Ирина Пронина
Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа с детьми старшей группы
по экспериментальной деятельности
«Воз и маленькая тележка чудес»
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Публикация «Кружковая работа по экспериментальной деятельности „Воз и маленькая тележка чудес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Основная цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в развивающей предметно-пространственной среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
• Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки и стаканы;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки и т. д.
Программа кружка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25 минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
• повтор инструкций;
• выполнение действий по указанию детей;
• «намеренная ошибка»;
• проговаривание хода предстоящих действий;
• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
Проявление интереса к исследовательской деятельности;
Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
«Воз и маленькая тележка чудес» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Воз и маленькая тележка чудес» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Учебно-тематический план работы
кружка «Воз и маленькая тележка чудес»
№ п/п Наименование
раздела Количество
занятий Форма проведения
1. Экспериментирование
с песком, глиной и почвой 4 Обследование, практическая деятельность
2. Экспериментирование с камнями 4 Обследование, практическая деятельность
3. Экспериментирование
с воздухом 4 Практическая деятельность
4. Экспериментирование
с водой 4 Обследование, практическая деятельность
5. Экспериментирование
с магнитом 4 Обследование, практическая деятельность
6. Экспериментирование с различными материалами 8 Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого
7. Экспериментирование с растениями 3 Практическая деятельность
Итого 31
Перспективный план работы кружка
«Воз и маленькая тележка чудес»
№
п/п Дата проведения Тема занятия Количество опытов
1. Сентябрь Диагностическое обследование 3
2. Октябрь «Песок, глина и почва» 8
3. Ноябрь «Мир камней» 7
4. Декабрь «Воздух и его свойства» 5
5. Январь «Вода и ее свойства» 7
6. Февраль «Испытание магнита» 3
7. Март – апрель «Свойства материалов: стекло, фарфор, дерево, бумага, ткань»
6
8. Май Диагностическое обследование 3
Итого 42
Тематический план занятий
Тема: «Песок и глина — наши помощники»
Задачи:
• Дать представление о свойствах песка и глины.
• Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина – полезные ископаемые.
• Воспитывать любознательность.
• Активизация словаря: сыпучий, твердая.
Тема: «Почва – живая земля»
Задачи:
• Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
• Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
• Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.
Тема: «Мир камней»
Задачи:
• Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
• Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
• Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
• Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
• Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
• Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
• Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Тема: «Удивительные свойства воды»
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Тема: «Испытание магнита»
Задачи:
• Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
• Развивать у детей мышление, сообразительность.
• Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.
Тема: «Мир бумаги»
Задачи:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).
Тема: «Свойства тканей»
Задачи:
• Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани.
• Учить подбирать ткань для одежды разных видов.
• Познакомить с понятием «ателье и заказ».
• Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их
прочности и использовании в быту.
• Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
• Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.
• Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и
интерес к экспериментированию.
Тема: «Свойства дерева и металла»
Задачи:
• Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
• Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
• Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность
обобщений.
Тема: «В мире стекла»
Задачи:
• Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
• Развивать любознательность.
• Воспитывать бережное отношение к вещам.
Тема: «Волшебное зеркало»
Задачи:
• Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
• Развивать познавательные способности детей.
• Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
• Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
3. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
4. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
5. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
6. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
8. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. М. : Мозаика-Синтез, 2015 год.
9. Павлова Л. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М. : Мозаика-Синтез, 2015 год.
10. Зубкова Р. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, 2011 год.