Приложение МААМ

Круглый стол «Как общаться с ребенком»

Мадынская Ирина
Круглый стол «Как общаться с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы

Круглый стол «Как общаться с ребенком»

(речь детей)

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе, т. к. именно при помощи родного языка, ребёнок будет приобретать знания, общаться со взрослыми и детьми. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Публикация «Круглый стол „Как общаться с ребенком“» размещена в разделах

К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

При обследовании было выявлены следующие нарушения речи детей:

1. Несформированность звуковой стороны речи. Ребенок не владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетически групп.

2. Не полная сформированность фонематических процессов, т. е. они не слышат, не различают, не дифференцируют звуки родного языка.

3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Не умение пользоваться разными способами словообразования, не правильно употребляют слова с уменьшительно- ласкательным значением, не умеют образовывать слова в нужной форме,

образовывать прилагательные от существительных.

5. Не сформированность грамматического строя речи: не умение пользоваться развернутой фразовой речью,не умение работать с предложением;

правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,

распространять предложения второстепенными и однородными членами;

Не владеют пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание.

Не умеют самостоятельно составлять рассказ-описание.

Отсюда вытекают задачи работы логопеда.

Задачи учителя-логопеда

1. Изучение уровня речевого развития детей, определение направления работы 2. Работа по коррекции звукопроизношения

3. Развитие фонематического слуха

4. Усвоение новых лексико-грамматических категорий

5. Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию 6. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи 7. Работа по коррекции слоговой структуры слова

8. Работа над просодической стороной речи

9. Предупреждение нарушений письма и чтения.

10. Формирование навыков послогового чтения.

11. Развитие общей и мелкой моторики

12. Развитие мышления, памяти, внимания.

Для того, чтобы справиться с поставленными задачами мы с воспитателями руководствовались основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов группы :

1. единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач;

2. коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режимных моментов;

3. развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;

4 .максимальное выявление и использование резервов психического развития, воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;

5. достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей;

6. активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;

7. разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда;

8. использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности.

В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы:

1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

2. Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического воздействия.

3. Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми.

4. Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

5. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.

В задачу воспитателей группы входит:

1. Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.

2. Контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п.

3. Особое внимание воспитателя обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.

Проанализировав состояние речевого развития детей подготовительной группы, мы пришли к выводу, что почти все дети нуждаются в логопедической помощи. Для того, чтобы это было возможно, мы решили построить работу следующим образом: Раз в неделю проводятся фронтальные занятия со всеми детьми группы, два раза в неделю проводятся подгрупповые занятия с детьми имеющими сходные речевые нарушения и три раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с детьми по постановке звуков.

Логопед ведёт работу по формированию правильных первичных речевых навыков, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). Вместе с тем четко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели присутствуют на фронтальных занятиях учителя-логопеда, а тот посещает отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендации о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала. При определении содержания работы учитель-логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Необходимо отметить, что основная нагрузка по развитию речи ложится на воспитателей, т. к. вся коррекционно-воспитательная работа в нашей группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.

Конечно, хотелось бы, чтобы родители, больше внимания и заинтересованности уделяли развитию речи своих детей

Слаженная работа педагогов группы даёт положительные результаты. Дети овладевают правильной речью. У них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.

В нашем ДОУ осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Круглый стол «Как общаться с ребенком»

Цель: создание информативного пространства для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Мотивировать родителей заниматься развитием речи своих детей;

- Раскрыть необходимость занятий с детьми по развитию речевой деятельности;

- Установка на необходимость комплексной работы педагогов ДОУ и родителей для достижения успехов и поставленных целей в развитии речи детей 5-6 лет.

Материалы и оборудование:

- Методическая литература, используемая в работе логопеда;

- Игры для развития звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, фонетико-фонематических способностей, связной речи;

- буклеты по кол-ву родителей;

- листочки и карандаши по кол-ву родителей.

Подготовительная работа:

- Сделать подбор литературы по проблеме воспитания и развития дошкольников 5-6 лет;

- Подготовить игры и пособия по развитию речи детей 5-6 лет;

- Заготовить буклеты по кол-ву родителей и раздать их в конце мероприятия.

Участники:

- учитель-логопед;

- родители.

- воспитатели

Ход мероприятия

1. Орг. момент

Логопед: «Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли к нам, за наш круглый стол. Я – учитель-логопед в нашем детском саду.

Все мы знаем, что семья – это главный институт в жизни каждого ребенка; именно семья играет ведущую роль в развитии малыша, а также дает ребенку первые знания и умения.

Педагоги ДОУ также занимаются развитием ваших детей, подготавливая их к поступлению в школу. Но стоит помнить, что только совместными усилиями мы сможем преодолеть любые трудности в развитии детей.

Поэтому мы решили организовать подобное мероприятие, где мы сможем обсудить различные вопросы и аспекты развития речи детей.

Сегодня мы будем вести разговор об одной из самых важнейших познавательных и психических процессов человека – речи. Попробуем различные методы и приёмы для развития речевой деятельности.

В дошкольном возрасте речь активно развивается, становится основой общения ребенка со сверстниками и взрослыми; кроме этого она превращается и в орудие мышления.

2. Теория

Теперь поговорим немного о нормах развития речи в 5-6 лет.

Как вы думаете – к этому возрасту в каком состоянии должна быть речь? (ответы родителей, логопед беседует с каждым). Теперь немного теории. Вспоминайте своих детишек, можно делать пометки – что еще необходимо развивать, что ваш ребенок пока не знает (раздать листочки для пометок и ручки).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Дети 5-6 лет воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных для них слов.

К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

ЛЕКСИКА

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший., а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный.).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет, водный (катер, паром, наземный (автобус, поезд.) и др.

Имеют представление:

- об изменениях в природе по временам года; - о выращивании овощей и фруктов; - о ягодах и грибах наших лесов; - о домашних и диких животных; - о насекомых, рыбах птицах и т. д.

Знают:

- части суток, названия месяцев, дней недели;

- название столицы государства и своей страны;

- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

- правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под.);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин.).

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

Все, что я сейчас перечислила – это нормы речевого развития всех сторон речевой деятельности. Не переживайте, если где-то вы поняли, что это не относится к вашему ребенку. Сегодня я вам подскажу, как восполнить тот или иной пробел в развитии речи ребенка.

Основная задача обучения – это овладение правилами и нормами родного языка, определенными для своего возраста, а также развитие у детей способности общаться с социумом.

Все мы знаем то, что ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. То речевое развитие, которое он получает в первые годы жизни – является основой сначала обучения в ДОУ, потом в школе.

Сейчас я предлагаю вам выбрать из перечня наиболее значимые и важные факторы успешного развития речи детей и прокомментировать свой выбор (раздать листы).

(Выслушать ответы родителей).

Все вы правы – все эти факторы влияют на речевое развитие ваших детей.

Как вы думаете, какие же основные задачи речевого развития должны решаться в старшем дошкольном возрасте? Чем нужно заниматься с ребенком? (Выслушать ответы родителей).

Все верно. Важнейшие направления работы это:

1. Воспитание правильного звукопроизношения.

2. Развитие лексического запаса.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Совершенствование связной речи.

5. Развитие фонематических процессов и подготовка к обучению грамоте.

Первое направление – что это? (ответы родителей). Верно – это произношение звуков родного языка. Про нормы мы говорили в начале встречи. Но зачастую мы сталкиваемся с нарушениями звукопроизношения.

В 5-6 лет это:

- Не всегда четко произносятся шипящие звуки.

- Звук Р заменяется звуком Л или Й.

- Звук Л заменяется звуком ЛЬ.

3. Артикуляционная гимнастика

Для того, чтобы самостоятельно помочь ребенку осваивать звуковую культуру речи – можно выполнять дома артикуляционную гимнастику. Она помогает создать базу для правильного произношения звуков.

Сейчас я предлагаю вам попробовать самим несколько упражнений. Подойдите, пожалуйста, к зеркалам, чтобы пронаблюдать за собой. Остальные упражнения перечислены в буклете, который вы получите в конце встречи.

Артикуляционные упражнения: Чистим зубки, Вкусное варенье, Чашечка, Лошадка, Горка (Сердитая кошка, Грибок.

4. Дыхательная гимнастика

Для развития хорошей речи обязательно нужно учить детей и правильному дыханию. Речевое дыхание влияет на звукопроизношение и развитие голоса.

Самое главное в работе над фонетическим выдохом – это дифференциация ротового и носового дыхания. Сейчас мы попробуем с вами пару упражнений, а с другими вы также ознакомитесь в буклете.

5. Другие направления работы

Теперь коротко обсудим второе, третье и четвертое направления работы.

Чтобы речь ваших детей была красивой; высказывания и рассказы были полноценными и правильно построенными – нужно заниматься развитием лексико-грамматических категорий и связной речи.

Эти тетради имеют огромное преимущество – красочные картинки сочетаются с интересными заданиями. По ним заниматься одно удовольствие!

Давайте выполним несколько заданий сами (выполняют задания). Поэтому это вложение для вашего ребенка не будет лишним.

Давайте теперь подумаем, как мы можем развивать словарный запас ребенка помимо специальных пособий? (ответы родителей).

Правильно! На прогулке, отдыхе. Беседуя о том, что окружает; задавая вопросы, что и какое (какое небо? какая погода? в какую одежду ты одет).

А ещё, например, поискать приметы того или иного времени года.

Давайте сейчас попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам: ветер, кошка, дом (родители отвечают). Разговаривая с вашим ребенком, учите его рассказывать обо всем: как прошел день, чем он занимался и т. д.

Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем – тем лучше для его развития!

6. Обучение грамоте и развитие фонематических процессов

Последнее не менее важное направление в работе с детьми 5-6 лет – это развитие фонематических процессов и подготовка к обучению грамоте.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности.

Сейчас мы поиграем в несколько игр для развития фонематических процессов, а также я вам покажу методические пособия, которые вам помогут развить эти процессы.

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Я показываю ребенку картинку и громко, четко называю то, что на ней нарисовано, например: "Банан". Затем объясняю: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Наше мероприятие подходит к концу! Если есть какие-то вопросы – задавайте! (родители задают вопросы – логопед отвечает).

Список использованной литературы

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. -М. : АСТ, 2007.

2. Батяева С. В., Савостьянова Е. В., В. С. Володина. Большой альбом по развитию речи. – М. : РОСМЭН, 2014.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. –СПБ. :ЛИТЕРА, 2007.

4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

5. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы для дошкольника. – М. : ГНОМ и Д, 2007

6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.

7. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5—7 лет с ОНР. Альбом 1-4.– М. : ГНОМ и Д, 2007.

8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. – М. : - Вентана-Граф, 2008.

9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.

Публикации по теме:

«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:"С тобой.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу» Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу». 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы. • Оказывает ли среда влияние.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!»Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Круглый стол «Преемственность: детский сад и школа»Круглый стол «Преемственность: детский сад и школа» Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования.

Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки»Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки» Цель: формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Круглый стол «Как общаться с ребенком»
Опубликовано: 8 апреля 2021 в 11:01
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Как общаться с ребенком»» (включая файлы) размещена пользователем Мадынская Ирина (УИ 2009862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД