Cветлана Cухова
Экологический кружок «Фантазеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мдоу д с №58 «Рыбка»
К р у ж о к
«Фантазеры»
Руководитель:
Сухова С. Н.
2012г.
План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Фантазеры» - 22 человека. Возраст детей: от 4 до 6 лет.
Пояснительная записка
Публикация «Экологический кружок „Фантазеры“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В. сухомлинский: |
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» |
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Фантазеры» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
Познавательно-развлекательное направление
Практическое направление
Исследовательское направление
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Фантазеры»
2012 – 2013учебный год
Дата тема задачи
04.09. «Цветы на участке осенью» Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.
11.09. «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Воспитывать трудолюбие.
18.09. «Осень в белые туманы» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.
25.09. «То березка, то рябинка» Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев. Воспитывать любовь к природе.
02.10. «Доброе, хорошее солнце» Уточнить знания детей о солнце осенью. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля
09.10. «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» Уточнить представления детей о растениях в группе. Познакомить с новыми растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
16.10. «Осеннее дерево» Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
23.10. «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят.
30.10. «Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.
06.11. «Воробьишка» Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья. Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
13.11. «Синичкин праздник – 12 ноября» Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.
20.11 «Дикие звери зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.
27.11. «Снежинка» Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.
04.12. «Защитите ель и сосну» Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.
11.12. «Плыли по небу тучки» Расширять представления детей о явлениях неживой природы.
Развитие наблюдательности.
Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.
18.12. «Снежный хоровод» Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т. д.
25.12. «Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
15.01. «Наблюдение за снегом и льдом» Формировать реалистическое понимание неживой природы;
закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
22.01. «Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.
29.01. «Мороз – удивительный художник» Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
05.02. «Выращиваем лук на окошке» Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта
12.02. «Дикие животные в лесу зимой» Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
19.02. «Лаборатория добрых дел» Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; вызвать чувство радости у детей
26.02. «Наблюдение за сезонными изменениями» формировать представления об изменениях в природе;
05.03. «К нам весна шагает быстрыми шагами» Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
12.03. «Наши четвероногие друзья – собака» Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку.
19.03. «Забота о здоровье» Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.
26.03. «Первые цветы в природе» Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями.
02.04. «Божья коровка» Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям.
09.04. «Русская березка» Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
16.04. «Пернатые гости» Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
23.04. «Весенний пейзаж»
Закрепить представления детей о весне. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
30.04 «Солнышко на травке» Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.
07.05. «Кто живёт в пруду?» Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.
14.05. «Цветущие деревья» Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.
21.05. «Что такое облака, дождь, гроза?» Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
28.05. «Песочные фантазии» Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
4. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
6. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html