Селиверстова Татьяна
Круглый стол для педагогов ДОО «Особенности общения педагога с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для педагогов ДОО "Особенности общения педагога с ребенком"
Ход мероприятия: Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро. 2. Теоретические основы педагогического общения. Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно- оценочного характера. (с лайд 2) Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие л ю дей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности. Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с во с питуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития р е бенка микроклимата в группе дошкольного учреждения. Выделяют несколько функций общения : (Слайд 3) Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позвол я ет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои». Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими. Изначальный инструмент познания всего на свете. Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я». Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения п о требностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях). Формы общения воспитателя с детьми. (Слайд 4) На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга н е сколько уровней форм общения детей и взрослых. 1. Непосредственно- эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит п о требность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой- либо другой деятельности и составляет вед у щую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в псих и ческом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические дв и жения. 2. Ситуативно- деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной ос о бенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совмес т ным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать сп о собы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами. 3. Внеситуативно- познавательная форма общения (3- 5 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретич е ское» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общ е ния ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии. 4. Внеситуативно- личностная форма общения (6- 7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует сам о стоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мот и вами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеч е ская личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно- личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность р е бенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. Условия оптимизации педагогического общения. (Слайд 5) 1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, прево с ходная память на все, касающееся другого человека. 2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересн о го собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели сл у шать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать х о рошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих. 3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помн и те, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент. 4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относ и лись, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работ а ет закон взаимного отклика. 5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она гр е ет и создает аванс положительного отношения. 6. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего соб е седника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключител ь но важно для завоевания авторитета в педагогическом общении. 3. Стили педагогического общения. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является чёткость его социальной и профессиональной позиции. (Слайд 6) Позиция педаг о га – это система интеллектуальных и эмоционально- оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения. (Слайд 7) Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства з а висят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его профессионализма, коммуникативной культуры, эмоционально- нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профе с сиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, об у ченности, воспитанности и особенностей детского коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт. Стиль общения и руководства зависит и от нравственных установок педагога — от любви к д е тям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит также от знаний основ педагогики и психологии общения. Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в пр е обладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения. (с лайд 8) Первое эксперимен тальное психологическое исследо вание стилей руководства было проведе но в 1938 году не мецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введ е на классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: Авторитарный (тактика диктата и опеки). Демократический (тактика сотрудничества). Попустительский (тактика невмешательства). (Слайд 9) При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, к а сающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собстве н ных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает резул ь таты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, к а тегоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относ ится к мнениям, иници а тиве воспитанников. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереж и вание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». (Слайд 10) При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагого м, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, иници а тиву, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение суб ъ ектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно- эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, о р ганизуем, подводим итоги». (Слайд 11) При попустительском (либеральном) стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вн и кает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выпо л няет свои функциональные обязанност и формально, ограничиваясь лишь обучением. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры. Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет». 4. Анализ проведения диагностики и самодиагностики педагогического общения. Вывод: В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общ е ния и руководства. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности педаг о га могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными восп и танниками относительно низкого уровня социально- психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль руководства, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль позволяет максимально реализовать личн о стно- развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Элементы либерального стиля рук о водства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невм е шательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зав и сит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с маленькими детьми или постарше, к а ковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности. 5. Решение педагогических ситуаций Педагогический такт воспитателя. Проанализируйте ситуацию. 1. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает : - Что ты собираешься рисовать и чем? - Как будешь располагать рисунок на листе бумаге? - Что нарисуешь сначала, а что потом? Напоминает, что после рисования нужно все положить на место. Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей? Пр о комментируйте ситуацию. Ваш совет педагогу. Общение с родителями. 1. В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой: - Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего Димки одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо. - А вы пробовали его учить? - Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей. 1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору. 2. Права ли мама Димы? 3. Что вы посоветуете маме этого мальчика? Ответ: Качество ребенка зависит не только от врожденных способностей, но и в большей мере от ра з вития его способностей в процессе обучения рисованию. Развиваются способности ребенка к рисов а нию под воздействием взрослого, которое заключается в следующем: родители рисуют вместе с р е бенком, развивая его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности; чаще ра с сматривают с ребенком предметы, явления, выделяя их отличительные признаки. 2. Сережа( 4 г.) дома на вопрос папы «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается. Вечером мама, которая нах о дится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю. Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама? Что она д е лает?» Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с мален ь ким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру». Мама в возмущении спрашивает: «Как же так Сережа? А разве это не работа?» «Нет, на работу ходят и потом устают, как папа». В чем причина такого ответа ребенка? Что бы вы посоветовали маме Сережи? Ответ: у ребенка не сформировано понятие «труд», без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость. 3. Воспитатель рассказывает маме Наташи( 6 лет), что девочка очень любит помогать взрослым. - Наверное, дома вы приучаете ребенка делать все вместе с вами. Это очень хорошо – она будет вам помощницей. - Да. У моей дочери очень большое желание мне помогать. За какую бы работу я не взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь? Одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро упра в люсь по хозяйству. И вы с ней особо не церемоньтесь. Нечего взрослым мешать. Прокомментируйте ситуацию. Что вы посоветуете маме? Ответ: при таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя эту деятельность. Чтобы формировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым действиям, оценивать результаты ее труда. 4. Перед дневным сном воспитатель делает установку детям( 5- 6 лет) : за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро. Как вы оцениваете действие воспитателя? На чем основано получение желаемого результата? Ваш совет воспитателю? Рекомендации для воспитателей «Психолого- педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по опт и мизации общения с детьми. 1. Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формиров а ние навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло его стремление зан и маться, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же из дня в день общаться с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит и детям и взрослому. 2. В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового зад а ния одному- двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сде р живается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срыв а ется на крик и угрозы. Нужно помнить: «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры ч е ловеческих отношений»(В. А. Сухомлинский). 3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за св о им настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют акт е ры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно пер е дается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенно- веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых. 4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни о д ним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому- то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетв о рять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят н е сколько особенно. 5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности св о их детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивид у альные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка – это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышл е ния, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью. 6. Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникнове н ность и неторопливость. Важно помнить, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему и с ключительно важно с кем- либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением. Всем удачи коллеги!