Колпакова Галина Владимировна
Кружковая работа «Говорушки» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа для детей подготовительной группы «Говорушки»
Цель кружка : развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; содействие развитию речи детей, усвоение детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Задачи кружка :
• формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
• развивать общую и мелкую моторику;
Публикация «Кружковая работа „Говорушки“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;
• формировать лексико-грамматический строй речи;
• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, инсценировок сказок, чистоговорок, загадок с одновременным выполнением действий;
• формировать познавательную активность детей;
• совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;
Организационный раздел программы
Содержание и формы речевого воздействия
Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляционной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.
В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.
В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением.
В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.
В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.
В «Речь с движением» : заучивание и рассказывание стишков, чистоговорок, загадок. Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.
Тематическое планирование работы кружка
Тема Октябрь
Ход занятия, форма работы Цели и задачи
1 неделя Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Дифференциация неречевых звуков -познакомить детей с органами артикуляции
-развитие артикуляционного аппарата
-развитие мелкой моторики
-учить различать неречевые звуки по силе, тембру, высоте
2 неделя «Осень»
Обучение рассказыванию с помощью опорных картинок
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-учить детей отвечать на вопросы и задавать их
-систематизировать знания детей об Осени
3 неделя Лексическая тема «Овощи»
активизировать и обогащать словарь по теме
-обобщающее понятие
-развитие общей моторики
-учить составлять короткий описательный рассказ с помощью опорных картинок
4 неделя «Посуда»
Заучивание стихотворения «Ложечка»
активизировать и обогащать словарь по теме
-развитие общей моторики
-развитие связной речи
-обобщающие понятие
-учить красиво с выражением рассказывать стихотворение наизусть
Ноябрь
1 неделя «Мой город» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок строил дом»
(см. Н. В. Рыжова стр. 37-39)
2. Пальчиковая гимнастика «Дом»
3. Игра «Здесь и там»
4. Речевая игра «Великан и карлики»
5. Чистоговорки (картотека).
6. Услышишь звук «У» - хлопни в ладоши.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Употреблять существительные во множественном числе;
- употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
- развитие фонематического восприятия.
2 неделя «Моя семья» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок нашел друга»
(см. Н. В. Рыжова стр. 19-20)
2. Пальчиковая гимнастики «семья»
3. Этюд «Дружная семья»
4. Игра «Мой дом»
5. Игра: «Дочки-матери».
6. Услышишь звук «Э» -подними руку.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие пространственных представлений;
- Формировать воображение;
- Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.
-развитие фонематического восприятия.
3 неделя «Домашние птицы» 1. Артикуляционная гимнастика «Как Мишка искал мед»
(см. Н. В. Рыжова стр. 22-24)
2. Отгадывание загадок по теме
3. Речевая игра «Кто кем был»
4. Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят»
5. Игра «Кто лишний и почему»
6. Загадки
7. Услышишь звук «П» - встань. - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;
- развитие пальчиковой моторики;
- учить выделять лишнее;
- развитие фонематического восприятия.
4 неделя «Одежда и обувь» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в лесу»
(см. Н. В. Рыжова стр. 24-25)
2. КРД «Помогаем маме»
3. Отгадывание загадок по теме
4. Игра с мячом «Скажи ласково»
5. Игра: «Чья это вещь?»
6. Услышишь звук «Т»- подпрыгни.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
- закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;
- Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-
-Развитие фонематического восприятия.
Декабрь
1 неделя «Зима» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев»
2. Игра «Доскажи словечко»
3. Пластические этюды «Зима»
4. Упражнение «Вьюга»
5. Игра «Бывает - не бывает»
- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Изменение существительных по падежам; правильное употребление потребление предлогов;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие речевого дыхания и голоса;
- Развитие внимания.
2 неделя «Зимующие птицы» 1. Артикуляционная гимнастика «Снеговики радуются морозу»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Звукоподражание птицам
Снегирь: «Фью-фью-фью»
Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»
Синица: «Кик-кик-кик»
Воробей: «Чик-чи-рик»
4. Игра «Назови ласково»
5. Игра «Объясни слова Незнайке»
6. Услышишь звук «К»- хлопни.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Развитие речевого дыхания и силы голоса;
- учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;
- учить объяснять трудные слова.
-развитие фонематического восприятия.
3 неделя «Человек. Части тела» 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки»
(см. Н. В. Рыжова стр. 40-41)
2. Пальчиковая гимнастика с музыкой «Разминка»
3. Речевая игра «Для чего?»
4. Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно»
5. Игра «Один-много».
6. Услышишь звук «М»-подними руку.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие пальчиковой моторики;
- учить отвечать полными предложениями;
- развивать внимание;
-развитие фонематического восприятия.
4 неделя «Новый год» 1. Артикуляционная сказка «Новый год»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Обыгрывание ситуации «Новый год»
4. Пальчиковый театр «Инсценировка сказки «12месяцев»
5. Услышишь звук «Б» - хлопни. - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей;
- Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки.
- Развитие фонематического восприятия.
Январь
2 неделя «В мире сказок» 1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь»
2. Пальчиковая игра «Про курочку Рябу»
3. Пальчиковый театр «Репка»
4. Дидактическая игра «Угадай сказку»
5. Услышишь звук «П» - хлопни. - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;
- Учить отгадывать сказку по иллюстрациям.
– Развитие фонематического восприятия.
3 неделя «Зимние забавы» 1. Артикуляционная сказка «Однажды в зимний день»
2. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Теремок»
3. КРД «Игры зимой»
4. Этюды «Что ты будешь делать на прогулке».
5. Услышишь звук «Д» - подпрыгни.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
-Развитие фонематического восприятия.
4 неделя «Профессии» 1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Речевая игра с мячом «Кто чем занимается»
4. Игра «Кто чем работает»
5. Услышишь звук «Ш» - встань.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости;
-Развитие фонематического восприятия.
Февраль
1 неделя «Мебель» 1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
3. Игра «Какая это мебель»
4. Загадки по теме
5. Игра «Без чего не бывает»
6. Услышишь звук «В» - подними руку. - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Образование прилагательных;
- Учить отгадывать загадки;
- Развивать память, внимание.
-Развитие фонематического восприятия.
2 неделя «Материалы и инструменты» 1. Артикуляционная гимнастика
2. «Составление простых предложений по демонстрации действий»
3. Игра «Один-много».
4. Дых. упр-е «Сдуй пылинки».
5. Услышишь звук «Г» - прыгни.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.
– Развитие дыхания.
– Развитие фонем. воспр-я.
3 неделя «Защитники Отечества» 1. Артикуляционная гимнастика
2. «Составление простых предложений по демонстрации действий»
3. Игра «Что делают»
4. Игра «Кому это нужно для службы»
5. Дых. упр-е «Сдуй пчёл».
6. Услышишь звук «Н» - подними зелёную карточку.
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;
- Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.
- Закрепление знаний о военных профессиях.
- Развитие дыхания.
- Развитие фонематического восприятия.
4 неделя «Продукты питания» 1. «Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Про Курочку Рябу»
2. Арт. гимн-ка «Машина»
3. Игра «Как называется»
4. Чистоговорки (картотека)
5. Игра «Что делали с этим продуктом»
6. Дых. упр-е «Мишка – футболист».
7. Услышишь звук «Л» - встань. - Развитие памяти и мелкой моторики;
-Развитие мышц арт. аппрата.
- Образование прилагательных;
- Употребление глагольных форм
- Развитие дыхания.
-Развитие фонематического восприятия.
Март
1 неделя «Весна. Приметы весны» 1. Пальчиковые игры «Домики для пальчиков»
2. Арт. гимн-ка «Для девочек».
2. КРД «Шаловливые сосульки»
3. Игра «Ответь правильно»
4. «Скажи наоборот».
5. Дых. упр-е «Облака».
6. «Услышишь звук «Ш» - хлопни.
- Развитие памяти и мелкой моторики;
-Развитие мышц арт. ппарата.
- Учить отвечать полным предложением;
- Употребление слов с противоположным значением.
- Развитие дыхания.
- Развитие фонем. воспр-я.
2 неделя «8 Марта – Женский день» 1. Пальчиковая игра «Наши мамы»
2. Арт. гимн-ка «Машина».
2. Игра «Назови ласково»
3. «Расскажи, какая твоя мама»
4. Дых. упр-е «Колобок».
5. Услышишь звук «Р»- встань.
- Развитие памяти и мелкой моторики;
-Развитие мышц арт. аппарата.
- Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения.
- Развитие дыхания.
- Развитие фонем. воспр-я.
3 неделя «Посуда» 1. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса»
2. Арт. гимн-ка «Сказки»
3. Игра «Какая у нас есть посуда?»
4. «Где живут продукты».
5. Дых. упр-е «Синички».
6. Назови первый звук в слове»
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Развитие мышц арт. аппарата.
- Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги.
- Развитие дыхания.
- Разв-ть умение выделять 1-й звук в слове (гласный).
4 неделя «Электроприборы» 1. Пальчиковая игра «Что за шум на этой кухне»
2. Арт. гимн-ка «С котом Мурзиком».
3. Дых. упр-е «Задуй свечу».
4. Игра «Какой у нас есть прибор?»
5. Назови 1-й звук в слогах. - Развитие памяти и мелкой моторики;
-Развитие мышц арт. аппарата.
-Развитие дыхания.
-Закрепление знаний об электроприборах.
-Развитие умений выделять первый звук в слогах (гласный, согласный).
Апрель
1 неделя «Зоопарк. Животные жарких стран» 1. Артикуляционная сказка «Зоопарк»
2. Пальчиковая игра с музыкой «У жирафов»
3. Дых. упр-е «Пёрышко».
4. Назови первый звук в слове (согл.)
- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;
-Развитие дыхания.
-Развитие умения выделять 1-й звук в слове (согл).
2 неделя «Космос» 1. Логопедическая гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика «Звездочет»
3. Игра «Посылка»
4. Дых. упр-е «Подуй на планеты»
5. Назови первый звук в слогах.
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
-Развитие дыхания.
-Развитие умения выделять первый гласный и согл. зв. в слогах.
3 неделя «Перелетные птицы» 1. Логопедическая гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели к нам грачи»
3. Игра «Посылка»
4. Дых. упр-е «Сдуй птенца».
5. Назови первый звук в словах.
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
-Развитие дыхания.
-Развитие умения выделять первый гл. и согл. звуки в словах.
4 неделя «Транспорт» 1. Логопедическая гимнастика
2. Игра-лото: «Транспорт»
3. Подвижная игра: «В гости» (см. Н. П. Мещерякова «Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников»)
4. Комплекс упражнений
«Ракета»
5. Подвижная игра «Выбирай машину»
6. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, там и найдёшь»
7. Лексическая тема «Транспорт».
8. Назови первый звук в слове.
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Развитие динамической координации крупной моторики;
- Формирование навыков речевого дыхания;
- Развитие воображения и
ассоциативно-образного мышления;
- Развитие пространственных
направлений по отношению
к собственному телу;
- Задания на закрепление
знаний по лексической теме.
-Развитие умения выделять первый звук в словах.
Май
1 неделя «Насекомые» 1. Артикуляционная сказка «Божья коровка»
2. Пальчиковая игра с музыкой «Паучок»
3. Упражнение «Звукоподражания насекомым»
4. Загадки.
5. Дых. упр-е»Сдуй бабочку».
6. Назови первый звук в слове.
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте;
-Развитие дыхания.
-Развитие умения выделять первый звук в слове.
2 неделя «Школьные принадлежности» 1. Пальчиковая гимнастика «В портфеле»
2. Игра «Сосчитай до 5»
3. Загадки
4. Игра «Заверши предложение»
5. Дых. упр-е «Сдуй пушинки»
6. Назови первый звук в слове.
- Развитие памяти и мелкой моторики;
- Согласование существительных с числительными.
- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;
- Учить дополнять предложения.
-Развитие дыхания.
-Развитие умения выделять 1-й зв. в слове.
3 неделя «Первоцветы» 1. Артикуляционная сказка «Ландыш»
2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»;
3. Загадки на тему
4. Дидактическая игра «Назови цветы правильно».
5. Дых. упр-е «Сдуй одуванчики».
6. Назови первый звук в слове.
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ
-Развитие дыхания.
-Развитие умения выделять 1-й зв. в слове.
4 неделя «Лето» 1. Артикуляционная сказка «Летний денек»
2. Пальчиковая гимнастика «Дождик».
3. Составление рассказа «Что я буду делать летом».
4. Дых. упр-е «Что под салфеткой?»
5. Назови первый звук в слове.
- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- Развитие пальчиковой моторики;
- Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения
-Развитие дыхания.
-Развитие умения выделять 1-й зв. в слове.
Ожидаемый эффект кружковой работы :
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Обогащение, уточнение и активация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
Правильное употребление грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Использованная литература:
• 1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб. : «Детство-Пресс», 2005.
• 2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М. : АСТ:Астрель; Транзиткнига, 2006.
3. Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Волгоград, 2011г.
• 4. Колесников Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М. : АКАЛИС, 1999.
• 5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР : Методическое пособие. - М. : Изд. ГНОМ и Д, 2003.