Катя Кучеренко
Кружок «Пластилиновый островок»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей. Лепка имеет большое значение для обучения детей дошкольного возраста.
1.1 Концепция программы.
Кружок «Пластилиновый островок» создан помочь ребенку сформировать художественный вкус, научить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, уметь видеть богатство цвета и форм предметов окружающего мира, обогащать сенсорный опыт детей. Одна из задач обучения лепке состоит в том, чтобы развить творческие возможности детей.
Публикация «Кружок „Пластилиновый островок“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лепка с использованием бросового материала
- Темочки
1.2 Актуальность
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна.
Этот вид деятельности положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными. Развивает память, внимание, наблюдательность, художественные способности.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребё нка:
• Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
• Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
• Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
• Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.
1.3 Цель программы
Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
1.4 Задачи программы
Обучающие.
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке. Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения. Дать теоретические знания и формировать практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие.
Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии. Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие.
Содействовать воспитанию у детей интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
1.5 Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 3-4 года.
1.6 Продолжительность реализации программы
Рассчитана программа на 1 год обучения. Обучение проводится со всей группой присутствующих детей. Деятельность кружка проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий 15минут.
1.7 Приемы и методы организации занятий
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на деятельности используются различные методы обучения (словесные, наглядные и др., чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
o Игровой: сюрпризный момент, игра. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
o Словесный: художественное слово (загадки, стихи, слушание музыкальных произведений, объяснение, поощрение и т. д.
o Наглядный: показ картин и иллюстраций, наблюдения за объектами природы, нетрадиционные материалы, игрушки, маски для детей. В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
o Практический: показ способа действий; прием совместных действий педагога и ребенка - сотворчество; прием пассивных движений; упражнение (продуктивная деятельность).
Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Форма подведения итогов:
• выставка детских работ;
• фотоальбом детских поделок.
1.8 Ожидаемые результаты
В результате данной программы дети:
• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
• Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
• Получат навыки совместной работы.
2. Календарно-тематическое планирование на год
Октябрь
1 занятие – «Витамины».
Цель: вызвать у детей интерес к лепке, научить отрывать куски от большого кома и лепить шарик.
2 занятие – «Полезный урожай: морковка, капуста».
Цель: закрепить умение различать овощи, отгадывать про них загадки.
3 занятие – «Большие и маленькие яблоки на тарелке»
Цель: научиться лепить округлые формы, закрепить понятия «больше-меньше», научаться располагать предметы по величине.
4 занятие – Коллективная работа «Фруктосад».
Цель: научиться фантазировать на «фруктовую» тему, учиться работать в коллективе, составлять композицию.
Ноябрь
1 занятие – «Звездное небо».
Цель: Научить делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
2 занятие – «Аквариум: водоросли».
Цель: познакомить с понятием «водоросли» и для чего они нужны, научиться лепить различные по форме водоросли.
3 занятие – «Бусы для Люси».
Цель: совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помощи стеки.
4 занятие – «Мисочка для котенка»
Цель: познакомить с приёмом вдавливания. Закрепление умения сплющивать пластилин между ладонями.
Декабрь
1 занятие – «Баранки для Котофея»
Цель: обучение умению соединять детали из пластилина, сглаживая место соединения.
2 занятие – «Пряники»
Цель: закрепить умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками.
3 занятие – «Бусы для елочки»
Цель: закрепить умения скатывать пластилин в комочки, прикреплять к плоской поверхности.
4занятие – ««Снеговик».
Цель: закрепление умения лепить предметы округлой формы, составлять фигурку снеговика.
Январь
1 занятие – «Вот такая елочка»
Цель: закрепление умения раскатывать жгутики из пластилина зелёного цвета и прикрепление к стволу. Развитие мелкой моторики рук.
2 занятие – Коллективная работа «Куколки гуляют на снежной поляне»
Цель: Учить создавать в лепке образ куклы. Учить лепить предмет, состоящий из двух частей: столбика (шубка) и круглой формы (голова). Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и кругообразными движениями, соединять две части предмета приемом прижимания.
3 занятие – Коллективная работа «Снеговики играют в снежки»
Цель: Раскатывание пластилина круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара.
4 занятие – «Мандарины и апельсины»
Цель: Закрепить умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин кругообразными движениями между ладонями. Закрепить умения лепить предметы разной величины.
Февраль
1 занятие – «Слепи свою любимую игрушку».
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать содержание лепки, использовать усвоенные ранее приемы лепки. Закреплять умение лепить предметы, состоящие из одной или нескольких частей, передавая их форму и величину. Вызывать радость от созданного изображения.
2 занятие – «Самолетики»
Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков. Закреплять умение делить комок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения.
3 занятие – «Мостик для собачки».
Цель: закрепление умения раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук; развитие мелкой моторики.
4 занятие – «Приглашаем в гости Мишку, Лисичку, Зайку»
Цель: Побуждать детей лепить разные по форме конфеты (круглые, длинные, приплюснутые). Воспитывать доброе отношение к животным.
Март
1 занятие – «Сосульки воображульки!»
Цель: познакомить со способом лепки предметов в форме цилиндра, развивать навык лёгкого сдавливания кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины.
2 занятие – «Для любимой мамочки испеку я пряничек»
Цель:. Учить самостоятельно, лепить знакомые формы. Воспитывать у детей любовь к маме.
3 занятие – «Ежики»
Цель: Совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями, учить оттягивать детали пальцами.
4занятие – «Неваляшки»
Цель: закрепить лепку фигурок, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций. Деление пластилина на неравные части.
Апрель
1 занятие – «В лесу расцвел подснежник»
Цель: Продолжать развивать сюжетно-ролевой замысел, продолжать учить детей наносить пластилин на картон пальчиками рук. Развивать мелкую моторику рук.
2 занятие – «Мостик»
Цель: Учить лепить бревнышки, выравнивать их по длине. Развивать чувство формы и величины.
3 занятие – «Встреча зайца с колобком»
Цель: научить детей передавать сказочный образ, воспитывать доброжелательное отношение к персонажам, развивать воображение.
4 занятие – «Мышка-норушка»
Цель: Учить лепить мышку на основе конусообразной форме. Воспитывать заботу о сказочных героях. Развивать моторику рук.
Май
1 занятие – «Два веселых гуся!»
Цель: Развивать сюжетно-ролевой замысел. Вызвать эмоциональный отклик на созданный в лепке образ. Познакомить с лепкой фигурки птицы из целого комка.
2 занятие – Коллективная работа. «Вот такой у нас салют!»
Цель: сочетание приё мов лепки: раскатывание жгутиков и шарика, их соединение и включение в общую композицию воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни.
3 занятие – «Вкусное яблочко»
Цель: Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, а затем вдавливать верхнюю и нижнюю части добиваясь сходства с яблоком.
4 занятие – «Домики для жучков»
Цель: Побуждать детей доступными им средствами выразительно создавать сказочные домики для своих букашек. Развивать фантазию.
Июнь
1 занятие – «Травка для коровушки»
Цель: продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук.
2 занятие – «Улиточка»
Цель: учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек.
3 занятие – «Цветочек»
Цель: Закреплять умение лепить знакомые цветы, применяя усвоенные раннее приёмы. Развивать инициативу, самостоятельность.
4 занятие – «Божья коровка»
Цель: закреплять умение передавать в лепке знакомый образ. Учить использовать в своей работе дополнительный материал.
В конце года ребенок умеет:
• отделять от большого куска небольшие комочки
• раскатывать комок теста прямыми движениями;
• раскатывать комок теста круговыми движениями;
• сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
• соединять концы;
• сплющивать между ладонями комок теста;
• соединять 2-3 знакомые формы;
• защипывание краев формы кончиками пальцев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного
материала»
2. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн»
3. Г. С. Швайко ИЗО
4. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка»