Вера Валькова
Кружок «Маленькие творцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Маленькие творцы» разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития Лыковой И. А «Цветные ладошки». - М. : «Карапуз-дидактика», 2007г., модифицирована с учетом собственных возможностей и опыта. В данную программу вставлены разделы «Выдувание», «Прижми и отпечатай», «Восковые мелки и акварель», «Монотипия»,
Публикация «Кружок „Маленькие творцы“» размещена в разделах
«Рисование пластилином», так как они в большей мере способствуют развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста и являются для них новыми видами деятельности, что позволяет повысить интерес к продуктивным видам деятельности.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворении потребности детей в самовыражении. Занимаясь рисованием, лепкой ребёнок испытывает большое удовольствие, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие
двигательных центров речи. Таким образом, во время занятий продуктивными видами деятельности развивается не только рука, но и речь ребёнка. Рассказывая о своём рисунке, малыш учится подбирать нужные слова, правильно формулировать свои мысли. Он становится более наблюдательным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире новое, интересное, фантазирует.
У многих детей творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей необходимы определённые условия и целенаправленная организация непосредственной образовательной деятельности.
Цель программы: развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребёнке через занятия изобразительной деятельностью.
Основные задачи:
1. Познакомить с техниками рисования: «пальчиковая живопись», «рисование ладошкой», «монотипия», «рисование пластилином», «выдувание» и др.
2. Развивать интерес к занятиям по изобразительной деятельности.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Активизировать словарь, развивать связную речь.
5. Прививать любовь к творчеству, развивать фантазию и эстетический вкус.
Данная программа предназначена для детей 3-4 лет. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй младшей группе в первой половине дня. Продолжительность занятий до 15 минут. Срок реализации – 1 год.
Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащённость и возрастные особенности детей.
К прогнозируемым результатам программы относятся следующие знания и умения:
• уметь передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа;
• выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем;
• использовать цвет как средство отношения к образу;
• уметь строить нарядный узор при помощи ритма и чередования форм;
• уметь правильно держать инструменты, чередовать силу нажима.
Методы диагностики – наблюдения.
Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы Общее
кол-во
часов Теорети
ческие Практи
ческие
1. Вводное занятие. 1 1 -
2. «Рисование ладошкой. Пальчиковое рисование». 7 1 6
2. «Прижми и отпечатай». 8 1 7
3. «Монотипия». 3 1 2
4. «Выдувание». 3 1 2
5. «Рисование пластилином». 5 1 4
6. «Восковые мелки и акварель». 6 1 5
7. Итоговое занятие 1 - 1
Итого: 34 7 27
Содержание программы
Раздел 1. «Пальчиковая живопись. Рисование ладошкой»(7ч.)
Основные способы и приёмы данных техник. Знакомство с последовательностью выполнения работ. Взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой. Обследовательские действия руками с предметами, предоставление возможности почувствовать структуру краски и поиграть с ней.
Примерные темы для рисования: «Почки на ветках», «Цветы на травке», «Салют», «Дождик», «Хвост для петушка», «Рыбки в море», «Ёжик».
Форма контроля: выставка работ.
Раздел 2. «Прижми и отпечатай» (8ч.)
Основные способы и приёмы рисования скомканной бумагой, поролоном, пуговицами, оттиска печатками, ватными палочками. Развитие чувства формы. Составление узоров из отпечатков. Оформление рамок для работ.
Примерные темы для рисования: «На морском дне», «Снеговик», «Узор для платка», «Рамка для маминой фотографии», «Мимоза».
Форма контроля: оформление альбома.
Раздел 3. «Монотипия» (3ч.)
Основные приёмы и способы данной техники. Знакомство с последовательностью выполнения работ. Взаимосвязь изображения на листе с оттиском на другой поверхности, угадывание полученного образа. Дополнение полученного изображения новыми деталями.
Примерные темы для рисования: «Бабочка», «На что похоже облачко?», «Весёлая фантазия».
Форма контроля: открытое занятие для родителей.
Раздел 4. «Выдувание» (3ч.)
Основные способы и приёмы техники. Наслоение цветов, их взаимопроникновение на листе. Многослойное выдувание.
Примерные темы: «Деревья», «Придумай, что это», «Дождь».
Форма контроля: выставка рисунков.
Раздел 5. «Рисование пластилином» (5ч.)
Основные способы и приёмы данной техники. Знакомство с последовательностью выполнения работы (перевод рисунка на основу, заполнение деталей тонким слоем пластилина или жгутиком по контуру, закрепление готовой работы на основе.) Развитие чувства формы.
Примерные темы: «Лошарики», «Зимний пейзаж», «Бабочки на лугу».
Формы контроля: практическая работа.
Раздел 6. «Восковые мелки и акварель» (6ч.)
Основные приёмы и способы данной техники. Знакомство с последовательностью выполнения работ. Прозрачность цветового слоя. Волшебные мелки.
Примерные темы: «Кружевные листочки», «Горы», «Золотая осень».
Формы контроля: коллективная работа.
Методическое обеспечение:
Для успешной реализации данной программы используются следующие методы эстетического воспитания:
• метод эстетического выбора («убеждения красотой»);
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, сверстниками,
• метод необыденных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Методы проведения непосредственной образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Дидактическое и техническое оснащение занятий включает индивидуальные комплекты инструментов, материалов, приспособлений; альбомы с образцами, иллюстрациями, шаблоны, трафареты.
Для подведения итогов по разделам предполагается проведение выставок, открытых занятий, игр и развлечений.
Литература.
1. Высокова Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2011.-79с.
2. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Верасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика-СИНТЕЗ, 2010.
3. Рогачёва Н. А. Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста //Приложение к журналу. Дошкольник. Младший школьник. ,№1, 2010г.
5. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М. : ТЦ Сфера. 2011. – 128с.
6. Янушко Е. А. «Маленький художник». Рисуем пальчиком. Художественный альбом для занятий с детьми от 3 до 5 лет., М. : «Интез» 2008.