстниками.
8. Добиваться перехода нравственных навыков в привычку (научить сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам).
«Мир предметов»
Задачи:
1. Развить нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
2. Сформировать у детей систему исследовательских действий, адекватных предмету (можно – нельзя трогать, гладить, пробовать).
3. Рассказать и научить первым обязанностям, связанным с уходом за предметами.
4. Научить, что есть свои игрушки, а есть чужие.
5. Рассказать о том, что существуют предметы опасные и безопасные.
6. Сформировать первые представления о деньгах, правилах обращения с ними.
7. Сформировать привычку бережного отношения к окружающему.
«Я и природа»
Задачи:
1. Воспитывать у детей экологическое сознание.
2. Сформировать понятие о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе.
3. Показать роль человека в охране природы.
4. Рассказать, чему можно научиться у взрослых, лесников, пожарных, геологов.
5. Вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой.
6. Сформировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь – помоги».
Перспективное планирование занятий кружка старшая группа
Раздел Занятие Цель
Я
и моя семья 1. «Что я думаю о себе и о других»
2.»Кого называют скромным?»
3.»Я среди людей»
4.«Учись думать и поступать по-своему»
5. «Зачем нужны правила?»
6.«Какие разные взрослые»
7. «Если ты гуляешь один» Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
Довести до понятия детей содержание понятий «скромный», «стеснительность», научить оценке и самооценки поведения.
Развивать представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.
Развивать в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, независимости в интеллектуальных и физических действиях, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.
Развивать у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.
Развивать понятие о разнообразии социальных ролей взрослого, сформировать положительное отношение к взрослым.
Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; сформировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми.
Мир
взрослых 1.«Я иду в театр»
2. «Почему взрослые хмурятся…»
3. «Кто такие мудрецы?»
4.«Мы едем в городском транспорте»
5. «У мамы с папой гости» Закрепить знание правил поведения в общественном месте, навыки общения в театре.
Вызвать интерес к эмоциональному миру взрослых; развить такт, внимание, умение понимать по жестам, мимике эмоциональное состояние взрослых; поупражнять детей в подобающих формах общения : «извините, чем могу помочь», «мне очень жаль, я хочу, чтобы ты не сердилась».
Раскрыть понятия «мудрец», «мудрость»; вызвать интерес перед тем, как много может знать человек, если он долго живет и все время узнает что-то новое; научить детей почтительности.
Закрепить правилах поведения в общественных местах, воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.
Воспитывать умение правильно вести себя в присутствии взрослых, самостоятельно находить себе занятие, проявлять терпение.
Среди сверстников
1. «Учимся беседовать с героями сказок»
2. «Мальчики и девочки»
3. «Нарочно и нечаянно»
4. «Учусь прощать»
5. «О фантазерах и врунишках»
6. «Кто это – хвастун?»
7.»Почему бывают драки?»
8. «Учусь сочувствовать» Научить понимать чувства героев, их настроение; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; научить подбирать слова, определяющие состояния и качества характера.
Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.
Развивать нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.
Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».
Научить детей различать обман и выдумку, фантазию, подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развить стремление к правдивости и такту.
Научить детей различать хвастовство и шутку – преувеличение; развить отрицательное отношение к хвастовству; уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна.
Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитывать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.
Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь.
Мир
предметов 1. «Добрый и злой огонь»
2. «Опасные предметы»
3. «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад»
4. «Что такое деньги?»
5. «Предметы на праздничном столе»
6. «Незнакомые предметы»
7. «Нужно ли беречь вещи» Развивать у детей представление о пользе и опасности огня; научить мерам предосторожности.
Развивать представления детей о качествах и свойствах предметов, о правилах безопасного пользования предметами.
Развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребенку; предупредить возникновение завести, злорадства.
Развивать у детей первые представления о зарплате взрослых, о бережливости и скупости, о гигиене в связи с употреблением денег, о возможности взять деньги без разрешения.
Сформировать представления и понятия о сервировке стола; совершенствовать навыки поведения за столом и владения различными предметами
Сформировать у детей систему исследовательских действий адекватно предмету и обстановке (можно или нельзя трогать, брать, пробовать, привычку бережного отношения к окружающему.
Познакомить детей с понятиями «экономный», «бережливый», вызвать интерес к способам починки желание беречь вещи и предметы.
Я
и природа 1. «Мы идём помогать растениям»
2. «О чём рассказали звери»
3. «Живая и мёртвая вода»
4. «Море в опасности»
Научить детей относиться к растениям как к живым существам; сформировать навык практической помощи, сочувствия.
Развить любознательность детей; научить их бережно относиться ко всему живому, научить правилам безопасного общения с животными.
Развивать у детей понятие о значении воды в жизни людей; вызвать интерес и желание участвовать в защите природы.
Дать детям представления о разных состояниях моря и его обитателях, о том, что человек своей деятельностью может загрязнять моря, от чего гибнуть растения, животные, портится морская вода; развить у детей понимание взаимосвязи человека и природы; вызвать желание беречь и защищать природу.