Елена Гаваза
План занятий на площадке педагога-психолога «Волшебное превращение» (дети в возрасте 4–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
П л а н
занятий на площадке
педагога-психолога
«Волшебное превращение»
(дети в возрасте 4 - 6 лет)
Пояснительная записка
Цель:
Обучение детей методам снятия психоэмоцонального, мышечного напряжения, умению расслабляться, концентрировать внимание, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов, мелкой и крупной моторики.
Задачи:
1. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
2. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
Публикация «План занятий на площадке педагога-психолога „Волшебное превращение“ (дети в возрасте 4–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Планы
- Темочки
3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
4. Обучение ауторелаксации
5. Развитие навыков взаимодействия друг с другом
Структура и форма занятий :
1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Дети знакомятся с элементами выразительных движении: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.
11фаза: этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой, их моральная оценка. При изображение эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
111 фаза: Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
1У фаза: Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.
Между 11 и 111 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе.
Количество детей принимающих участие в занятии – 8- 10 человек в возрасте 4 – 6 лет.
Диагностики:
1. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
2. Графическая методика «Кактус» М. А. Панфилова, рисунок семьи.
3. Анкета для родителей
Литература:
1. М. И. Чистякова Психогимнастика. -М. 1995.
2. М. А. Панфилова Игротерапия общения- М. 2001.
3. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению,- Ярославль. 1996.
4. Н. Л. Кряжева Развитие эмоционального мира детей, - Ярославль, 1996.
Используются:
- СД диски Е. Железновой «Пальчиковая гимнастика», «Топ-топ» песенки-игры для общего развития и адаптации в группе.
- Аудио кассеты с записью инструментальной музыки,
- Аудио программы Кряжевой Н. Л.
- СД диски с записью детских песен
- СД диски «Звуки природы».
Учебно-тематический план занятий
тема Кол-во занятий
Вводное занятие 1
Я и мои помощники 2
Органы чувств 2
Ориентация в схеме тела 3
Контакт с телом 2
Тело в контакте 2
Развитие невербальной
коммуникации 1
Эмоциональная сфера 1
Ознакомление с эмоциями
(радость, грусть, обида, гнев, страх) 3
Развитие крупной моторики Постоянно включать в занятия
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж. Работа с мелкими предметами) Постоянно включать в занятия
Основы саморегуляции (дыхание, массаж) Постоянно включать в занятия
Итоговая диагностика
Вводное занятие 1.
1. Вводное занятие. Знакомство.
- игра «Я и мое имя»
- упражнение «Черепаха сидит в домике»
2. Диагностика познавательных процессов.
3. Психогимнастика «Обезьянки».
4. Упражнение «Задувание свечи».
Занятие 2.
1. Игра «Я и мое имя».
2. Игра «Хлопки»
3. Игра «Поменяйтесь местами все те, кто…»
4. Психогимнастика «Ветер дует.»
5. Игра «Найди отличия»
6. Упражнение «Задувание свечи»
Занятие 3. «Я и мои помощники».
Цель: ознакомление детей со строением тела, его основными частями и функциями.
Задачи: познакомить детей с понятием «органы чувств» и их ролью в познании окружающего мира;
Создать позитивное отношение к собственному телу и развить способности осознанно управлять им.
Методы:
- дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата и повышение сенсорной чувствительности;
- игры- упражнения, направленные на контакт с телом;
- различные способы коммуникации с окружающим миром и выбор адекватного способа взаимодействия.
1. Приветствие.
2. чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык».
3. игра «Посылка от Каркуши».
4. игра «Послушай и угадай»
5. Игра «Угадай кто позвал»
6. Игра «Определи на вкус»
7. Беседа «Какой из органов чувств нам помогал?»
8. Прощание.
Занятие 2-3. Ориентирование в схеме тела
Цель: ознакомление детей со строением и основными частями тела с использованием собственного тактильного контакта, прикосновения к частям тела.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Росток»
3. Знакомство с телом (назвать и показать основные части тела)
4. Игра «Слушай и выполняй».
5. Упражнение «Штанга»
6. Упражнение «Потянулись и сломались».
7. Прощание.
Занятие 4-7. Контакт с телом
Цель: развитие сенсорной чувствительности, слуховой и зрительной памяти, дифференциация ощущений.
Оборудование: цветные мелки, магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации.
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Угадай по голосу»
Игра «Угадай на ощупь»
Рисунок своего тела.
Упражнение «Сожми кулак»
Игра «Заяц и волки» . Фиксируется характер перемещения ребенка: каким образом он ориентируется в пространстве? Подглядывает или нет? Ищет контакты или он достаточно осторожен? Отказ от игры может свидетельствовать о наличие страхов ребенка.
Упражнение «Животные». Фиксируется, кого изображает ребенок, какой способ контакта выбирает, как себя ведет в контакте с другими.
Игра «Путаница»
Упражнение «Лепим лицо»
Упражнение «Почувствуйте тело»
Прощание.
Занятие 8-11. Тело в контакте
Цель: осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установление различных способов контакта.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Спина к спине».
Упражнение «Лодочка».
Упражнение «Рисунок»
Упражнение «Удержи равновесие» При наблюдении фиксируется способ, используемый ребенком для выведения партнера из равновесия.
Игра «Тряпичная кукла» .При наблюдении фиксируются сигналы прошлого или настоящего опыта ребенка. Дети обращаются с куклами, как с людьми, и с людьми так же, как с куклами.
Прощание.
Занятия 12-15. Развитие невербальной коммуникации
Цель: развитие невербальной коммуникации: мимики, пантомимики, жестикуляции.
Оборудование: мелкие предметы, камешки, желуди, орехи, шишки, ракушки и т. п.
Ход занятия:
Приветствие.
Игра «Угадай, что это?»
Игра «Показ жестами».
Упражнение «Походка»
Упражнение «Передай предмет»
Упражнение «Согласованные движения»
Упражнение «Огонь – лед»
Прощание. Игра «Путаница»
Эмоциональная сфера
Задачи этого раздела программы:
-знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, горе, злость, обида, страх);
- развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями, принятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования;
- развитие способности понимать эмоциональные состояния другого человека, передавать его настроение мимикой и пантомимикой.
- развитие чувства эмпатии.
Занятие 1. Ознакомление с эмоциями
Цель: ознакомление с различными эмоциями;
Дифференциация собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих.
Оборудование: карточки с изображением лица в разных эмоциональных состояниях (радость, злость, удивление, обида). Лист ватмана, наборы карандашей, предмет-символ (свеча, сердечко из ткани и т. п.)
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Различные чувства» На занятиях с детьми рекомендуется употреблять термин «чувства» вместо термина «эмоции».
Чтение и обсуждение сказки «Про чувства»
Коллективный рисунок на ватмане.
Прощание.
Занятие 2-5. Радость, грусть.
Цель: ознакомление детей с эмоциями радости и грусти, определение чувства и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику.
Оборудование: картинки с изображением веселого и грустного гномов, магнитофон, аудиозапись веселой и грустной музыки, листы бумаги, простые и цветные карандаши.
Ход занятия:
Приветствие.
Игра- беседа «Знакомство с гномами»
Чтение и обсуждение отрывков из сказок А. С. Пушкина.
Упражнение «Изображаем Кирюшу и Антошу»
Рисование гномов.
Упражнение «Танцы»
Игра «Медведи и пчелы»
Рисование на тему «Радость и грусть»
Прощание.
Занятие 6-7. Обида.
Цель: ознакомление детей с чувствами обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах.
Оборудование: карточки с изображением обидевшегося мальчика, пиктограмма «Обида», большое зеркало, листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики.
Ход занятия:
Приветствие,
Чтение и обсуждение сказки. «Обида»
Беседа об обидчивости.
Упражнение «Закончи предложение»
Упражнение «Рассмотри и изобрази обиженного человека»
Рисование на тему «Обида».
Упражнение «Шарики» .
Прощание.
Занятие 8-10. Злость, гнев.
Цель: ознакомление с чувствами злости и гнева, с формами их выражения.
Оборудование: карточки с изображением злящегося мальчика, пиктограмма «Злость», большое зеркало, полотенце, карточки из игры «Азбука настроения», листы бумаги, цветные карандаши или краски и кисточки.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Определи эмоции»
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Игра «Жужа».
Игра «Азбука настроения».
Рисование на тему «Злость. Гнев.»
Прощание.
Занятие 11-13
Цель: ознакомление детей с чувством страха, обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику.
Оборудование: карточки с изображением испуганного мальчика, пиктограмма «Страх», большое зеркало, листы бумаги, простые и цветные карандаши.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Определи эмоцию».
Упражнение «Закончи предложение».
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Игра- драматизация «Ваза» Цель: развитие способности сопереживать, выработка умения узнавать эмоции по их проявлению.
Игра «Охотник и звери».
Рисование на тему «Страх»
Прощание.
Развитие мелкой моторики.
Одним из основных условий и в то же время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (движение рук ребенка), чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуется различные упражнения и действия с предметами. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движение больше пальцев, а сами движения производить энергично.
Занятия 1- 3. Пальчиковая гимнастика и массаж.
Работа с мелкими предметами.
Пальчиковая гимнастика и массаж
Упражнение «Моем руки». если ребенок не справляется с движением, надо помочь ему, поглаживая его рук своими руками. Это также позволяет осуществлять телесный положительный контакт со взрослым человеком и повышает эмоциональный настрой.
Упражнения с палочками и карандашами.
Оборудование: деревянные палочки длиной 10-15 см с закругленными концами, диаметром 1,5-2 см., наборы незаточенных карандашей с круглой и ребристой поверхности.
Упражнение «Добываем огонь»
Упражнение «Качаем палочку»
Упражнение «Удерживаем палочку»
Упражнение «Собираем карандаши».
Упражнение «Маятник»
Упражнение «Бегущие пальцы».
Упражнение «Шаги».
Упражнение с шарами
Упражнение Уголек на ладони».
Упражнение «Потряхивание»