ИРИНА НИКАНОРЕНКОВА
Кружковая деятельность в саду
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ д/сад № 18
Невского района г. Санкт-Петербурга
___ И. А. Никулина
протокол от ___ приказ от ___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЗВУЧАЛОЧКА»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: сентябрь 2019 - апрель 2020
Составитель:
воспитатель
Никаноренкова И. С.
2019
Пояснительная записка
«Нет на Земле слов торжественнее, чем лепет детских уст…»
В. Гюго.
Публикация «Кружковая деятельность в саду» размещена в разделах
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Однако, если быть внимательным к ребенку, занимаясь с ним, корректируя вовремя его ошибки, то достаточно быстро у него формируются необходимые навыки и умения.
Программа кружка представляет систему игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять речевые задачи, овладевая навыками речевого общения, помогая подготовить к будущему усвоению грамоты.
Задачи кружка.
1. Знакомить со смыслоразличительной функцией звука;
2. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить звуковой анализ слов;
3. Знакомить с графическими изображениями звуков в русском языке;
4. Учить наблюдать за работой собственного артикуляционного аппарата, способствовать его развитию, заниматься артикуляционной гимнастикой;
5. Развивать слуховую память;
6. Способствовать развитию общей координации движений во взаимосвязи с произносительной стороной речи;
7. Развивать правильные произносительные речевые умения и самоанализ сказанного;
8. Учить детей владеть звуковой стороной речи – силой, темпом, интонацией.
9. Знакомить с звуковой схемой слова;
10. Прививать простые правила написания букв;
11. Развивать и укреплять мелкие мышцы кисти рук;
23. Способствовать профилактике детской дисграфии.
Особенности возрастной группы детей 5– 6 лет.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т. д., слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный). Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов, умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие - глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Способы и формы работы с детьми:
Игровые задания;
Дидактические игры;
Упражнения для развития фонематического слуха;
Изобразительная деятельность;
Артикуляционная гимнастика;
Словесные задания на автоматизацию и дифференциацию звуков;
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
Упражнения под музыку на развитие общей моторики;
Участники программы - дети 5 - 6 лет.
Срок реализации программы- 1 год
Срок обучения – 8 месяцев с октября по май ( 32 занятия: 1 занятие в неделю).
Режим занятий – 1 раз в неделю во второй половине дня (длительность – 20-25 минут).
Основные применяемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии;
Игровые технологии;
Личностно-ориентированное обучение;
Ожидаемые результаты (целевые ориентиры)
1. различать и называть звуки окружающего пространства;
2. различать короткие звуки (слова, дифференцируя их;
3. различать длинные звуки (слова, дифференцируя их;
4. слышать громкие и тихие слова, говорить шепотом;
5. анализировать слова, выделяя звуки;
6. дифференцировать на слух твёрдые и мягкие звуки в словах;
7. определять и называть первый звук в слове;
8. определять и называть последний звук в слове;
9. определять и называть средний звук в слове;
10. определять и называть заданный звук в слове;
11. произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
12. понимать простые звуковые схемы слов;
13. составлять слова по заданной звуковой схеме;
14. анализировать звуковые схемы слов;
15. узнавать и называть буквы русского алфавита;
16. понимать разницу в речи терминов «звук», «буква»;
17. соотносить простые звуковые схемы слов и предметы;
18. выделять слоги в словах;
19. считать слоги в словах;
20. называть и различать буквы;
21. читать короткие слова;
22. анализировать похожие звуковые схемы и графические записи слов.
Формы подведения итогов
1. Вводная диагностика – сентябрь.
2. Промежуточная диагностика – январь.
3. Итоговая диагностика – май.
Методическое обеспечение:
Методическое обеспечение обусловлено использованием методического пособия М. Д. Маханевой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-6 лет» с планированием, сценариями занятий, включающими загадки, стихи, сказки. Использование материала является авторским и подчинено общим принципам дидактики, учитывающих индивидуальные особенности воспитанников, их интересы и предпочтения в выборе различных видов игровой и самостоятельной деятельности.
Учебно-тематический план:
Таблица №1 «Тематическое планирование занятий*»
№ Тема занятия Содержание Игры Примечания
0 1 неделя. Обследование фонематического слуха и памяти Опознание звука в слове, называние, опознание звука в речи, называние. «Хлопни, когда услышишь звук», «Назови слово на заданный звук» Игровые
предметы и предметные
картинки
1 Мир звуков Знакомство с разными звуками окружения Игры «Потопаем-похлопаем», с различными предметами и музыкальными инструментами, загадки. Музыкальные
инструменты, шумовые предметы
2 Звуки речи Знакомство с разными звуками речи Игра «Слышу-не слышу», «Голос», «Наушники», рисуем на заданный звук Наглядные пособия (строение голосового аппарата)
3 Звук «А», буква «А» Знакомство с буквой «А», анализ звука «А» Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Имена ребят» с мячом Изображение буквы «А», предметные картинки с данным звуком
4 Звук «А», буква «А» Продолжение знакомства, анализ гласного звука «А», выделение в слове, обозначения красным цветом Игра словесная «А в начале и в конце», загадки, стихи о букве, рисование-лепка Изображение буквы «А», предметные картинки с данным звуком
5 Звук «О», буква «О» Знакомство с буквой «О», анализ звука «О», артикуляция Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Имена ребят» с мячом, рисуночные тесты «Круг» Изображение буквы «О», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки
6 Звук «О», буква «О» Продолжение знакомства, анализ гласного звука «О», выделение в слове, обозначения красным цветом Игра словесная «О в начале и в конце», загадки, стихи о букве, рисование-лепка Изображение буквы «О», предметные картинки с данным звуком
7 Звук «Ы», буква «ы» Знакомство с буквой «Ы», анализ звука «ы», артикуляция Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Один-много», «Начало-конец» Изображение буквы «ы», предметные картинки с данным звуком, ребусы
8 Звук «И», буква «и» Знакомство с буквой «И», анализ звука «и», артикуляция Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Имена ребят» с мячом, прорисовка букв, задания по точкам, «Рисунки по воздуху» Изображение буквы «И», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки, куклы
9 Звук «У», буква «у» Знакомство с буквой «У», анализ звука «у», артикуляционная гимнастика «Улыбка» Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Поймай звуки»,
«Где живет звук У?», «Палочки» Изображение буквы «У», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки
10 Звуки «А, О, И, У, Ы» дифференциация Анализ пройденных звуков, различение, обобщение Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Назови слово на звук», «Цепочка слов», «На что похожа буква», «Рисунки по воздуху», штриховки, обводки Изображения букв, счетные палочки, листы бумаги, фломастеры, обводки
11 Звук «Н-Нь», буква «н» Знакомство с буквой «Н», анализ согласного звука «н-нь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Твердый-мягкий», игра «Камень-вата», прорисовка букв по цвету, конструирование букв, «Рисунки по воздуху» Изображение буквы «Н», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки, конструктор
12 Звук «М-Мь», буква «м» Знакомство с буквой «М», анализ согласного звука «м-мь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Твердый-мягкий», игра «Камень-вата», прорисовка букв по цвету, конструирование букв, «Доскажи словечко» Изображение буквы «М», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки, конструктор
13 Звуки «М-Н» дифференциация Анализ пройденных звуков, различение, обобщение Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, загадки, игра «Цепочка слов», «Мешочек с буквами», штриховки, обводки Изображения букв, счетные палочки, листы бумаги, фломастеры, обводки, «Чудесный мешочек буквами»
14 Звук «Т-Ть», буква «т» Знакомство с буквой «Т», анализ согласного звука «т-ть», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Твердый-мягкий», игра «Камень-вата», прорисовка букв по цвету, конструирование букв, «Доскажи словечко» Изображение буквы «Т», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки, конструктор
15 Звук «К-Кь», буква «к» Знакомство с буквой «К», анализ согласного звука «к-кь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Твердый-мягкий», игра «Камень-вата», прорисовка букв по цвету, конструирование букв, «Доскажи словечко» Изображение буквы «К», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки, чтение сказки «Кит и Кот»
16 Звуки «К-Т» дифференциация Анализ пройденных звуков, различение, обобщение Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, загадки, игра «Цепочка слов», «Мешочек с буквами», штриховки, обводки.
Конкурс «Кто больше?» печатаем слова со звуком «О» Изображения букв, счетные палочки, листы бумаги, фломастеры, обводки, «Чудесный мешочек буквами»
17 Повторение материала Дифференцировка звуков «А,О,У,И,Ы, Т,К,М,Н», закрепление способов печати букв карандашом, повторение твердости и мягкости букв. Игра «Мешочек с буквами», конкурс «Кто больше?» печатаем слова. Мольберт, изображения букв (синие, красные, зеленые)
18 Звук «Р-Рь», буква «р» Знакомство с буквой «р», анализ согласного звука «р-рь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, игра «Камень-вата», «Хлопни, если услышишь звук», «Поменяй одну букву» Изображение буквы «Р», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
19 Повторение материала Дифференцировка звуков «А,О,У,И,Ы, Т,К,М,Н,Р», закрепление способов печати букв карандашом, повторение твердости и мягкости букв. Игра «Мешочек с буквами», конкурс «Кто больше?» печатаем слова, игра «Домики для букв», игра «Корзинки со словами» Мольберт, изображения букв (синие, красные, зеленые карандаши, корзинки с муляжами и предметами
20 Звук «Л-ль», буква «л» Знакомство с буквой «л», анализ согласного звука «л-ль», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, игра «Камень-вата», «Хлопни, если услышишь звук», «Кто больше?», пальчиковые игры Изображение буквы «Л», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
21 Звук «В-Вь», буква «В» Знакомство с буквой «В», анализ согласного звука «В-Вь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, игра «Камень-вата», «Хлопни, если услышишь звук», «Нарисуй из буквы букву», «Нарисуй в воздухе» Изображение буквы «В», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
22 Звук «С-Сь», буква «С» Знакомство с буквой «С», анализ согласного звука «С-сь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, игра «Камень-вата», «Хлопни, если услышишь звук», «На что похожа буква?», рисунки, лепка Изображение буквы «С», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
23 Повторение материала Дифференцировка звуков «А,О,У,И,Ы, Т,К,М,Н,Р, С, Л, В», закрепление способов печати букв карандашом, повторение твердости и мягкости букв. Игра «Мешочек с буквами», конкурс «Кто больше?» печатаем слова, игра «Домики для букв», игра «Корзинки со словами» Мольберт, изображения букв (синие, красные, зеленые карандаши, корзинки с муляжами и предметами
24 Звуки «Т-Ть-П-Пь», буква «П» Знакомство с буквой «П», анализ согласного звука «п-пь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры, дифференцировка «Т-П» Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Твердый-мягкий», игра «Камень-вата», прорисовка букв по цвету, конструирование букв, «Буква заблудилась» Изображение буквы «Т», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки, конструктор
25 Звук «З-Зь-С-Сь», буква «З» Знакомство с буквой «З», анализ согласного звука «З-Зь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, игра «Камень-вата», «Хлопни, если услышишь звук», «На что похожа буква?», рисунки, лепка Изображение буквы «З», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
26 Звук «Б-Бь-В-Вь», буква «Б» Знакомство с буквой «Б», анализ согласного звука «Б-Бь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, игра «Камень-вата», «Хлопни, если услышишь звук», «Нарисуй из буквы букву», «Нарисуй в воздухе» Изображение буквы «Б», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
27 Звук «Д-Дь-Т-Ть», буква «Д» Знакомство с буквой «Д», анализ согласного звука «т-ть», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Твердый-мягкий», игра «Камень-вата», прорисовка букв по цвету, конструирование букв, «Домики для букв» Изображение буквы «Д», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки, конструктор
28 Звук «Г-Гь-К-Кь», буква «Г» Знакомство с буквой «Г», анализ согласного звука «г-гь», артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры, дифференцировка Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Твердый-мягкий», игра «Синий-зеленый», прорисовка букв по цвету, конструирование букв, «Доскажи словечко» Изображение буквы «Г», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки
29 Звук «Ш», буква «Ш» Знакомство с буквой «Ш», анализ согласного звука «Ш», артикуляция, разъяснения твердости звука, твердое голосоведение, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, «Хлопни, если услышишь звук», «Собери слова из столбиков», рисунки, лепка Изображение буквы «Ш», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
30 Звук «Щ», буква «Щ» Знакомство с буквой «Щ», анализ согласного звука «Щ», артикуляция, разъяснения мягкости звука, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, «Хлопни, если услышишь звук», «На что похожа буква?», рисунки, лепка Изображение буквы «Щ», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
31 Звуки «Ш-Щ-Ц», буква «Ц» Знакомство с буквой «Ц», анализ согласного звука «Ц», артикуляция, примеры слов Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, «Хлопни, если услышишь звук», «На что похожа буква?», рисунки, лепка Изображение буквы «Ц», предметные картинки с данным звуком, пособие «Звучащие слова»
32 Звук «Г-Гь-К-Кь-Х», буква «Х» Знакомство с буквой «Х», анализ согласного звука, артикуляция, разъяснения твердости и мягкости звуков, мягкое и твердое голосоведение, примеры, дифференцировка Игра «Сломанный телевизор» (артикуляция, словесная «Твердый-мягкий», игра «Синий-зеленый», прорисовка букв по цвету, игра «Крестики-нолики» Изображение буквы «Х», предметные картинки с данным звуком, счетные палочки, мольберт, мелки
Итоговое тестирование Узнавание и правильное называние букв и звуков, анализ слов, составление и печать простых слов на бумаге.
* в таблице приведены примерные занятия по порядку, их последовательность может быть изменена при необходимости повторения материала по причинам, независящим от педагога (карантин, каникулы и т. д.).
Список используемой литературы:
1. Маханева М. Д., Гоголева Н. А. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие, М. : ТЦ Сфера, 2019 год, 96 стр. (Библиотека современного детского сада).
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе (для детей с общим недоразвитием речи, – СПб. : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2003.