Мазай Дарья Валентиновна
Кружок для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет по работе с конструктором «Перворобот LEGO WeDo»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок для детей старшего дошкольного возраста
(6-7 лет) по работе с конструктором
Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo).
Длительность занятия в подготовительной группе не более 25 мин.
Выполнила: Мазай Д. В.
Славянка
2023-2024г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цель. Задачи
3. Планируемый результат
Публикация «Кружок для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет по работе с конструктором „Перворобот LEGO WeDo“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лего. Конструктор LEGO
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
4. Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование «Простые механизмы»
5. Обзор комплекта заданий
6. Используемая литература
1. Пояснительная записка
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
• являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
• На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу рабочей программы по роботехнике на базе конструктора LEGO Education WeDo.
• В данной Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO Education WeDo. Составлены конспекты НОД с использованием конструкторов LEGO Education WeDo.
Инновационность Программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Education WeDo в образовательный процесс ДОУ.
Организация работы с продуктами LEGO Education WeDo базируется на принципе практического обучения.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно – деятельностного подхода. процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. при построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний – от теории механики до психологии, что является вполне естественным.
Очень важным представляются тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов. Одна из задач Программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой на «ты», познакомить с профессией инженера.
Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети дошкольного возраста получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. вторая важная задача программы состоит в том, чтобы научить детей грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
2. Цель:
Познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно читать инструкцию, и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи:
Для детей :
• определять, различать и называть детали конструктора;
• конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• умение работать в паре, коллективно;
• уметь рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;
• способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, формировать навыки коллективного труда;
• прививать навыки программирования через разработку программ в визуальной среде программирования, развивать алгоритмическое мышление;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
• самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов.
Для педагогов:
• Организовать работу технической направленности с использованием программируемых конструкторов LEGO WeDo для детей старшего дошкольного возраста.
• Создать LEGO-центры в группах.
• Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO-технологией.
• Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
3. Планируемый результат:
Планируемые итоговые результаты по освоения робототехники на базе конструктора LEGO Education WeDo :
Дети научатся:
• различать и называть детали конструктора;
• конструировать по условиям заданным взрослым;
• конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
• самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
• работать в паре, коллективе;
• рассказывать о постройке.
• морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
• познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
• качества самостоятельно договариваться друг с другом;
• конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
• Наблюдение за работой детей на занятиях;
• В выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития:
• Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.
Умение правильно конструировать поделку по замыслу :
Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может.
Умение проектировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя
Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем воспитателя.
Умение конструировать по пошаговой схеме :
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Средний :может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.
Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.
4. Комплексно-тематическое планирование
LEGO-конструирование «Простые механизмы»
№ Дата Тема Программное содержание Оборудование
Забавные механизмы
1 Сентябрь 1. Вводное занятие. Знакомство с конструктором, названиями и назначения всех деталей конструктора. Инструктаж по техника безопасности при работе с лего-конструктором и компьютером. Конструктор Перворобот LEGO WeDo, ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
2. «Умная вертушка» Научить создавать механическое
устройство и программировать его
таким образом, чтобы мотор отключался после освобождения
волчка. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей);
Ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска). Игрушка-волчок.
3. «Танцующие птицы» Научить создавать механическое
устройство и программировать его
таким образом, чтобы оно издавало соответствующие звуки.
Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей);
Ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Забавные механизмы
2 Октябрь 1. «Обезьянка-барабанщица» Обсудить игру на музыкальных
инструментах, в частности, на барабане. Научить создавать механическое устройство и программировать его таким образом, что бы детали «рук» двигались как рычаги.
Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей);
ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Презентация «Музыкальные инструменты»
2. Парк аттракционов (обобщение предыдущих трех тем) Закрепить полученные умения и
навыки. Повысить интерес к конструированию и конструктивному
творчеству, предоставив самостоятельный выбор модели для обыгрывания ситуации. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей);
Ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Животные
3 Ноябрь 1. «Голодный аллигатор» Обобщить знания детей об аллигаторах, их повадках, о том, что они едят. Помочь в создании механического устройства с использованием датчика движения. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей);
ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Презентация «Аллигатор».
Игрушка крокодил.
2. «Рычащий лев» Обобщить знания детей о львах, их повадках, среде обитания. Помочь в создании механического
устройства, программируя двигательные умения и звук (рычание). Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей);
ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Презентация «Львы в
природе».
Игрушка лев.
Животные
4 Декабрь 1. «Порхающая птица» Научить создавать механическое
устройство и программировать его
таким образом, чтобы определенное условие приводило модель в
движение и вызывало звук (хлопанье крыльями). Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей);
ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Презентация «Птицы».
Аудиозапись «Звуки птиц».
2. Прогулка на природе (три модели на выбор, обыгрывание ситуаций) Закрепить полученные умения и
навыки. Повысить интерес к конструированию и конструктивному
творчеству, предоставив самостоятельный выбор модели для обыгрывания ситуации. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей);
ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Аудиозапись «Звуки природы».
Футбол
5 Январь 1. «Нападающие» Помочь сконструировать и запрограммировать футболиста, который будет бить ногой по бумажному футбольному мячу. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Презентация «Виды спорта».
2. «Вратарь» Помочь сконструировать и запрограммировать футболиста, который будет перемещаться вправо и
влево, и отбивать бумажный мячик. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Футбол
6 Февраль 1. «Ликующие болельщики» Помочь сконструировать и запрограммировать механических футбольных болельщиков, которые
будут подпрыгивать на месте и издавать приветственные возгласы. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
2. Футбольный
матч ( три модели: 2 вратаря и болельщики, обыгрывание
ситуаций) Закрепить полученные умения и навыки. Повысить интерес к конструированию и конструктивному
творчеству, предоставив самостоятельное моделирование для обыгрывания ситуации.
Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Приключения
7 Март 1. «Спасение самолета» Обучить построению модели самолета и программированию его
таким образом, чтобы скорость вращения пропеллера зависела от
того, поднят или опущен нос самолета. Формировать умение прокладывать «маршрут». Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Презентация «Воздушный транспорт»
2. «Великан» Обучить построению модели великана. Показать приемы использования датчика движения. Обучить программированию с использованием датчика движения Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Подборка детских сказок о великанах.
Приключения
8 Апрель 1. «Непотопляемый
парусник» Обучить построению модели парусника. Показать приемы программирования с использованием
нескольких звуковых эффектов. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Презентация «Водный
транспорт».
2. Комплекс приключений (три модели на выбор) Закрепить полученные умения и навыки. Повысить интерес к конструированию и конструктивному
творчеству, предоставив самостоятельный выбор модели для обыгрывания ситуации. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).
Свобода творчества
9 Май Творческая деятельность. Выставка детских работ. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); ноутбук (мультимедийный
проектор, интерактивная
доска).