Алина Кулькова
Кружок «Пластилиновые фантазии» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок в младшей группе
Пояснительная записка.
Творчество является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что лепка важна для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений. Лепка не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе творческой деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Все дети любят лепить, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь творчество для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Начиная с раннего возраста, побуждая детей к творчеству, учим видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале я с детьми обыгрываю сюжет с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества.
Публикация «Кружок „Пластилиновые фантазии“ в младшей группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лепка с использованием бросового материала
- Темочки
Направленность данного кружка : формировать и закреплять в самостоятельной деятельности образную выразительность создаваемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создаваемых работ, знакомство детей со способами и приемами лепки.
Актуальность кружка не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием приемов и способов лепки, многообразием дополнительного использования дополнительных природных и бросовых материалов при выполнении творческих работ. Формируют навыки, на основе полученных знаний, создавать свои поделки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель:
Развитие умения и навыков в работе с пластилином, глиной, тестом.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:
Развитие навыков продуктивной деятельности (лепка);
Приобщение детей к творчеству;
Развитие у детей творческих способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
Развитие творческой активности, воображения у детей, мелкой моторики рук.
Задачи:
Обучающие:
Знакомство со свойствами пластилина. Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, колбаска, их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы и др. природные и бросовые материалы. Поддержка стремления создавать интересные образы.
Формировать умение лепить из небольших кусочков пластилина, используются следующие способы лепки:
Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;
Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.
Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Формировать и закреплять в самостоятельной деятельности приемы лепки:
скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);
раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);
надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);
растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);
прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);
сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);
сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);
нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).
вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);
вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).
Формировать и закреплять умение находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в поделке.
Формировать умение ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образцов, используя для этого освоенные технические приемы.
Развивающие:
Развивать зрительное и тактильное обследование различных объектов; познавательную активность, творческое мышление; эстетическую восприимчивость.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус; интерес к творческой деятельности.
Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
Формы работы:
Практические занятия, в т. ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, поделок.
Выставки работ.
Посещение выставок детей из других групп (несколько раз в год).
В работе используются различные методы и приемы: обследования, наглядности, словесный, практический, сотворчества, мотивационный.
Занятия по лепке строятся по следующему плану:
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала ( при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.
Ресурсное обеспечение программы:
Центр художественного творчества в группе.
Методический инструментарий (конспекты кружковых занятий, картины известных художников, оформление фотоальбомов, сбор поделочного материала, аудио и видеозаписи).
Для занятий по лепке из пластилина заранее готовится природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).
Для аккуратной работы с пластилином у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.
Ожидаемый результат работы кружка :
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4 годам:
испытывает интерес к лепке из пластилина;
знает свойства, пластилина;
использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);
передает в лепке различие предметов по величине;
раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями ладоней;
соединяет концы раскатанной колбаски в кольцо;
сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук;
умеет украшать вылепленный предмет, используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку;
умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;
сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал;
умеет лепить различные предметы из 1–3 частей, соединяя их, путем прижатия и примазывания друг к другу;
умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;
умеет аккуратно пользоваться пластилином : не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке.
Достижения ребенка. (Что нас радует.)
Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы.
Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.
Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами.
Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.
Ребенок не проявляет активности и эмоционального отклика при восприятии произведений искусства.
Не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать.
Неохотно участвует в создании совместных со взрослым творческих работ.
Способы определения результативности (диагностика) :
Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования, разработки и диагностические методики, предлагаемые программой «От рождения до школы» Н. Вераксы, Т. Комаровой, В Гербовой.
Результаты тестирования (сентябрь, май) смотри в приложении.
Продолжительность работы кружка :
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий в 2 недели– 1, в месяц – 2, в год – 18занятий.
Продолжительность одного занятия – 15 минут.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (лепке)
на 2019-2020 год
(младшая группа «Солнышки»)
Месяц
Занятие №
Тема
Цели и задачи
Литература
СЕНТЯБРЬ 2019
1
Диагностика
Мониторинг навыков ребенка лепки из пластилина, умения использовать различные способы и приемы.
2
«Картошка в мешке»
(Налеп из пластилина)
Формировать умение детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 9.
3
«Яблоко»
(Нанесение пластилина на поверхность)
Формировать умение детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Развивать способность собирать целое из частей.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 9.
ОКТЯБРЬ 2019
1
«Миска с вишенками» (лепка из пластилина)
Продолжать формировать умение детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Формировать навыки лепки полыехпредметов, используя приемы вдавливания и прищипывания. Познакомить с ягодами и их названиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 10.
2
«Грибная поляна»
(лепка из пластилина»
Формировать умение детей раскатывать из маленьких шариков пластилина столбики и соединять их с дополнительным материалом. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 11.
НОЯБРЬ 2019
1
«Длинная змея» (лепка из пластилина»
Формировать умение детей выкладывать мозаику из пуговиц и раскатывать длинную колбаску из шарика пластилина. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать правильное произношение звука ш.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 13.
2
«Варежки» (нанесение пластилина на поверхность)
Продолжать развивать умение детей наносить пластилин на поверхность. Закреплять в самостоятельной деятельности умение украшать изделие. Развивать внимание.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 13.
Декабрь 2019
1
«Ёлочный шарик» (лепка из пластилина
Продолжать формировать умение детей украшать объемное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать речь и мышление.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 16.
2
«Снеговик» (лепка из пластилина)
Формировать умение детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 17.
ЯНВАРЬ 2020
1
«Ёлка»
(налеп из пластилина»
Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Учить анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 17.
2
«Черепаха» (лепка из пластилина)
Формировать умение сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 18.
ФЕВРАЛЬ 2020
1
«Бабка и дед» (нанесение пластилина на поверхность)
Продолжать формировать умение детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и пластилина. Закреплять знания ребят о частях лица и тела.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 20.
2
«Мама»
Продолжать формировать умение детей лепить предметы, состоящие из двух частей; закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью заостренной палочки. Развивать воображение, речь и мышление.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 21.
МАРТ 2020
1
«Машинка» (лепка из пластилина)
Продолжать формировать умение детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 23.
4
«Пасхальное яйцо» (нанесение пластилина на поверхность»
Развивать умение детей наносить пластилин на поверхность и украшать изделие. Развивать речь и мышление.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 28.
АПРЕЛЬ 2020
1
«Бабочка на цветке» (нанесение пластилина на поверхность)
Развивать умение детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Формировать умение составлять сюжетную композицию из ракушек. Закреплять умение понимать и анализировать содержание произведения.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 24.
2
«Кактус в горшке»
(лепка из пластилина)
Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью природного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактусом.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 25.
МАЙ 2020
1
«Гусеница»
Учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней; учить осознанно переключать внимание.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 29.
3
«Цветок на клумбе»
(лепка из пластилина)
Закреплять умение детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Продолжать развивать память, внимание, восприятие, речь и мышление.
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», стр. 27.
Диагностика
Изучение результатов детского развития, умения дошкольников использовать в лепке различные способы и приемы.
)
Литература:
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет». Конспекты занятий. Изд. «Мозаика-Синтез».
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Вераксы, Т. Комаровой, В Гербовой, Васильевой. Изд. Мозаика-Синтез, 2014 г.