Елена Кижапкина
Круги Луллия как средство интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КРУГИ ЛУЛЛИЯ–КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Кижапкина Елена Ивановна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
1. В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования.
2. Уделяется большое внимание интеллектуально - творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения — совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно - ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. В связи с этим, вопрос полноценного развития интеллектуальных, познавательных, творческих способностей у детей дошкольного возраста остается одним из первостепенных на сегодняшний день самостоятельно мыслящие люди, проще адаптируются в современном обществе.
Публикация «Круги Луллия как средство интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
3. В последнее время для детей дошкольного возраста появилось огромное количество новых игр и развлечений. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционных наглядных средств бывает не достаточно для привлечения их внимания. Возникает необходимость применения педагогами новых форм работы, методов и технологий для всестороннего развития ребенка.
4. Одной из современных и эффективных педагогических технологий, которая активно используется в нашем детском саду, стало направление ТРИЗ – технологии (Теория решения изобретательских задач) -метод «Круги Луллия». Создан был еще в 13 веке философом Раймондом Луллия, а современные авторы ТРИЗ-технологии адаптировали ее к образовательной деятельности с дошкольниками с целью развития, с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения у детей. Новизна данной методической разработки заключается в дополнении и внесении новых элементов данной технологии в разные виды детской деятельности, которые будут способствовать формированию и интеллектуальных способностей, и творческому развитию детей.
«Круги Луллия» – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
5. «Круги Луллия» — что это такое? Это своеобразная пирамидка с изображениями, словами или цифрами. Сверху над кругами расположена стрелка. Все кольца подвижны, их можно крутить в обе стороны. Кольца разделены на несколько секторов. При повороте кругов стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. На секторах могут быть нанесены рисунки, загадки и целые предложения. Игрок задает вопрос и раскручивает игрушку. Полученную комбинацию можно истолковать как ответ на вопрос, а для расшифровки подключают воображение и логику.
На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
6. «Круги Луллия» являются великолепным средством для развития интеллектуально – творческих способностей детей и имеет богатый, неизрасходованный потенциал. Кроме того, метод «луллизма» обеспечивает интеграцию образовательных областей:
- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).
- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;
- художественно-эстетическое развитие: деятельность, создание замысла;
- физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.
Метод «луллизма» в своем применении имеет минимальные возрастные ограничения и может использоваться для работы с детьми, начиная с 3 летнего возраста как в совместной деятельности с педагогом, так и во время НОД, для закрепления полученных знаний.
7. В своей работе я использую разнообразные «Круги Луллия» :
1. По финансовой грамотности.
2. По развитию речи «Деревья»
3. По ФЭМП «Изучаем цвета и формы»
4. И универсальные круги «Луллия» можно использовать в любой совместной и самостоятельной деятельности, а также в индивидуальной работе.