Елена Борзенко
Кружковая работа «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-патриотическое воспитание».
Борзенко Елена Ивановна.
Пояснительная записка.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Духовно-патриотическое воспитание детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми, отсутствие патриотического воспитания. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными и, соответственно, среди желаний детей преобладают "продовольственно — вещевые", формируются вредные привычки у детей дошкольного возраста.
В настоящее время определенная часть людей стремится к владению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении. Перед семьёй, дошкольными учреждениями стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-патриотических свойств и качеств личности ребенка.
Планирование духовно-патриотической работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных, физических сил и способностей. В нашем образовательном учреждении мы создаем условия для реализации духовно-патриотического развития детей. Работая над этой программой, мы исходили из конкретных возможностей детского сада, проанализировали психологическую готовность детей к обучению, индивидуальные особенности дошкольников, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления работы детсада. Детский сад создаёт условия для реализации программы духовно-патриотического развития и воспитания детей. Обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Главной целью деятельности является формирование социально - мобильной личности выпускника на основе ее интеллектуального, духовно-патриотического, психологического развития при условии сохранения и укрепления здоровья, основ здорового образа жизни. Программа духовно-патриотического развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада дошкольной жизни, включающего воспитательную, учебную, социально значимую деятельность дошкольников.
Цели воспитания.
1. Формирование представления о части русской культуры и факторе становления русского национального характера.
2. Формирование отношений к канонам и традициям как к культурным ценностям.
3. Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра. Потребности творить добро.
4. Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи.
-Понимание детьми законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании.
-Развитие способности к оценке явлений жизни с позиций этики.
-Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных норм;
-Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа.
-Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных нравственных основ физического и психического здоровья ребенка.
-Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
-Воспитание уважительного отношения к своей культуре, гражданской позиции ребенка.
-Воспитание зачатков нравственного воспитания.
-Воспитание семейной ориентации.
-Воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека,
-Любовь к окружающей природе, Родине, семье;
-Воспитывать нравственные качества личности ребё нка: милосердие, доброжелательность, справедливость, честь, правдивость и. т. д.
Принципы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Месяц
Тема занятия
Задачи
сентябрь
1
«Мой город, моя страна.»
1. Формировать представление детей о России, столице и её достопримечательностях.
2. Прививать уважение и любовь к родному городу.
2-3
«Православные храмы родного города.»
1. Рассмотреть и рассказать о храмах нашего города, как о главной достопримечательности. (экскурсия)
2. Познакомить с стихотворением В. Бородина «Дорога к Храму».
4
«Символы.»
1. Формировать представление о символах.
2. Познакомить с их значением.
октябрь
1
«Мой родной город.»
1. Расширить знания детей о названии родного города,его достопримечательностях.
2. Воспитывать любовь к родному городу.
2
«Знакомство с русским национальным костюмом»
1. Расширить знания детей о русском национальном костюме.
2. Учить узнавать его среди других.
3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
3
«Личное и общественное»
1: Познакомить детей, что есть личное, а что общественное. 2. Учить вести себя в общественных местах. 3. Прививать уважение к личности и к обществу.
4
«Город-село»
1. Расширить знания детей о городе и селе.
2. Учить находить различия и сходства.
ноябрь
1
«Храм- как всеобщая ценность»
1. Продолжать формировать представления детей о храме
.2. Рассказать для чего они нужны, что в них делают.
2
«Памятники нашего города»
1. Расширить знания детей о памятниках нашего города
2. Вспомниь в честь кого они установлены.
3
«Мама, папа и я –дружная семья»
1. Развивать у детей коммуникативные умения.
2. Расширять представления о семье.
3. Учить ориентироваться в родственных отношениях.
4
«Урок вежливости»
1. Формировать понимание ценности всеобщего благополучия в семье. 2. Прививать навыки вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
декабрь
1
«Священник - кто он»
1. Формировать представление ребёнка о священнике как человеке особого труда.
2
«Скоро Новый год»
1. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки.
2: Рассказать, как православные отмечают этот праздник. Выучить стихотворение «Новый год».
3
«Забавы вокруг печки»
1. Продолжить знакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы.
2. Развивать воображение, творческие способности детей.
4
«Как мы встречаем Рождество?»
1. Познакомить с традициями праздника 2. Показ презентации. Рисование рождественской звезды.
январь
1
«Книга- великая ценность»
1. Продолжать формировать уважение к традициям русского народа. 2. Обратить внимание на оформление книг. 3. Учить ценить книги, труд людей, которые создавали эти книги – писателей, поэтов, художников.
2
«Вежливость -украшает человека»
1. Познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. 2. Формировать представление о значимости слов вежливости в нашей жизни; понятие дружбы. 3. Учить ценить семью, родителей, их здоровье, хорошее настроение.
3
«Как мы жили в древности»
1. Познакомить детей с условиями жизни и бытом в древние времена.
2. Дать представление в каких домах жили, какую домашнюю утварь использовали, как одевались.
февраль
1-2
«Традиции и празднования»
1. Вспомнить, как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы и Крещение Господа. 2. Продолжить знакомить с традициями и культурой русского народа.
3
«Животные и птицы»
1. Побуждать интерес к наблюдениям за окружающим миром. 2. Прививать любовь и уважение к «братьям нашим меньшим».
4.
Наблюдательность и творческие способности.
1. Пробуждать интерес к наблюдениям в праздник Рождество Христово; Пасха, в городах, помещениях. 2. Показать, как люди отражают свои наблюдения в творчестве. 3. Побудить детей украсить помещение, сделать открытку, выучить стихотворение.
март
1-2
«Земля- наш общий дом»
1. Продолжить формировать сознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России.
2. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
«Откуда хлеб пришел»
1. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. 2. Разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
3
«Эмоциональное развитие»
1. Побуждать в детях положительные эмоции, чувство радости, душевного расположения. 2. Побуждать выражать свои эмоции.
4
«Главная река нашего города»
1. Расширить представление о животных нашего района.
2. Уточнить значение воды для жизни животных и растений.
Апрель
1
«Благовещение Пресвятой Богородицы»
1. Познакомить с великим праздником. 2. Заучивание стихотворения «Апрель».
2-3
«Декоративно-прикладное искусство»
1. Дать представление о разных изделиях народных промыслов: хохломская посуда и мебель, городецкие сундуки, кухонные доски, филимоновские и дымковские игрушки.
4.
«Вербное воскресенье»
1. Пробуждать интерес к празднованию праздника, через показ и рассказывания о нём. 2. Рисование вербы.
Май
1
«Пасха Светлое Христово Воскресенье»
1. Разъяснить детям, как готовиться к Пасхе. 2. Прочитать рассказ: «Почему к Пасхе красят яйца». Рассказать, как люди отмечают этот праздник. 3. Аппликация с элементами рисования пасхального яйца.
2
«Художники и их произведения»
1. Продолжать формировать представления о создании книг. 2. Познакомить с произведениями И. И. Шишкина.
3-4
«Музыка в жизни ребенка»
1 Знакомить с короткими музыкальными произведениями, с колокольным звоном, с понятиями: «колокол», «колокольный звон». Рисование колокола.
Предполагаемые результаты:
В результате изучения «духовно –патриотической культуры» дети приобретают знания о сотворении мира, о разных путях его познания, о соотношении веры и науки, о нравственных основах человеческих отношений, о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, о происхождении традиций, праздников, обычаев своего народа, о важности хранения традиций предков. Приобретают навык вести диалог, ставить вопросы, искать на них ответы коллективно и самостоятельно, вести разговор смыслового и нравственного содержания, расширяют словарный запас терминов из области истории и культуры.
Список используемой литературы:
В. А. Бородина «Интересно устроен мир».
А. В. Бородина «Культура и творчество в детском саду».
А. В. Бородина, В. А. Бородина «Основы православной культуры». Хрестоматия.
В. А. Бородина «Навстречу прекрасному миру» (1 и 2 части).