Получи документы

Консультация «Кризис трех лет»

Марианна
Консультация «Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Очень важный момент в развитии ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.

Наглядно представить это себе достаточно трудно, потому что все мы, взрослые люди, обладаем ощущением своего собственного «я» и полагаем, что иначе и быть не может. Тем не менее, ребенок раннего возраста еще лишен этого ощущения. Он сам не отделяет тех чувств и желаний, которые у него возникают, от внешних причин, их вызвавших. Действительность для него гораздо более «текуча», более изменчива, чем для нас. Долгое время ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке.

Публикация «Консультация „Кризис трех лет“» размещена в разделах

Тем более трудно малышу осознать отдельной личностью себя. Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице, беседуют с собой, как с посторонним: уговаривают, ругают, благодарят.

Осознание себя происходит обычно к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ведь он овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. И он начинает мало-помалу понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Дай мне куклу», «Я бегаю», «Возьми меня с собой».

Да, малыш как бы отделяет себя от других людей. Он осознает собственные (возросшие) возможности. Это приводит к тому, что он начинает иначе относиться к взрослым,- Он начинает сравнивать себя с ними. Он хочет быть таким, как взрослые, выполнять те же действия, обладать той же независимостью, самостоятельностью. Мальчик трех лет заявляет : «Когда я выросту (вырасту) большой, я буду сам чистить зубы.

Я буду привозить (привозить) вам торт (торт). Я буду, писать и читать большие книжки».

Но хотя мальчик говорит о будущем, это вовсе не означает, что он намерен терпеливо ждать, пока на самом деле вырастет. Нет, его слова выражают по сути, желание немедленно стать «большим». Как вы помните из вводных глав, это желание наиболее ярко выливается в неукротимое порой стремление к самостоятельности, в противопоставление своих желаний требованиям взрослых. Так и возникает кризис трех лет.

В этот период, который длится обычно несколько месяцев (и протекает у разных детей, конечно, по-разному, мы испытываем значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваемся с его упрямством, негативизмом. Дети не только протестуют на каждом шагу против нашей излишней (по их мнению) опеки, но и специально проделывают вещи, которые заведомо запрещены.

Перед сверстниками и «посторонними» взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует.

Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание (с этим мы сталкивались все время, пока ребенок рос, — в разных дозах, разумеется). Мы зовем ребенка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает то, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое.

Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребенка не совпало с требованием взрослого.

Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чем заключаются наши требования и каковы подлинные желания малыша. Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: «Иди, катайся». На это наш негативист отвечает: «Не пойду». Почему он отказывается? В голосе матери он уловил повелительные нотки. Мать предлагает снова, и он снова отказывается, начиная при этом плакать — кататься-то хочется! Но, оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее.

Так же не всегда связана с желаниями малыша и такая черта, появляющаяся в его поведении, как упрямство. Упрямство не будем путать с настойчивостью, которую он мог проявлять «с первых дней», например он мог всеми средствами добиваться игрушки, которую ему почему-либо не давали. Своеобразие упрямства вот в чем: малыш настаивает на своем не потому, что ему так уж сильно хочется этого, а потому, что он этого потребовал. Как же теперь отступиться!

Попробуем здесь провести некоторую аналогию с упрямством взрослого человека. Мы ведь не склонны рассматривать эту черту характера как свидетельство силы личности. Наоборот, скорее всего приходится подозревать, что упрямство у взрослого человека маскирует его неуверенность в себе — он не верит в свою внутреннюю силу, полагает, что и другие не очень-то верят, и вот избирает далеко не лучший способ выглядеть сильным и в своих глазах, и в глазах окружающих.

Слабость же личности ребенка — вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится и к негативизму. Только если негативисту все равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает.

По сути дела, и негативизм, и упрямство мы должны рассматривать как явления если уж не желательные, то во всяком случае закономерные, нормальные в известных пределах. Но, бывает, кризис заходит слишком далеко — и мы наблюдаем то, что Л. С. Выготский назвал строптивостью, определив ее как «бунт против норм воспитания, установленных для ребенка, против всего образа жизни».

Острота кризиса 3-х лет поэтому прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки общаться с ним по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение всего детства (а то и позже). Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис.

Разумеется, родители должны помнить при этом, что определить меру возможностей малыша — это задача взрослых, а не самого ребенка; полагаться на его самооценку было бы неправильно. Притязания ребенка «быть как взрослый» слишком велики, чтобы они могли быть осуществлены на самом деле. Для удовлетворения их есть только одна форма, форма игры. В раннем возрасте началось овладение этой деятельностью.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Кризис трех лет»Консультация для родителей «Кризис трех лет» Спокойный период развития ребёнка с 1 года до 3-х лет заканчивается очередным нормативным кризисом психологического развития - кризисом.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет. Уважаемые родители! Сегодня мы хотим поговорить с вами о таком этапе развития ребенка, как кризис 3-х лет. Задание для.

Консультация «Кризис трех лет» Республика Адыгея Красногвардейский район с. Красногвардейское МБДОУ№8 «Колобок» Воспитатель: Ушанева А. А. Тема: «Кризис трех лет». Кризис.

«Кризис трех лет». Консультация для родителей Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу".

Консультация «Как помочь ребенку пережить кризис трех лет» Психическое развитие ребенка от трех до четырех лет выходит на новый этап. Ребенок начинает осознавать себя отдельной от родителей личностью.

«Кризис трех лет». Консультация для родителей Консультация для родителей: «Кризис трех лет» Что нужно знать о кризисе трех лет? Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством.

Консультация для родителей на тему «Кризис трех лет у детей» Консультация для родителей на тему: «Кризис 3 лет». вторая младшая группа На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который.

Консультация для родителей «Кризис трех лет. Коррекционные игры» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности. Этот этап болезненно переживает не только он сам, но и родители, которые теряются.

Консультация «Кризис трех лет — советы родителям» Кризис трех лет-особенности, проявления, советы родителям Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это.

Консультация для родителей «Как пережить кризис трех лет?» Как пережить кризис трех лет? Я уверена, многие родители трехлеток задумываются, что происходит с их ребенком в данный, сложный для него.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Кризис трех лет»
Опубликовано: 29 ноября 2019 в 07:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Кризис трех лет»» (включая файлы) размещена пользователем Марианна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД