Алёна Лакиза
Консультация для родителей «Кризис трехлетнего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)
Ребенок, постепенно понимая, что мама - это не ОН, делает попытку установить с ней новые отношения. Ребята начинают выстраиваться отношения с другими детьми, появляются новые особенности взаимодействия. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я, формируются зачатки самооценки.
Проявления кризиса :
• Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
• Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением. Чтобы сделали так, как он хочет.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трехлетнего возраста“» размещена в разделах
• Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают, многие правила его не устраивают.
• Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам, отвергая родительские слова и предложения.
• Возможны проявления ревности (если в семье несколько детей) или деспотизма (если ребенок единственный в семье). Ребенок чувствует и расценивает только собственные желания и потребности как важные, желания других не имеют значения.
• Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
• Обесценивание — ребенок может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, может сломать любимую игрушку (обесценивание старой привязанности к вещам, так же у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Что могут сделать родители?
- Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку», «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
- Ведите себя с ребенком как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
- Попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» — как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики бесполезны. Будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
- Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
- Проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению,
иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
- Если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните, как «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточно).
- Притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т. д.
Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям:
1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой, уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдё т в садик: зелёном или голубом.