Нэлли Саванина
Кризис трех лет и как «безболезненно» его преодолеть
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трех лет и как его преодолеть
У ребенка должна быть уверенность,
что, как бы он себя не вел, его всегда
будут любить и никогда не бросят.
Если до 3 лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, то есть был всецело во власти среды, он управлялся ею, то на четвертом году жизни, когда появился свой жизненный опыт, активно развивается память, малыш начинает становится достаточно независимым от окружения. Теперь ребенок не только осознает себя как личность, но уже окреп физически и способен передвигаться и довольно успешно обслуживать себя самостоятельно. Все это не может не радовать, но вместе с тем начинают возникать и конфликтные ситуации. Не случайно принято говорить о кризисе трехлетнего возраста.
Публикация «Кризис трех лет и как „безболезненно“ его преодолеть» размещена в разделах
Выделяют следующие симптомы кризиса.
1. Негативизм - это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое мнение на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово "нет".
2. Строптивость - этот симптом является центральным для кризиса трех лет. строптивость безлична. негативизм всегда направлен против взрослого, а строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, бунт направлен против сложившегося образа жизни, даже против интересовавших прежде игрушек. Ребенок может замахиваться на игрушки, отказываться с ними играть. В лексиконе малыша появляются слова, которые обозначают плохое, и это плохое относится к вещам, которые сами по себе никакой опасности не несут.
3. Упрямство - это когда ребенок настаивает на своем не потому, что он этого действительно хочет в данный момент, а просто из прихоти. Малыш как бы проверяет, может ли он что-либо потребовать и выполнят ли это. Еще одним мотивом упрямства является то, что ребенок ни за что не хочет отступать от первоначального решения.
Упрямство следует отличать от настойчивости - силе, с которой ребенок тянется к очаровавшему его предмету.
4. Своеволие - это когда ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и стремится к самостоятельности там, где еще мало что умеет.
5. Протест - это когда поведение ребенка таково, будто он находится в состоянии войны с окружающими. И очень часто ссорится с родителями.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать и отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял.
. Деспотизм и ревность. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда исполнялись практически все его желания. Ребенок требует, чтобы его одели. Симптом ревности проявляется в семье, где еще есть дети. В ребенке проявляется та же тенденция к господству, к власти, деспотизму.
Кризис трехлетнего возраста направлен против авторитарного воспитания, ребенок жаждет самостоятельности, он перерос ту опеку, в которой жил в раннем детстве.
Кризис трех лет является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. И мы должны с понимание и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.
Так, психолог Ле Шан предлагает сделать слово "нет" поводом для развлечения, игры. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет "нет" до того, как его произнесет малыш. Например мама спрашивает: "Как насчет того, чтобы немного погулять, Петя?" - а затем, гримасничая, тут же отвечает сама себе: "Нет! Нет! Нет!" Или когда родители говорят "нет" в ответ на все, что им скажет ребенок. Тем самым они обращают внимание ребенка на то, что часто произносить это слово - довольно глупое занятие, ничего хорошего из этого не получится.
Можно пойти и другим путем - сказать ребенку: "Тебе запрещается чистить зубы и тебе нельзя ложиться спать до 12 часов ночи!" Если это произносится с широкой ухмылкой, это только укрепляет родительский авторитет и дает положительные результаты.
Можно использовать следующие фразы:
"Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу один, но сейчас ты достаточно взрослый, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или жареную яичницу".
"Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе идти спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: во дворе или дома"
Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок к 4 годам уже способен владеть не только своим телом, но и голосом: его речь становится более четкой, ясной. Малыш уже умеет общаться и довольно хорошо излагать свои мысли.
Дети в этом возрасте обожают играть "во взрослых" или работать как взрослые. Они с удовольствием играют со сверстниками, но игра со взрослыми - по-прежнему наивысшая радость. Это позволяет эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.
При благоприятном выходе из кризиса трех лет малыш вступает в новые отношения с родителями. у него появляется гордость за свои достижения. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату деятельности может сильно обидеть ребенка.
Литература:
1. Галанов А. С. "Развивающие игры для малышей". Москва "АСТ-ПРЕСС" 2007г