Валентина Красновская
Кризис 3-х лет или «Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 3-х лет или «Я САМ»
Мы все слышали что у детей в разном возрасте есть свои кризисы. И один из них является кризис детей трех лет. Давайте разберемся, что же это такое и как мы можем помочь?
«Кризис 3 лет» - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Кризис трех лет — это кризис социальных отношений, и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".
Кризис трех лет (Л. С. Выготский) выражается в следующем:
Публикация «Кризис 3-х лет или „Я сам“» размещена в разделах
1. Негативизм. Нужно отличать от непослушания. Непослушание проявляется тогда, когда ребенок делает то, что ему очень хочется делать, но взрослый не разрешает это, т. е., ребенок не исполняет указания взрослого. Мотив непослушания – сильное желание ребенка. Негативизм же проявляется тогда, когда ребенок не желает делать что-то, потому что просьба исходит от взрослого. Ребенок не обращает внимания на суть просьбы. Что бы взрослый ни просил, на все он отвечает «нет».
2. Упрямство. Нужно отличать от настойчивости. Настойчивость проявляется тогда, когда ребенок хочет чем-то заниматься, например, рисовать, а мама зовет его спать. Упрямство же наблюдается тогда, когда ребенок настаивает на чем- нибудь только потому, что он это уже потребовал. Упрямство практически не наблюдается в отношениях со сверстниками. Оно возникает только в отношениях со взрослыми. Например, ребенок не хочет есть суп не потому, что он ему не нравится, просто, на просьбу мамы он уже сказал один раз «нет» и теперь повторяет свой отказ.
3. Непослушание. Оно проявляется против норм воспитания.
4. Своеволие и капризность. Проявляется желание ребенка к самостоятельности: «Я сам. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых. Ребенок пытается подстроить под себя взрослых. Он пытается указывать кому, где и что нужно делать.
5. Протест, бунт. Ребенок находится в состоянии войны со всеми, кто его окружает. Это проявляется в постоянных конфликтах и ссорах.
6. Обесценивание взрослого. Ребенок может кусать, бить его, кидаться разными предметами, перестав ценить взрослого.
7. Деспотичное руководство родителями. Ребенку, например, не нравится, что мама сидит в кресле, а не на диване. Он требует, чтобы она пересела, устраивает истерику, если желание не выполняется.
Несмотря на такие яркие негативные поведенческие реакции, которые могут наблюдаться у Вашего ребенка в этот период, кризиса бояться не надо. Любой ребенок должен его пережить, потому что так происходит становление его личности. Плохо, когда кризис "забивается" во внутрь ребенка, что может приводить к различным неврозам. А также, вялое течение кризиса может указывать на задержку в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка.
Что делать?
• Одна из причин кризиса в потребности делать так, как взрослые. Ее легко удовлетворить в совместных играх и продуктивной деятельности. Когда новые потребности будут удовлетворены, то негативные симптомы кризиса будут наблюдаться меньше. Таким образом, в период кризиса взрослый должен взаимодействовать с ребенком: вместе играть, рисовать, лепить и т. д. Ребенок ощущает потребность в поддержке и активном, а не пассивно - наблюдательном содействии взрослого.
• Не считайте ребенка «избалованным» или «испорченным», помните, что это естественный этап его развития.
• Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности, самостоятельность ребенка.
• Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д., их не должно быть слишком много.
• Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно что-то объяснять, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
• Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша.
• Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
ВАЖНО:
! От вашего поведения будет зависеть продолжительность сложного периода и сложность его течения.
! Не превращайте воспитание в гиперопеку. Такие сжатые рамки не позволяют ребенку проявлять себя, от чего в нем и будут нарастать враждебные отношения с окружающими
! Родители должны одинаково воспитывать ребенка. Непозволительно, когда один разрешает, а другой запрещает. Это приведет лишь к негативному отношению ребенка к источнику постоянных запретов.
! Хвалите ребенка за интерес к чему-то и попытки быть самостоятельным. Даже если самостоятельно ребенок будет одеваться дольше — не нужно вырывать одежду из рук и перенимать эстафету. Ведь ребенок будет просто счастлив от своей самостоятельности. Но не забывайте про рамки: можно попробовать, если это неопасно. Обучайте ребенка той самой самостоятельности
! Объяснения ребенку должны быть ему понятны. Говорите лаконично и уверенно-строго. Длинные вводные предложения запутают ребенка.
! Не нужно постоянно кричать на ребенка при его плохом поведении. Просто говорите строго и на несколько повышенных тонах.