Ирина Баракко
Кружковая работа «Сюжетно-ролевые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок получает первые знания о правилах поведения в обществе, учиться соотносить свои интересы с интересами других детей, правилами игры, обязанностями при выполнении той или иной роли.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно – ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Публикация «Кружковая работа „Сюжетно-ролевые игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Основной задачей педагога при организации творческих игр во второй младшей группе является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры, развитие умений пользоваться предметами – заместителями, обучение детей взаимодействию со сверстниками.
Дидактические игры и игры с элементами экспериментирования сочетают в себе познавательность, обучение и радующую детей игровую деятельность. Театрализованные игры помогают познакомить с миром художественных образов в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения. С первого же занятия важно вызвать эмоционально – положительный отклик в душе ребенка, побудить его к активному восприятию.
Подвижные игры помогают укреплять здоровье, создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности детей.
Программа кружка направлена на усовершенствование и развитие личности ребенка, на обогащение речи, формирование положительных взаимоотношений, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья.
Система работы, изложенная в данной программе, поможет педагогу наладить более активное и плодотворное сотрудничество с родителями, и детьми важным и необходимым, потому что игра является ведущей деятельностью дошкольника.
1. Актуальность.
В настоящее время в воспитании современных детей наметились негативные тенденции: сюжетно–ролевые игры ушли на второй план, их место занял компьютер, экран телевизора. Ученными замечено, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными, игры не всегда отличаться душевностью или нравственной чистотой. В образовании дошкольников большое внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке детей к школе, родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. Покупая красочные игрушки, и не участвуя с детьми в совместной игре, взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. А кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым, кто сформулирует и разовьёт способность сопереживать, выражать свои чувства, и оценивать их?
Отличительной особенностью этой программы является система и разнообразие работы с сюжетно-ролевой игрой и является вспомогательной по отношению к основной программе. В данную программу входят не только сюжетно-ролевые игры, но и тематические беседы, с рассматриванием иллюстраций, театрализация отрывков, ритмопластика и прослушивание аудио сказки, рисование по сюжетам игр и выставки детских работ.
Поставлены задачи воспитательного, обучающего и развивающего характера, способствующие повышать мотивацию ребенка к игре, и усвоение содержания сюжета игры, накопление эстетического опыта, расширению словарного запаса дошкольников.
2. Возрастные особенности детей.
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 3-х до 4-х лет.
Данная программа организуется во второй младшей группе с октября по май учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей обогащающей реализацию образовательной области «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру».
Кружок проводится на бесплатной основе, на базе второй младшей группы в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, 4 раза в месяц по 15 минут, по подгруппам количество детей 10 человек.
3. Цель программы.
Приобщение детей к совместному игровому процессу, формирование и развитие всех компонентов социализации у детей дошкольного возраста по средствам изучения сюжетно-ролевых игр, обогащение знаний детей о предметном мире и умению действовать с предметами, укрепление и сохранность здоровья детей.
4. Задачи.
• Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении с взрослыми и сверстниками;
• Вводить детей предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначения;
• Активизировать все виды деятельности через игровые действия;
• Развивать предпосылки творчества, эмоциональную сферу;
• Укреплять здоровье детей;
• Развивать и пополнять предметно – развивающую среду;
• Познакомить родителей со значимостью игры в жизни ребенка.
Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми. Образовательный процесс, строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и формы.
Роль педагога в совместной кружковой работе – роль организатора, участника, партнера по игре, художника.
1) «Участник – партнер» - включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные игровые действия, решает возникающие в совместной деятельности проблемы.
2) «Организатор» ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные действия.
3) «Художник» - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, но в тоже время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
5. Ожидаемые результаты.
У детей будет развит интерес к сюжетно-ролевым играм, расширится и активизируется словарь, научаться смотреть на себя со стороны глазами других людей. Предвидеть стратегию ролевого поведения, стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре, доверять друг другу, произойдёт приобщения к сюжетно-ролевым играм и социализация личности ребенка дошкольного возраста.
Учебно-тематический план
месяц Название игр Цель игры
Сентябрь «Семья»
Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать
«Детский сад»
Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать
«Строительство»
Строители строят дом для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Капутикян «Маша обедает». Дидактические игры : «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать»
Рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты. Беседы: «Какая наша группа», «Что мы делаем в детском саду»
Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Построим зайке домик». Продуктивная деятельность: «Заборчик для зайчика».
Октябрь «Семья»
Мама стирает, гладит бельё, убирает в комнате, кормит и укладывает спать дочку
«Детский сад»
Дети приходят в детский сад, едят, занимаются физкультурой, музыкой
«Поликлиника»
Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру, назначает лечение
Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры : «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать»,
Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Мы дружим с физкультурой»
Рассматривание предметов ухода за больным. Рассматривание иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит». Чтение: Е. Крылова «Как лечили петуха». Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка»
Ноябрь «Семья»
Мама кормит, укладывает спать дочку, покупает в магазине продукты.
«Магазин»
Мама с дочкой приходят в магазин, покупают продукты. Продавец продаёт штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты. Он вежливо разговаривает с покупателем.
«Транспорт»
Шофёр возит кукол, строительный материал, ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей.
Дидактические игры : «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом». Чтение: колыбельные песенки.
Дидактические игра: «Магазин». Продуктивная деятельность: «Яблоко»
Беседа: «Как машины ездят по улице». Игра-инсценировка «Как машина зверей катала».
Декабрь «Семья»
Мама с дочкой наряжает ёлку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей
«Парикмахерская»
«Транспорт» Рассматривание иллюстраций. Подготовка к новогоднему утреннику. Чтение: О. Высотская «Ёлочка», Е. Ильина «Наша ёлка». Дидактические игры : «Расскажем мишке, как надо встречать гостей», «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что мы готовим на обед». Продуктивная деятельность: «Шарики на ёлке».
Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую». «Покажем кукле, как работает парикмахер». Продуктивная деятельность: «Расчёска для Пушистика».
Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя. Дидактическое упражнения: «Что мы видим на картине», «Расскажем зайке про нашу улицу».
Январь «Семья»
Папа – шофёр, работает на грузовой машине, заправляет её бензином, возит кубики на стройку. Мама заботится обо всех членах семьи, готовит обед, кормит дочку, укладывает спать. Дочка простудилась и заболела, мама отводит к врачу.
«Строительство»
Строители строят дом, гараж, башню, украшают к празднику.
Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Где работает папа», «Что делает, если кто – то заболел». Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофёр». Дидактическая игра: «Покажем Зайке, как работает шофёр»
Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»
Февраль «Транспорт»
По улице ездят разные машины, пешеходы идут по тротуару. Автобусы перевозят пассажиров.
«Магазин»
В магазине продают овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары
«Строительство»
Строители строят гараж для машин, дом для игрушек.
Наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Дидактические упражнения: «Расскажем Зайке, как работает водитель автобуса», «Напомним Петрушке, как вести себя в транспорте».
Рассказ воспитателя. Игровое упражнение: «Как мы будем покупать продукты?»
Рассматривание деталей строительного материала. Рассказ воспитателя. Дидактическое упражнение: «Как построить дом для кукол»
Март «Семья»
Праздник 8 Марта, поздравление мамы, праздничное угощение
«Поликлиника»
Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки, медсестра предлагает витамины.
«Кафе»
В кафе приходят посетители съесть мороженое, выпить сок. Официантка принимает заказ и приносит его. Посетители и официантка вежливо разговаривают.
Подготовка и проведение праздничного утренника, посвящённого Женскому дню.
Наблюдение за работой медсестры. Рассматривание предметов медицинского оборудования. Дидактическое упражнение «Расскажем Мишке, как нам измеряли рост и вес»
Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Как вы ходили в кафе». Игровое упражнение: «Мы пришли в кафе»
Апрель «Детский сад»
Субботник в детском саду: подметаем дорожки, собираем мусор, относим в ведёрках, играем на чистом участке.
«Магазин»
В магазине продают игрушки, посуда, продукты. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Покупатели вежливо разговаривают с покупателями.
«Парикмахерская»
Мастера стригут, причёсывают, красят волосы, для детей есть специальные стулья.
Наблюдение за проведением субботника. Беседа: «Как мы убирали участок». Продуктивная деятельность: «Наш участок»
Дидактические упражнения: «Расскажем Зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине».
Беседа: «Как вы ходили в парикмахерскую?» Дидактическая игра: «Что нужно парикмахеру?»
Май «Семья»
Переезд на новую квартиру, обустройство комнаты, празднование новоселья (чаепитие).
«Транспорт»
Машины перевозят вещи на новую квартиру, шофёр помогает переносить их в новый дом, устраивать в комнатах. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя: «Как я переезжала на новую квартиру». Беседа: «Как нужно встречать гостей?»
Наблюдение за играми старших детей. Рассказ воспитателя. Дидактическая игра: «Что везёт машина» Чтение: Н. Павлова «На машине»
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010 – 208 с.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011 – 336 с.
3. Власенко О. П. [и др. ] Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа. [Текст] / авторы- составители О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2012 – 292 с.
4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст] : пособие/ Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика – Синтез, 2008 – 121 с.
5. Музыка, О. В. Физкультурно–оздоровительная работа [Текст] : пособие/ автор – составитель Музыка О. В. – Волгоград: Учитель, 2013 – 127с.
6. Калмыкова, Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр [Текст] / Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014.-247с.