Евгения Бутько
Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово!
Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово!
Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна.
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания в ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Вместе с тем детям дошкольного возраста не рекомендуется заниматься спортом в прямом смысле этого слова, т. е. осуществлять подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов. Но отдельные элементы действия в спортивных играх и упражнениях, элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Публикация «Кружок „Мини-футбол“ в детском саду — это здорово!» размещена в разделах
Наиболее приемлемой спортивной игрой для детей дошкольников в нашем детском саду мы посчитали футбол.
Футбол - спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею.
Футбол – игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Все движения выполняются в постоянно изменяющейся обстановке. А это формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять в зависимости от условий игры. Так как у них еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.
Футбол – игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут учиться также в ходе игр.
В МБДОУ «ЦРР - детский сад №51» организованы занятия по «Мини-футболу». Занятия проводятся в спортивном зале детского сада. Нами были набраны три подгруппы детей по 15 человек каждая. Подгруппы сформированы из мальчиков 5-7 лет. Занятия проводятся во второй половине дня три раза в неделю в каждой подгруппе. Длительность занятий составляет 25-30 минут.
Исходя из вышесказанного, а также проанализировав ряд литературных источников нами была поставлена главная задача. Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывать индивидуальные возрастные особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий.
Мы считаем, что обучение дошкольников игре в футбол целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе главными задачами являются:
- повышение общей физической подготовленности;
- совершенствование общей выносливости;
- улучшение техники бега;
- улучшение состояния здоровья, и прежде всего деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Реализация этого этапа осуществляется нами в повседневной жизни дошкольников посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во время самостоятельной двигательной деятельности детей, непосредственно во время физкультурных занятий и спортивных развлечений. Данный этап во временном отношении может длиться от нескольких месяцев до полугода и более.
Основной этап – этап непосредственно обучение игре в футбол. Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников игре в футбол – занятия. Футбольные элементы могут быть также включены в программный обучающий материал по физическому воспитанию на протяжении учебного года.
Наличие трехчастной формы занятий (вводная часть, основная, заключительная) позволяет нам рационально распределить учебно-тренировочный материал.
Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Содержание основного обучающего этапа представляется в конспектах занятий.
Заключительный этап – этап совершенствования технических, элементарных тактических навыков игры в футбол, т. е. непосредственно сам футбольный матч. С детьми дошкольного возраста длительность футбольного матча составляет 25 минут с учетом 5- минутного перерыва для отдыха и расслабления. Перед каждой игрой необходима разминка, состоящая из упражнений, уже знакомых детям. Все занятия данного этапа проводятся на улице.
В конце учебного цикла занятий нами запланировано проведение соревнования между подгруппами на кубок детского сада «Юный футболист».
МБДОУ «ЦРР - детский сад №51» по данному направлению работает с сентября 2013 г. Следует отметить, что результатом за 8 месяцев тренировок стал положительный сдвиг в развитии кондиционных способностей детей, их техническое и тактическое совершенствование.
В январе 2014 года были проведены открытые просмотры занятий с приглашением родителей. Благодарные отклики со стороны родителей, их заинтересованность по данному вопросу говорят о позитивной динамике развития процесса оздоровления детей.