Наталия Бурханова
Кружковая работа по краеведению в детском саду «Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок»
«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
(В. Сухомлинский).
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.
Публикация «Кружковая работа по краеведению в детском саду „Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо- экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Зная об огромном значении знаний о родине, о своем крае. городе, республике, предложила старшему воспитателю детского сада вести кружок «Краеведение».
Вот уже второй год веду кружок «Краеведение». В моем кружке занимаются 21 ребенка. В первый год посещали кружок дети из двух средних групп, в этом году эти же дети, только на год повзрослевшие. При составлении перспективных планов и разработке тематики занятий я руководствуюсь программой
«Я-Башкортостанец» Р. Л. Агишевой, Уфа, 2003г. ,
«Краеведение в детском саду» В. Н. Матова «Детство-Пресс» 2014г.
Цель кружка «Краеведение» - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Задачи краеведения
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и вырос, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Тематические занятия кружка проводились в следующей последовательности:
В начале мы с детьми говорили о нашем детском саде, была организована экскурсия по д/с, чтобы дети ближе узнали о детском саде и о труде взрослых работающих в д/с. Далее говорили о нашем городе, о её достопримечательностях, о её красоте, где работают родители детей. На день рождении нашей республики говорили о её богатстве, о народах населяющих республику, о столице республики. Детей знакомила известными поэтами и писателями: Мустай Карим,Айсылу Ягафарова, Г. Тукай, Ф. Тугызбаева.
Знакомство с башкирским народным жилищем : в давние времена башкиры вели кочевой образ жизни, перегоняли по пастбищам скот, жили в юртах конической или шаровидной формы, которые перевозили с места на место. Стены юрты покрывались войлока, внутри устанавливалась печь. Войлочное покрытие украшалось красивым орнаментом.
Знакомство с внутренним убранством юрты: пол устилался войлоком, сиденьем служили стеганые одеяла, гостям предлагались специальные коврики с узором, полотенца с орнаментом.
Башкирская национальная одежда : одежда башкирской женщины очень самобытна и красива. Длинное платье украшено лентами. Поверх платья надевается суконный халат – елэн, или камзол. В древние времена более популярным был кафтан – кезекей, который носили и мужчины и дети. Он украшался узорами с использованием разной техники (вышивка, аппликация, нашитые монеты, подвески). Символом башкирского костюма был оригинальный убор –кашмау, покрытый кораллами и серебром. Женский костюм украшали большие прямоугольные нагрудники – сэлтэр, зашитые рядами монет и кораллов. Девочки вплетали в косу сэсмэу (сулпы).
Башкирское народное творчество : Башкирские дети, как и все дети мира не могут обойтись без сказок и веселых игр. При слушании сказок «Лиса сирота», «Медведь и пчелы», «Птичья нога» и других дети имеют возможность узнавать особенности жизни башкирского народа, запоминают имена людей, названия предметов быта, знакомятся с культурным наследием. При знакомстве со сказками народов населяющих нашу республику использую сборник сказок «Гора самоцветов».
С большим удовольствием дети играют в башкирские народные игры : «Прячу платок», «У кого кольцо», «Назови имя», и игры других народов населяющих нашу республику.
Башкирская национальная кухня : дети узнают, что главное праздничное блюдо называется «бишбармак», его готовят из свежей баранины, конины, раньше это блюдо ели с ладони, отсюда и название. Сладкое блюдо «чак-чак» дети готовили сами под моим руководством, также я угощала детей свежим кумысом (кобыльем молоком).
Башкирские национальные праздники: «Сабантуй» - праздник плуга, «Телек» - обряд вызывания или закликания дождя в засушливые годы, «Каргатуй».
Башкирское народное искусство : дети познакомились с башкирскими народными песнями, музыкальными инструментами, художниками.
На занятиях кружка я учу детей здороваться на башкирском языке. Дети очень любят украшать национальными узорами элементы быта (полотенце, коврик, фартук, женский головной убор – кашмау, нагрудник).
Также знакомила детей детскими журналами, которые выходят в нашей республике («Аллюки», «Акбузат»).
Мораль и нравственность: дети узнают, что башкирский народ уважительно относится к старшим по возрасту, почтительно называют пожилую женщину «апай», пожилого мужчину «агай». У башкирского народа воспитание «совершенного», «хорошего» человека включает в себя формирование таких качеств, как трудолюбие, прилежность в выполнении своих обязанностей, настойчивость, неприхотливость, добродушие, приветливость, гостеприимство, а также порицание таких качеств, как невыдержанность и замкнутость в общении, вспыльчивость, медлительность в работе.
Говорили также, что наша Родина Россия, столица нашей Родины г. Москва, рассматривали куклу в русской национальной одежде, играли в русские народные игры, знакомились русской народной игрушкой матрешкой.
Способствовала в участии городских конкурсах Юные сказатели эпоса
«Урал Батыр» дети читали отрывок эпоса «Урал Батыр»; «Тукаевские напевы»на этом конкурсе дети читали стихотворение известного татарского писателя Габдуллы Тукая. В перспективе мне хотелось оборудовать мини музей в детском саду, где будут собраны предметы быта. Продолжать вести кружок основе системного использования национально-регионального компонента в образовательном процессе. Думаю, что у детей сформировались следующие знания:
• Сформировано понимание чувство Родины;
• Дети проявляют ценностное отношение к родному городу, республике, имеют представление о дне Победы:
• Имеют представление о коллективе д/с, о семье, родственных отношениях, о профессиях родителей. Знают свой адрес, свою фамилию. Имя, отчество, фамилию, имя родителей, братьев, сестер.
• Интересуется природой родного края.
• Интересуется животным миром родного края. Ориентируется в окружающем мире растений (деревья, кустарники, травы).
• Интересуется народным творчеством: загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, игры.
• Знают и называют столицу республики, древнее жилище башкир, народные праздники, башкирские национальные блюда, башкирскую национальную одежду.
Используемая литература
1. Р. Л. Агишева «Я - Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.
2. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду» «Детсво-Пресс» 2014г-176с.
3. «Народная литература и традиции».Занятия с детьми 3-7 л. Автор составитель В. Н. Косарева-Волгоград: Учитель, 2014г-166с.
4. Л. Н. Гасанова, Р. Х. Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
5. Р. Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
6. Р. Л, Агишева, Ф. Х. Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.