Наталья Симонова
Кризис современного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис современного детства
Влияние внутрисемейных отношений на развитие и воспитание ребенка признается всеми. Гармония их – залог здоровья и успешности растущей личности. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.
А. С. Макаренко, глубоко вникая в проблемы семейного воспитания, неоднократно отмечал, что самые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причем счастье семьи он видел в благополучии, связанном со сферой общения и отношений. Л. С. Выготский настаивал на том, что семья является для ребёнка самой первой и самой важной социальной средой, где создаются условия для перестройки наследственного опыта в ходе семейных взаимодействий, общения, деятельности. Г. Т. Хоментаускас подчё ркивает: «Семья – единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребёнка, является симптомом других семейных «болезней».
Публикация «Кризис современного детства» размещена в разделах
Проблемы семьи, детства в современных условиях изучаются многими отечественными исследователями: В. В. Абраменкова, Г. С. Абрамова, А. А. Бесчасная, А. Л. Венгер, Е. С. Белова, С. В. Дармодехин, А. Г. Лидерс, Е. Л. Горлова, Э. Г. Эйдемиллер, Э. О. Смирнова, Е. А. Савина, А. С. Спиваковская и др.
Современное российское сообщество претерпело колоссальные изменения в последние десятилетия. В период интенсивной индустриализации производства, развития технологий, всплеска развития научных идей, общественно-политического сознания и перехода к современному информационному обществу семья претерпела чрезвычайные трансформации. В результате семья, как естественная и необходимая среда жизни, воспитания, социализации ребенка, изменила свое лицо и соответственно, сформировался новый образ детей. Кроме социально-экономических причин хотелось бы отметить, что в данных трансформациях особая роль принадлежит причинам нематериального характера, а именно идеям и ценностям, к которым стремится следовать общественное сознание. Столь существенные изменения в обществе, активно способствовали созданию «современной» модели семьи и «современного» детства.
В истории общества были периоды, когда нарушалась связь между детьми и взрослыми, затруднялся и становился проблематичным процесс взросления. Такой период – исторический кризис детства – может продолжаться веками с трудно предсказуемым исходом (по Д. Б. Эльконину). А. А. Венгер, опираясь на исследования Б. Д. Эльконина и В. И. Слободчикова, высказал гипотезу о наступлении очередного кризиса детства, констатируя грубые и очевидные проявления кризиса детства.
Семья – исторически возникший феномен – изначально стала важнейшей структурной единицей социальной организации общества, выполняя образующую функцию в его воспроизводстве и развитии на протяжении многих тысячелетий. В силу своей специфики, определяемой отношениями супружества, родительства, родства и т. д., она является своего рода микросоциумом, в котором формируются соответствующие социальные связи, осмысливаются нормы и принципы человеческих отношений, происходит первичная социализация. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, и изменяется вместе с развитием общества (достигает тех же успехов и имеет те же проблемы, что и современное ей общество).
В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, то есть это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система первична по отношению к своим составляющим – часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы. Семья представляет собой открытую систему, члены которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия «обратных связей» с внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся системой.
Именно поэтому обостряется проблема семьи в современной ситуации глобальных подвижек и изменений условий функционирования общества-сообщества и перехода его в новое состояние, когда нарушаются прежние и возникают принципиально новые обстоятельства жизнедеятельности и разрушаются многие нормы прежних отношений. В какой степени и как изменялась и изменяется функциональная нагрузка семьи в организации и воспроизводстве нового Социума? И если изменяется, то в какой мере и как?
Жестко проблема семьи встала в условиях современной России.
Проводимые в 90-е гг. прошлого века реформы российского общества привели к глубоким изменениям жизнедеятельности семей. Многие из них, лишившись прежней опеки государства, не сумели адаптироваться к новым условиям существования, оказались неподготовленными к новым социально-экономическим условиям, не выработали механизмов своей защиты, жизненных стратегий, необходимых для выживания.
Особенно сложное положение характерно для семей с несовершеннолетними детьми. Стремительное падение реальных доходов семей обусловило их массовую бедность. Кризисные тенденции в жизнедеятельности семей усугубляются дестабилизацией ранее сложившейся в стране социальной инфраструктуры, систем дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей, строительства и распределения государственного жилья, культурного, бытового, санаторно-курортного обслуживания. Принимаемые социальные программы недостаточно учитывают реальное экономическое положение семей, неконкурентоспособность многих учреждений социальной сферы. Крайне низкой остается средняя продолжительность жизни, недостаточно реализуется трудовой и интеллектуальный потенциал населения. Углубилась дезорганизация жизни семей, возросла нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции.
Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, правовой и моральной незащищенности. Снизилась роль семьи в социализации детей, в формировании систем отношений в российской обществе, когда исторические процессы трансформации семьи переплетаются с возникновением острейших проблем, вызванных социально-экономическими преобразованиями. Исследователи отмечают недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры семьи, которая находится в прямой зависимости от культуры данного общества в данную эпоху и это проявляется в низком уровне воспитанности современных детей.
Таким образом, семья играет большую роль в жизни отдельной личности и общества в целом. Являясь важнейшим элементом социальной ситуации развития каждого человека, семья обеспечивает как личностное развитие отдельного индивида, так и играет ведущую роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений.
Анализируя исследования по этнографии детства, Д. Б. Эльконин сделал вывод о том, что в истории общества были периоды, когда нарушалась связь между детьми и взрослыми, затруднялся и становился проблематичным процесс взросления. Такой период – исторический кризис детства – может продолжаться веками с трудно предсказуемым исходом. Не находимся ли мы на пороге кризиса детства?
Первое, что бросается в глаза, - это кризис системы школьного обучения. В общественном сознании качественная неадекватность современного школьного обучения отражается как его количественная недостаточность (с точки зрения интенсивности и длительности). Отсюда тенденция к его распространению на соседние возрастные периоды. Псевдошкольные формы обучения в дошкольном возрасте все более вытесняют игру из жизни детей. Тем самым обессмысливается и жизнь дошкольника. Специалисты отмечают и другие, не столь бросающиеся в глаза, проявления кризиса детства уже в младшем школьном и дошкольном возрастах. Это распад детского сообщества и детской субкультуры, обеднение сюжетно-ролевой игры, личностная незрелость, более или менее выраженные психические или неврологические отклонения от нормы у большинства детей (до 80%).
Итак, сегодня кризис детства очевиден. Социальный кризис приводит к неуверенности, неопределенности в построении взаимоотношений взрослых с детьми.
Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития – одной из существенных детерминант развития личности ребенка – общеизвестна. Развитие личности ребёнка в конкретной семье зависит от системы межличностных отношений в ней, т. к. ребёнок строит своё поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним является значительным фактором становления Я - концепции в детском возрасте.
Семья – это всегда открытая система, лишь различно включенная в общество в разные эпохи, и изменения в обществе отражаются на ее организации, но преломляются сквозь призму особенностей этого института. Вышеперечисленные трансформации претерпела семья в период интенсивной индустриализации производства, развития технологий, всплеска развития научных идей и общественно-политического сознания и перехода к современному информационному обществу. В результате семья, как естественная и необходимая среда жизни, воспитания, социализации ребенка, изменила свое лицо и соответственно, сформировался новый образ детей. Кроме социально-экономических причин хотелось бы отметить, что в данных трансформациях особая роль принадлежит причинам нематериального характера, а именно идеям и ценностям, к которым стремится следовать общественное сознание. Это новое, другое детство складывается и существует в определённой социокультурной ситуации, т. е. в той среде (информационной, коммуникативной и пр., которую создают для них взрослые. Такие представления, как «демократизация», «равенство людей», неприятие дискриминации по половой, социально-экономической принадлежности, ценность и уникальность каждой личности – активно способствовали созданию «современной» модели семьи и «современного» детства. Исследователь А. А. Бесчастная выделяет наиболее важные отличия особенности «традиционных» и «современных» моделей семей.
Разумеется, что данные преобразования семьи, модификации поло-ролевой семейной иерархии, завоевания новых социальных позиций женщины в семье и в обществе не могли не отразиться на позициях детей в семье, их положении в обществе и в отношениях взрослых к детям, а также породило огромное количество проблем детства, к которым общество не было подготовлено и которые вывели общество из состояния относительного равновесия. Если к этому добавить рост общего напряжения в нашем современном обществе, прогрессирующее ухудшение взаимоотношений взрослого сообщества и подрастающего поколения сопровождается появлением большого количества детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, с затруднениями в обучении и нарушениями поведения, то картина неблагополучия в пространстве отношений растущий человек – взрослый станет ещё более сложной. Во взаимодействии взрослого с ребёнком теряется важная и традиционная и линия передачи общественно выробатанных социальных норм в наиболее значимом для последнего микросоциуме – семье. В результате дробления, нуклеаризации, дестабилизации иерархии семейных статусов, семья не в состоянии выполнять ряд социальных функций, связанных с воспитанием и социализацией детей. Этот вакуум в выполнении функциональных обязанностей сформировал проблемы существования семьи и детей, а также необходимость профилактики и решения этих трудностей. Поэтому естественный ход социального развития создал и передал эти функции таким социальным институтам, как социальный институт образования (детский сад, школа, среднее специальное и высшее образование, институт культуры (культурные учреждения, внешкольные досуговые и спортивные учреждения, центры развития и т. д., институт опеки и патронажа детей, оставшихся без родителей и надзора (дома для детей и сирот, детские дома семейного типа и т. д., институт здравоохранения и т. п. Общество в значительной мере взяло на себя функции защиты человека, предоставления работы, воспитания детей, проведения досуга, поддержки нетрудоспособного населения. Этот процесс можно обозначить как «обобществление» семьи и ее функций. Семья, неспособная в условиях усложнившегося производства, ускорившегося ритма жизни и бурного потока информации полностью выполнять свои основные функциональные обязанности, превращается как бы в часть общества, хотя в традиционном понимании она сливалась и была едина с обществом. Если она является частью общества, следовательно, она оказывается и частью жизни человека; человек не идентифицирует семью как всю свою жизнь. Для индивида может существовать вполне полноценная жизнь вне и кроме семьи. Происходит как бы деление и дробление сознания и существования человека в одном пространстве и в одно время. Выражается это в том, что формируются представления, что «есть моя жизнь здесь, в семье, и есть моя жизнь там, вне семьи».
Аналогичные изменения произошли с представлением и явлением детства в современности. Если в прежние времена по мере физического роста и развития и по мере взросления ребенок пополнял свой арсенал трудовых навыков и, выполняя их, вливался как равноправный партнер в общество взрослых, а социализация выступала как усвоение правил и норм жизни и была, по сути, сама жизнь, то в настоящее время только лишь физической зрелости недостаточно. Ребенок проходит длительный период подготовки к жизни, которая включает в себя интеллектуальную, психологическую и социальную зрелость. Традиционно в современной литературе социализация трактуется как подготовка ребенка к будущим взрослым ролям. По мнению некоторых авторов, такая социализация, образно говоря, превращается в производство «полуфабрикатов»; дети могут жить с ощущением того, что они какие-то неполноценные, что они как бы еще не люди и все время к чему-то там готовятся. И вот это ощущение, это все впереди, а сейчас ничего нет, появляется неизбежно у детей, если целью и задачей социализации объявляется подготовка ребенка к будущим взрослым ролям. Таким образом, хочется обратить внимание на то, что детство – составная часть социальной жизни: и детская жизнь, и роли имеют самостоятельное значение.
Данное дробление жизни на «подготовку» и «жизнь потом» и соответствующее отношение взрослых к ребенку формируют в нем ощущение, что его недооценивают либо относятся как к существу неполноценному – недочеловеку. Отсутствие во внутреннем мире ребенка гармонии и равновесия по поводу сознания собственного «Я» продуцирует острое протекание личностных кризисов, неудовлетворенности, притязание на признание, самоутверждение (которое подчас происходит довольно поздно по сравнению с данными из прошлых времен). Внутриличностные конфликты в детском возрасте образуют благодатную почву для возникновения социальных проблем среди детей и их отголоски во взрослой жизни. Причина же большинства трудных и нередко кризисных ситуаций с детьми лежит в изменившейся первичной социализации в семье.
Как известно, социализация может быть, как первичной (в семье, так и вторичной (за пределами семьи). При первичной социализации родители стараются передать эталоны поведения, принятые в данном социальном окружении, прививают детям то, что считают важным и необходимым в жизни. Во время первичной и вторичной социализации к ребенку предъявляются определенные требования, которым он должен соответствовать. Адекватность этих требований важна и должна соответствовать возрастным (физическим, психологическим и социальным) особенностям ребенка, так как в момент личностной идентификации и забеганием вперед (опережающее взросление) и «запаздывание» (отставание в самоидентификации) увеличивают риск формирования конфликта в личности ребенка и неблагоприятных ситуаций в семье. Расщепление семьи и занятость женщины в общественном производстве разрушили семейные авторитеты и межпоколенную связь в семье. Поэтому еще в семье ребенок впитывает идеологию соревновательности и конкурентности между мужчиной и женщиной, младшими и старшими, самоценности и уникальности собственного «Я» превосходства индивидуальности и второстепенность понятия «Мы».
В процессе вторичной и спонтанной социализации от ребенка в современных условиях требуется активная вовлеченность в соревновательный процесс и успешность. Если ребенок не отвечает этим требованиям общества, то он попадает в категорию «неблагополучных», или так называемых новомодных «детей-индиго».
Возникновение современного образа детства, отличного от традиционных представлений произошло по следующим причинам, которые одновременно и характеризуют новый образ детства в информационном обществе.
1. Завоевание женщиной, а затем и детьми равных прав с мужчинами. При этом одновременно общественное сознание не наделяет женщин и детей равными обязанностями по сравнению с мужчинами. В результате в семьях возникает диссонанс, когда женщина либо по исторической инерции исполняет полный цикл семейно-бытовых обязанностей и по социальной необходимости общественную нагрузку, либо женщина переключается полностью на реализацию собственного общественно значимого социального статуса.
2. Распространение идей равноправия людей независимо от пола и возраста, демократии и плюрализма мнений. К сожалению, это вовсе не способствует укреплению семьи и защите детства от социальных катаклизмов. Такие вмешательства государства в приватные отношения и мир семьи оказывают обратный эффект в отношении к самому государству со стороны молодого поколения.
3. Особенности семейных позиций и взаимоотношений отцов и детей, старших и младших членов современной семьи, ее система ценностей находят определенное отражение и символизацию в обновленных «обычаях» и «обрядах», в новых формах социализации. Эти влияния создают благодатную почву отступления детей от традиционных ценностей, что впоследствии приведет к конфликту молодежи с обществом, сохраняющим культ этих ценностей. Молодое поколение является носителем инноваций, разрушающих старые традиции, и этот процесс не проходит бесконфликтно.
4. Ускорение темпов технологических революций, в результате которых дети в качестве собеседников, друзей и социализаторов в обществе получили такие технические средства как интерактивные игрушки, телевизор, радио, компьютерные игры, интернет-общение, и т. д. Например, 3-х летний ребенок является «продвинутым пользователем компьютера» по сравнению с 65-летним человеком. В результате дети не приобретают и не отшлифовывают навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми.
5. Повышение требований к уровню образования каждого последующего поколения, что, по бытующему мнению, является залогом будущего успеха человека. Программы образовательных учреждений ежегодно уплотняются, усложняются за счет «забегания вперед», попытки форсировать возрастные психологические возможности детей и обогащаются дополнительными образовательными услугами. Вследствие этого дети не имеют временных возможностей для укрепления физического здоровья, формирования психологического равновесия, установления прочных дружеских отношений со сверстниками. Во взрослое общество входит физически и психически ослабленное депривированное поколение.
6. Популяризация идеологии личного успеха, индивидуализации и уникальности «Я», достижения целей, невзирая на методы и средства достижения, низвержения ценностей коллективизма, взаимопомощи, общности и единства с семьей, общностью и обществом.
7. Распространение демократии в обществе перетекло в демократичные и открытые отношения в семье. Произошло эмоциональное раскрепощение отношений между супругами, родителями и детьми. Современная модель договорных отношений с детьми предполагает внутренний контроль со стороны ребенка в противовес внешнему со стороны других людей или социальных посредников. Однако эта особенность жизни современных детей имеет и обратную сторону.
8. Внешний контроль за поведением детей и легальное прежде физическое насилие над ребенком перешло в плоскость невидимую и скрытую для глаз – во внутреннюю психологическую. Следовательно, внешнее насилие перешло в плоскость внутриличностное, которое бывает подчас тяжелее внешнего.
9. Особо хотелось бы отметить экологическое окружение современных детей. Промышленный рост, технические и технологические открытия и прогресс создают неблагоприятную обстановку для полноценного физического и психического развития детей.
10. И последней общей причиной и характеристикой современного положения детства и нашего отношения к детям является глобализация современного мира. Таким образом, если пытаться охарактеризовать общее положение детей в современном мире, то оно обусловлено процессами глобализации и изменения роли традиций в жизни людей. Современная жизнь приобретает новую динамику, ускоряется ее ритм, по мере этого меняется и роль традиций.
Современная семья переживает кризис. Этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержательного внутрисемейного общения, для совместных занятий, поддержания и развития семейных традиций. Внутренние напряженные отношения ослабляют семью, эмоциональное отчуждение становится характерной чертой детско-родительских отношений. Колоссальные изменения которые произошли в семье привели к кризису детства.
Изменения ценностных ориентаций, возросший темп жизни, особенности современных родительских установок и позиций, родительская некомпетентность и стили эмоционального взаимодействия приводят к ослаблению внутрисемейных связей и принижению самоценности семьи и детства, что самым отрицательным образом сказывается на психологическом развитии ребёнка.
Список литературы:
1. Белова Е. С. Влияние внутри семейных отношений на развитие одарённости в дошкольном возрасте/ Е. С. Белова// Психолог в детском саду. -2008.- №1.
2. Бесчасная А. А. Детство : история и современность/ А. А. Бесчасная. - СПб. : “Нестор – история,” 2007.
3. Волкова М. А. Взаимосвязь типа ценностей родителей и их представлений о воспитании детей/ А. М. Волкова// Психолог в детском саду. - 2005.- №4.
4. Власова З. И. Особенности отношений с близкими взрослыми и познавательное развитие детей в период кризиса трёх лет/ З. И. Власова// Психолог в детском саду. – 2006.- №4.
5. Горлова Е. Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста/ Е. Л. Горлова// Психолог в детском саду. – 2006.- №4.
6. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества/ C.В. Дармодехин// Мир психологии. – 2008.- №3.
7. Запорожец И. Ю. Специальная организация игровых пространств как условие оптимизации детско-родительских отношений и формирования эмоционального благополучия дошкольников/ И. Ю. Запорожец// Мир психологии. – 2009.- №2.
8. Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи/ А. Г. Лидерс. – Москва – Обнинск: “ИГ Социн”, 2004.
9. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии/ А. К. Рубченко// Психолог в детском саду. - 2005.- №4.
10. Семья в современном социуме (конец 20 – начало 21 ввеков) монография в 2-х частях. Часть 1/ Ред. Т. В. Лодкина. - Вологда. : ИЦВГМХА, 2005.
11. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребёнка/ Г. Т. Хоментаускас. - М. : «Педагогика», 1989.