Кутылкина Ирина
Круглый стол для педагогов «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ»
Круглый стол для педагогов ДОУ
"Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ"
Цель: выяснить мнение по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
Форма проведения: круглый стол.
План проведения:
Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).
Публикация «Круглый стол для педагогов „Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
Заключительная часть (рефлексия).
Ход мероприятия
Вводная часть.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь педагогам детских садов повысить интерес и желание заниматься любимым делом в современных условиях на нашем круглом столе "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии!".
Ведущий: Предлагаю вам выстроить ассоциативный ряд понятий мотивация, мобильность, самореализация (Метод модерации «Ассоциативный ряд»)
По окончании ведущий подводит итоги.
Дискуссионная часть
Ведущий: Предлагаю для обсуждения на круглом столе следующие вопросы :
- Что является более важным для повышения мотивации педагогов : материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения или деятельность самого педагога?
- И какая из форм организации методической работы в детском саду наиболее эффективна для профессионального роста и самореализации педагога?
Представляю следующую гипотезу: если более важным для повышения желания педагога самосовершенствоваться, учиться новому, является непосредственно сам педагог, то к нему поведут родители своих детей вне зависимости от того, в каком детском саду он работает (в новом, полностью укомплектованном материально или старом, бедном).
Ведущий: Для обсуждения проблемы предлагаю вам разделиться на две подгруппы (выбор по жребию) - защитники первостепенной важности материально-технического обеспечения и защитники значимости деятельности педагога. Прошу обдумать, сообща решить и аргументировать свои ответы, с точки зрения ваших подгрупп. Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт, но осознавая при этом ответственность за будущее нашей профессии и всего дошкольного образования.
Обсуждение точек зрения в подгруппах.
Ведущий: Итак, уважаемые участники круглого стола, представьте нам, пожалуйста, свои доказательства верного ответа на вопрос с точки зрения вашей подгруппы.
С целью поддержания остроты дискуссии ведущий формулирует дополнительные вопросы:
- Что в ситуации является главным?
- Что вы лично думаете об этом?
- Можете ли вы привести аналогичный пример из практики?
- Затронуты ли в ситуации другие аспекты, например: этические, психологические?
- Как бы вы это оценили?
- Каковы последствия принятых решений?
- Кого это затронет, на ком отразится?
- Не пропустили ли вы важную для правильного решения информацию?
Подгруппы высказывают свои точки зрения, ведущий одновременно делает запись на доске.
Ведущий: Давайте попробуем подвести небольшой итог нашего обсуждения.
Итог.
Ведущий: Предлагаем вашему вниманию четыре определения понятия "профессиональный рост педагога", выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам. (Определения предлагаются педагогам на отдельных листах без указания авторства).
Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).
Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций (Анатолий Викторович Мудрик, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).
Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников (Михаил Владимирович Левит, к. п. н., вед. н. сотрудник Центра стратегии образования).
Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).
Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.
Ведущий: В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?
Мнение участников круглого стола.
Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.
Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?
Мнение участников.
Ведущий: Что же все-таки является главным критерием в оценке мотивации педагогов, обеспечивающего профессионально-личностный рост? Мнение участников.
Ведущий: Марк Максимович Поташник в своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" выделил следующее, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, "рефлекс цели", отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. То есть, на мой взгляд, надо приучать наших воспитателей и других специалистов постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы.
Заключительная часть (рефлексия)
Ведущий: Предлагаю вам написать письмо самому себе В этом письме вы кратко опишите, чему научились на семинаре, что из усвоенного и как вы бы хотели реализовать на практике. После этого участники обмениваются своими письмами. Читают их. По желанию комментируют.
Литература:
Большой Энциклопедический словарь.
М. М. Поташник. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе/ М. - Центр педагогического развития, 2010.
Словарь-справочник Управление дошкольным учреждением/ Составитель - С. Д. Сажина. М. - ТЦ Сфера, 2008 г.