МААМ-картинки

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Михайлова Наталья
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Подготовила : учитель-логопед Михайлова Наталья

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении будут во многом зависеть от качества знаний и умений, сформированных ещё до школы.

Публикация «Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению» размещена в разделах

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития речи ребенка.

Доказано: именно речь является средством получения и выражения знаний, основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.

И от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.

С процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о речевой готовности дошкольника к учебной деятельности.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? –

Под речевой готовностью понимается :

1. Сформированностьпроизносительной стороны речи.

2. Сформированность фонематических процессов.

3. Сформированность достаточного объема и качества словарного запаса.

4. Сформированность грамматического строя речи.

5. Владение связной речью.

Анализируя раздел речевого развития «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, можно определить критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрим их подробно.

1. Звуковая сторона (звукопроизношение).

У дошкольника должно быть четкое, правильное произношение всех звуков родного языка (а для билингвов – русского языка). Речь внятна, отчетлива и интонационно выразительна.

2. Фонематические процессы

Это подразумевает:

• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка)

• различает и называет слова с определенным звуком;

А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: умеет выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука (начало, середина, конец слова, а также их количество и последовательность звуков в простых словах.

Определяет количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (нашаМаша, малина, бе-реза) на части; составлять слова из слогов (устно).

Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте.

3. Словарный запас

Словарь ребенка должен соответствовать возрасту - до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам. Владеть бытовым, природоведческим, обществоведческим словарём.

Использует разные части речи в точном соответствии с их значением. Дети должны интересоваться смыслом слова.

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий, остроклювый, пользоваться эпитетами. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен подбирать необходимые антонимы и синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений (белый, как снег).

4. Грамматический строй речи.

Иметь грамматически правильно оформленную речь. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, существительные и прилагательные в роде и числе, употребляют падежные окончания существительных и прилагательных.

Они на практическом уровне осваивают различные способы образования новых слов.

Умеют образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

• Умеют пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).

• Умеют образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья, много карандашей, пней лис);

• Согласовывают имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);

• Умеют употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).

Правильно строят сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

5. Связная речь

• Умеют связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

• Владеют навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. При помощи составляют план рассказа, и придерживаться его.

• Владеют нормами речевого этикета : использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Все перечисленные навыки и умения формируются не только через непосредственно образовательную деятельность, но и через создание развивающей речевой среды :

• Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

• Совершенствовать речь как средство общения.

• Выяснять, что дети хотели бы увидеть, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.

• Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

• Уточнять высказывания детей, помогать им, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

• Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

• Помогать осваивать формы речевого этикета.

• Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

• Приучать детей к самостоятельности суждений.

Анализ результатов мониторинга развития речи дошкольников подготовительных групп и письменных работ по русскому языку учеников начальных классов позволил выявить возможные причины, следствия, трудности в письменной речи. А также необходимую работу по профилактики нарушений при чтении и письме.

1. Причина: Неправильное произношение звуков.

Следствие

Пропуски, замены и смешения дефектно произносимых звуков (пример)

Артикуляторно-акустическая дисграфия, дислексия

«Косноязычие в письме»

Необходимая работа

Коррекция нарушений звукопроизношения до поступления в школу.

2. Причина: Нарушение фонематических процессов: слуховой дифференциации, распознавания звуков речи.

Следствие:

Замены и смешения акустически близких букв, обозначающих акустически сходные звуки в письменной речи. Затруднения в звуко-буквенном анализе, не может усвоить правил грамматики и правописания. Ошибки в чтении, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т. д., что приводит к искажению прочитанного, к неправильному пониманию и обусловливает замедленный темп чтения.

Акустическая дисграфия и дислексия, дисграфия и дислексия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Необходимая работа

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Умение определять

• наличие и место заданного звука в слове,

• первый и последний звук в слове,

• последовательность и количество звуков в слове.

Умение различать:

• различать гласные и согласные

• твёрдые и мягкие согласные

• слова, отличающиеся одним звуком

• понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»

3. Причина: Недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Следствие:

• изменение падежных окончаний

• неправильное употребление предлогов, рода, числа

• нарушение порядка слов, ошибки в построении предложений.

• Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями

Аграмматическая дислексия и дисграфия

Необходимая работа

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Образование

• множественного числа имен существительных (ухо - уши, яйцо - яйца).

• родительного падежа множественного числа существительных (есть уши - нет ушей, есть стулья - нет стульев).

• творительного падежа существительных (Чем режут ткань - ножницами; чем пилят бревно - пилой; а рубят чем - топором).

• приставочных глаголов (Девочка шла по дороге, перешла улицу, подошла к дому).

• относительных прилагательных (Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая).

• сложных слов (Голубые глаза - голубоглазый).

• уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных с помощью упражнения «Назови ласково» : Дом – домик, лист – листик, кошка – кошечка и т. д. Зелёный – зелёненький, сладкий – сладенький, узкий – узенький и т. д.

• Согласование прилагательных с существительными (Мяч зеленого цвета. Какой мяч? Зеленый, Трава – зелёная, платье – зелёное, листья - зелёные).

• Сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы. пять кукол, один стол, два стола, пять столов).

• Предложно-падежные формы (Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике. Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла).

• Названия детёнышей животных (Как называется детеныш коровы? Лошади? Курицы? Свиньи? Козы? Овцы)

Расширение словарного запаса

подбор глаголов и прилагательных к существительным: Что делает кошка? - Бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т. д. Мяч - какой? – Резиновый, цветной, красивый, круглый, большой и т. д.

подбор предмета к действиям:

Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т. д.

обобщения:

Посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние, птицы (домашние, зимующие, перелетные, транспорт, профессии и т. д.

подбор антонимов: весёлый – грустный, узкий – широкий, лёгкий – тяжёлый

подбор синонимов: весёлый, радостный; храбрый, смелый, отважный.

• назвать предметы, о которых можно сказать

«он», «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок, и т. д.);

«она», «моя» (кукла, машина, книга и т. д.)

образование притяжательных прилагательных: Хвост лисы (чей) – лисий, берлога медведя (чья) – медвежья, кольцо мамы (чьё) – мамино и т. д.

• образование названий предметов, служащих для хранения чего-либо: Игла – игольница, соль – солонка, хлеб – хлебница и т. д.

образование названий профессий: Камень – каменщик, музыка – музыкант, учит – учитель…

Развитие связной речи

1. Рассказ по картинке.

• рассмотреть

• ответить на вопросы (кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий)

• самостоятельно составить небольшой рассказ.

2. Рассказ по серии сюжетных картин

определить последовательность событий: начало, середина и конец,

• установить причинно-следственные связи.

• рассмотреть каждую картинку и составить рассказ.

3. Пересказ сказки

• подберите произведения, доступные для понимания

• прочитайте текст,

• задайте вопросы, касающиеся его содержания

• прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности.

Пересказ – это не заучивание наизусть! Ребёнок должен своими словами передать основное содержание прочитанного.

4. Причина: Несформированность зрительно-пространственных функций:

Зрительного узнавания

Зрительной памяти

Зрительного анализа и синтеза

Пространственных представлений.

Следствие:

Трудности запоминания и воспроизведения зрительного образа буквы, замены графически сходных букв (и –ш, п – т, т –ш, в –д, б – д, л –м, э – с)

«Зеркальное» письмо

Оптическая дисграфия, дислексия

Необходимая работа

• Ориентация в собственном теле (право-лево)

• Ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ, над – под - на, в–из, выше - ниже)

• Ориентация на плоскости

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», «Сделай, как было»

• Штриховка в разных направлениях, обводка

• Орнамент по памяти

• Лепка

• Мозаика, пазлы

Лабиринт: нарисовать лабиринт на бумаге в клеточку под диктовку: «Одна клеточка вниз, две налево, одна вверх, три клеточки вниз и т. д.».

5. Причина: Развитие мелкой моторики

Следствие:

Смешения и замены букв, схожих по написанию

Плохой, «корявый» почерк

Соскальзывание со строки

Необходимая работа

• Лепка из пластилина.

• Спички и палочки.

• Нитки, верёвочки, шнурки

«Ниткография».

«Узелки»

«Маленький портной».

• Пуговицы

• Шарики, бусинки

• Бумага

• Ножницы

«Фасоль и горох»

• Пробки, камешки, прищепки.

ВЫВОД: Исходя из этого, следует отметить необходимость и важность более тщательной и глубокой подготовки детей к школе ещё в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению, т. е. организовать профилактические мероприятия, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих нарушений чтений и письма.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работеФотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работе Началось лето и мы педагоги совместно с медиками и другими специалистами ДОУ (физ. инструктор, муз. руководитель) задумываемся над многими.

Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста.Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Справка о результатах школьной готовности первоклашек Справка о результатах диагностики «Психолого – педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения» (авторы диагностики.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 19:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Михайлова Наталья (УИ 1280855) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД