Унарова Соргулаана
Кружковая работа «Будем говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по развитию речи «Будем говорить правильно»
во 2 младшей группе «Улыбка»
Воспитатель Унарова С. С.
Наименование кружка «Будем говорить правильно»
Цель кружка Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи кружка Обучающие :
1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2. Обогащать, активизировать речь детей.
Публикация «Кружковая работа „Будем говорить правильно“» размещена в разделах
3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
6. Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2. Развивать интерес к народному творчеству.
3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4. Развивать внимание, зрительное восприятие.
5. Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2. Воспитывать любовь ко всему живому.
Направление деятельности кружка развитие речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком
Сроки реализации кружка 2020-2021
Ожидаемый результат 1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2. Знакомство детей с фольклором;
3. Освоение детьми невербальных средств общения;
4. Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5. Уверенность в себе, преодоление робости;
6. Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7. Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.
Пояснительная записка
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Актуальность:
• обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.
Принципы работы по развитию моторики
Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. п.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Методы проведения кружка :
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Содержание программы:
Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по четвергам.
Работа с родителями :
- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
- анкетирование родителей;
- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
- мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
Календарно – тематическое планирование кружка
1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора,3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.
месяц Тема занятия
сентябрь Потешка «Ой, лады, лады, лады»
Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим».
Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)
Пальчиковая игра «Апельсин»
октябрь Потешка «Варись – варись, кашка»
Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)
Пальчиковая игра «Засолка капусты»
ноябрь Потешка «Зайка серенький сидит»
Потешка «Сидит белка на тележке»
Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)
Пальчиковая игра «Кролик»
декабрь Потешка «Кот на печку пошел»
Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Пальчиковая игра «Котик»
январь Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»
Пальчиковая игра «Варежка»
февраль Потешка «Пекла кошка пирожки»
Загадывание загадок о зиме
Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)
Пальчиковая игра «Блины»
март Потешка «Идёт лисичка по мосту»
Разучивание заклички «Весна, весна красна»
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)
Пальчиковая игра «Моя семья»
апрель Потешка «Солнышко»
Потешка «Курочка-рябушечка»
Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)
Пальчиковая игра «Дом»
май Потешка «На дубочке»
Песенка «Жили у бабуси»
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)
Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»
Развёрнутое календарно-тематическое планирование
месяц Тема занятия
сентябрь 1. Потешка «Ой, лады, лады, лады»
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
2. Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»
Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости
Недель восемь,
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
3. Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)
4. Пальчиковая игра «Апельсин»
Мы делили апельсин, (рука в кулаке)
Много нас, а он один, (указательный палец)
Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой)
Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть)
В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)
октябрь 1. Потешка «Варись-варись, кашка»
Варись-варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее,
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест,
Вырастут все зубки!
2. Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!
3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)
4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)
Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)
Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью)
Мы капусту жмём, жмём. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)
Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз)
ноябрь 1. Потешка «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
2. Потешка «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку
3. Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)
4. Пальчиковая игра «Кролик»
Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)
Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)
Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам)
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку»)
Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку")
Или спит, (руки складываем, кладем под щеку)
Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами")
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек)
декабрь 1. Потешка «Кот на печку пошел»
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются
2. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).
4. Пальчиковая игра «Котик»
Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику)
Тёпленький животик,
Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения)
Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши)
Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами)
Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу)
январь 1. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки – самокаточки.
2. Пальчиковая игра «Варежка»
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)
«Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)
февраль 1. Потешка «Пекла кошка пирожки»
Пекла кошка пирожки,
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула
- На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.
Мышка Прасковья пищит из подполья:
- Катись, колобок, на мышкин зубок!
Мышка-то рада, а кошке досада.
2. Загадывание загадок о зиме.
3. Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)
4. Пальчиковая игра «Блины»
Мы для встречи весны (положить правую руку на стол ладонью вверх)
Напечем всем блины
Сковородка шипит,
От блина пар валит, (сверху на правую ладонь положить ладонь левой руки)
Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую)
Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую)
март 1. Потешка «Идёт лисичка по мосту»
Идёт лисичка по мосту
Несёт вязанку хворосту.
Зачем ей хворост?
Печь топить. Зачем ей печь?
Обед варить. Зачем обед?
Гостей кормить. А гости кто?
Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.
2. Разучивание заклички «Весна, весна красна».
3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка)
4. Пальчиковая игра «Моя семья»
Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить)
Дома дружная семья:
Это – мама, (свернуть безымянный палец)
Это – я, (согнуть мизинец)
Это – бабушка моя, (согнуть средний палец)
Это – папа, (согнуть указательный палец)
Это – дед, (согнуть большой палец)
И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак)
апрель 1. Потешка «Солнышко»
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки
- Очень рады солнышку.
2. Потешка «Курочка-рябушечка»
Курочка –рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
3. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)
4. Пальчиковая игра «Дом».
Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)
Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)
Солнце было,
Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)
май 1. Потешка «На дубочке»
На дубочке, на дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят :
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку.
2. Песенка «Жили у бабуси»
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.
3. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)
4. Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»
Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)
Кверху поднял гребешок (разжать ладони.)
Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.)
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу.)
Пёстрых курочек зовёт