Лучший педагог года

Кружковая работа «Сюжетно-ролевые игры»

Ирина Баракко
Кружковая работа «Сюжетно-ролевые игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок получает первые знания о правилах поведения в обществе, учиться соотносить свои интересы с интересами других детей, правилами игры, обязанностями при выполнении той или иной роли.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно – ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Публикация «Кружковая работа „Сюжетно-ролевые игры“» размещена в разделах

Основной задачей педагога при организации творческих игр во второй младшей группе является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры, развитие умений пользоваться предметами – заместителями, обучение детей взаимодействию со сверстниками.

Дидактические игры и игры с элементами экспериментирования сочетают в себе познавательность, обучение и радующую детей игровую деятельность. Театрализованные игры помогают познакомить с миром художественных образов в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения. С первого же занятия важно вызвать эмоционально – положительный отклик в душе ребенка, побудить его к активному восприятию.

Подвижные игры помогают укреплять здоровье, создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности детей.

Программа кружка направлена на усовершенствование и развитие личности ребенка, на обогащение речи, формирование положительных взаимоотношений, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья.

Система работы, изложенная в данной программе, поможет педагогу наладить более активное и плодотворное сотрудничество с родителями, и детьми важным и необходимым, потому что игра является ведущей деятельностью дошкольника.

1. Актуальность.

В настоящее время в воспитании современных детей наметились негативные тенденции: сюжетно–ролевые игры ушли на второй план, их место занял компьютер, экран телевизора. Ученными замечено, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными, игры не всегда отличаться душевностью или нравственной чистотой. В образовании дошкольников большое внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке детей к школе, родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. Покупая красочные игрушки, и не участвуя с детьми в совместной игре, взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. А кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым, кто сформулирует и разовьёт способность сопереживать, выражать свои чувства, и оценивать их?

Отличительной особенностью этой программы является система и разнообразие работы с сюжетно-ролевой игрой и является вспомогательной по отношению к основной программе. В данную программу входят не только сюжетно-ролевые игры, но и тематические беседы, с рассматриванием иллюстраций, театрализация отрывков, ритмопластика и прослушивание аудио сказки, рисование по сюжетам игр и выставки детских работ.

Поставлены задачи воспитательного, обучающего и развивающего характера, способствующие повышать мотивацию ребенка к игре, и усвоение содержания сюжета игры, накопление эстетического опыта, расширению словарного запаса дошкольников.

2. Возрастные особенности детей.

Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 3-х до 4-х лет.

Данная программа организуется во второй младшей группе с октября по май учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей обогащающей реализацию образовательной области «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру».

Кружок проводится на бесплатной основе, на базе второй младшей группы в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, 4 раза в месяц по 15 минут, по подгруппам количество детей 10 человек.

3. Цель программы.

Приобщение детей к совместному игровому процессу, формирование и развитие всех компонентов социализации у детей дошкольного возраста по средствам изучения сюжетно-ролевых игр, обогащение знаний детей о предметном мире и умению действовать с предметами, укрепление и сохранность здоровья детей.

4. Задачи.

• Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении с взрослыми и сверстниками;

• Вводить детей предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначения;

• Активизировать все виды деятельности через игровые действия;

• Развивать предпосылки творчества, эмоциональную сферу;

• Укреплять здоровье детей;

• Развивать и пополнять предметно – развивающую среду;

• Познакомить родителей со значимостью игры в жизни ребенка.

Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.

Кружковая работа реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми. Образовательный процесс, строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и формы.

Роль педагога в совместной кружковой работе – роль организатора, участника, партнера по игре, художника.

1) «Участник – партнер» - включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные игровые действия, решает возникающие в совместной деятельности проблемы.

2) «Организатор» ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные действия.

3) «Художник» - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, но в тоже время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

5. Ожидаемые результаты.

У детей будет развит интерес к сюжетно-ролевым играм, расширится и активизируется словарь, научаться смотреть на себя со стороны глазами других людей. Предвидеть стратегию ролевого поведения, стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре, доверять друг другу, произойдёт приобщения к сюжетно-ролевым играм и социализация личности ребенка дошкольного возраста.

Учебно-тематический план

месяц Название игр Цель игры

Сентябрь «Семья»

Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать

«Детский сад»

Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать

«Строительство»

Строители строят дом для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Капутикян «Маша обедает». Дидактические игры : «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать»

Рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты. Беседы: «Какая наша группа», «Что мы делаем в детском саду»

Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Построим зайке домик». Продуктивная деятельность: «Заборчик для зайчика».

Октябрь «Семья»

Мама стирает, гладит бельё, убирает в комнате, кормит и укладывает спать дочку

«Детский сад»

Дети приходят в детский сад, едят, занимаются физкультурой, музыкой

«Поликлиника»

Мама приводит дочку к врачу. Врач принимает больных, спрашивает, где болит, прослушивает, измеряет температуру, назначает лечение

Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры : «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать»,

Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Мы дружим с физкультурой»

Рассматривание предметов ухода за больным. Рассматривание иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит». Чтение: Е. Крылова «Как лечили петуха». Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка»

Ноябрь «Семья»

Мама кормит, укладывает спать дочку, покупает в магазине продукты.

«Магазин»

Мама с дочкой приходят в магазин, покупают продукты. Продавец продаёт штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты. Он вежливо разговаривает с покупателем.

«Транспорт»

Шофёр возит кукол, строительный материал, ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей.

Дидактические игры : «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом». Чтение: колыбельные песенки.

Дидактические игра: «Магазин». Продуктивная деятельность: «Яблоко»

Беседа: «Как машины ездят по улице». Игра-инсценировка «Как машина зверей катала».

Декабрь «Семья»

Мама с дочкой наряжает ёлку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей

«Парикмахерская»

«Транспорт» Рассматривание иллюстраций. Подготовка к новогоднему утреннику. Чтение: О. Высотская «Ёлочка», Е. Ильина «Наша ёлка». Дидактические игры : «Расскажем мишке, как надо встречать гостей», «Покажем кукле, как работает парикмахер», «Что мы готовим на обед». Продуктивная деятельность: «Шарики на ёлке».

Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую». «Покажем кукле, как работает парикмахер». Продуктивная деятельность: «Расчёска для Пушистика».

Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя. Дидактическое упражнения: «Что мы видим на картине», «Расскажем зайке про нашу улицу».

Январь «Семья»

Папа – шофёр, работает на грузовой машине, заправляет её бензином, возит кубики на стройку. Мама заботится обо всех членах семьи, готовит обед, кормит дочку, укладывает спать. Дочка простудилась и заболела, мама отводит к врачу.

«Строительство»

Строители строят дом, гараж, башню, украшают к празднику.

Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Где работает папа», «Что делает, если кто – то заболел». Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофёр». Дидактическая игра: «Покажем Зайке, как работает шофёр»

Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»

Февраль «Транспорт»

По улице ездят разные машины, пешеходы идут по тротуару. Автобусы перевозят пассажиров.

«Магазин»

В магазине продают овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары

«Строительство»

Строители строят гараж для машин, дом для игрушек.

Наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Дидактические упражнения: «Расскажем Зайке, как работает водитель автобуса», «Напомним Петрушке, как вести себя в транспорте».

Рассказ воспитателя. Игровое упражнение: «Как мы будем покупать продукты?»

Рассматривание деталей строительного материала. Рассказ воспитателя. Дидактическое упражнение: «Как построить дом для кукол»

Март «Семья»

Праздник 8 Марта, поздравление мамы, праздничное угощение

«Поликлиника»

Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки, медсестра предлагает витамины.

«Кафе»

В кафе приходят посетители съесть мороженое, выпить сок. Официантка принимает заказ и приносит его. Посетители и официантка вежливо разговаривают.

Подготовка и проведение праздничного утренника, посвящённого Женскому дню.

Наблюдение за работой медсестры. Рассматривание предметов медицинского оборудования. Дидактическое упражнение «Расскажем Мишке, как нам измеряли рост и вес»

Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Как вы ходили в кафе». Игровое упражнение: «Мы пришли в кафе»

Апрель «Детский сад»

Субботник в детском саду: подметаем дорожки, собираем мусор, относим в ведёрках, играем на чистом участке.

«Магазин»

В магазине продают игрушки, посуда, продукты. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Покупатели вежливо разговаривают с покупателями.

«Парикмахерская»

Мастера стригут, причёсывают, красят волосы, для детей есть специальные стулья.

Наблюдение за проведением субботника. Беседа: «Как мы убирали участок». Продуктивная деятельность: «Наш участок»

Дидактические упражнения: «Расскажем Зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине».

Беседа: «Как вы ходили в парикмахерскую?» Дидактическая игра: «Что нужно парикмахеру?»

Май «Семья»

Переезд на новую квартиру, обустройство комнаты, празднование новоселья (чаепитие).

«Транспорт»

Машины перевозят вещи на новую квартиру, шофёр помогает переносить их в новый дом, устраивать в комнатах. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя: «Как я переезжала на новую квартиру». Беседа: «Как нужно встречать гостей?»

Наблюдение за играми старших детей. Рассказ воспитателя. Дидактическая игра: «Что везёт машина» Чтение: Н. Павлова «На машине»

Список литературы

1. Программа воспитания и обучения [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010 – 208 с.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011 – 336 с.

3. Власенко О. П. [и др. ] Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа. [Текст] / авторы- составители О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2012 – 292 с.

4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст] : пособие/ Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика – Синтез, 2008 – 121 с.

5. Музыка, О. В. Физкультурно–оздоровительная работа [Текст] : пособие/ автор – составитель Музыка О. В. – Волгоград: Учитель, 2013 – 127с.

6. Калмыкова, Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр [Текст] / Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014.-247с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наши сюжетно-ролевые игры»Фотоотчет «Наши сюжетно-ролевые игры» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание,.

Сюжетно-ролевые игры, костюмы и атрибуты к играмСюжетно-ролевые игры, костюмы и атрибуты к играм «Сюжетно – ролевые игры, костюмы и атрибуты к играм». Мы приходим в детский сад, Там игрушки стоят. Паровоз, Пароход Дожидаются ребят. Там.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры»Консультация «Сюжетно-ролевые игры» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра- это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного.

Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников. Игровые темы сюжетно-ролевых игр «Туристическое агентство» или «Путешествия» Дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры» Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него.

Презентация «Сюжетно-ролевые игры» Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнула,.

Картотека «Сюжетно-ролевые игры по ПДД» Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного возраста) Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы» Информационная.

Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного возраста) Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы» Информационная.

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности,.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры» Тема: «Сюжетно-ролевые игры» Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа «Сюжетно-ролевые игры»
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 13:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая работа «Сюжетно-ролевые игры»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Баракко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД