Михайлова Наталья
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению
Подготовила : учитель-логопед Михайлова Наталья
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении будут во многом зависеть от качества знаний и умений, сформированных ещё до школы.
Публикация «Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития речи ребенка.
Доказано: именно речь является средством получения и выражения знаний, основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.
И от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
С процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о речевой готовности дошкольника к учебной деятельности.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? –
Под речевой готовностью понимается :
1. Сформированностьпроизносительной стороны речи.
2. Сформированность фонематических процессов.
3. Сформированность достаточного объема и качества словарного запаса.
4. Сформированность грамматического строя речи.
5. Владение связной речью.
Анализируя раздел речевого развития «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, можно определить критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрим их подробно.
1. Звуковая сторона (звукопроизношение).
У дошкольника должно быть четкое, правильное произношение всех звуков родного языка (а для билингвов – русского языка). Речь внятна, отчетлива и интонационно выразительна.
2. Фонематические процессы
Это подразумевает:
• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка)
• различает и называет слова с определенным звуком;
• А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: умеет выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука (начало, середина, конец слова, а также их количество и последовательность звуков в простых словах.
Определяет количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (нашаМаша, малина, бе-реза) на части; составлять слова из слогов (устно).
Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте.
3. Словарный запас
Словарь ребенка должен соответствовать возрасту - до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам. Владеть бытовым, природоведческим, обществоведческим словарём.
Использует разные части речи в точном соответствии с их значением. Дети должны интересоваться смыслом слова.
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий, остроклювый, пользоваться эпитетами. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен подбирать необходимые антонимы и синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений (белый, как снег).
4. Грамматический строй речи.
Иметь грамматически правильно оформленную речь. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, существительные и прилагательные в роде и числе, употребляют падежные окончания существительных и прилагательных.
Они на практическом уровне осваивают различные способы образования новых слов.
Умеют образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
• Умеют пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
• Умеют образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья, много карандашей, пней лис);
• Согласовывают имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
• Умеют употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).
Правильно строят сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
5. Связная речь
• Умеют связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.
• Владеют навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. При помощи составляют план рассказа, и придерживаться его.
• Владеют нормами речевого этикета : использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
Все перечисленные навыки и умения формируются не только через непосредственно образовательную деятельность, но и через создание развивающей речевой среды :
• Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
• Совершенствовать речь как средство общения.
• Выяснять, что дети хотели бы увидеть, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
• Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
• Уточнять высказывания детей, помогать им, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
• Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
• Помогать осваивать формы речевого этикета.
• Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
• Приучать детей к самостоятельности суждений.
Анализ результатов мониторинга развития речи дошкольников подготовительных групп и письменных работ по русскому языку учеников начальных классов позволил выявить возможные причины, следствия, трудности в письменной речи. А также необходимую работу по профилактики нарушений при чтении и письме.
1. Причина: Неправильное произношение звуков.
Следствие
Пропуски, замены и смешения дефектно произносимых звуков (пример)
Артикуляторно-акустическая дисграфия, дислексия
«Косноязычие в письме»
Необходимая работа
Коррекция нарушений звукопроизношения до поступления в школу.
2. Причина: Нарушение фонематических процессов: слуховой дифференциации, распознавания звуков речи.
Следствие:
Замены и смешения акустически близких букв, обозначающих акустически сходные звуки в письменной речи. Затруднения в звуко-буквенном анализе, не может усвоить правил грамматики и правописания. Ошибки в чтении, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т. д., что приводит к искажению прочитанного, к неправильному пониманию и обусловливает замедленный темп чтения.
Акустическая дисграфия и дислексия, дисграфия и дислексия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Необходимая работа
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Умение определять
• наличие и место заданного звука в слове,
• первый и последний звук в слове,
• последовательность и количество звуков в слове.
Умение различать:
• различать гласные и согласные
• твёрдые и мягкие согласные
• слова, отличающиеся одним звуком
• понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»
3. Причина: Недоразвитие лексико-грамматического строя речи
Следствие:
• изменение падежных окончаний
• неправильное употребление предлогов, рода, числа
• нарушение порядка слов, ошибки в построении предложений.
• Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями
Аграмматическая дислексия и дисграфия
Необходимая работа
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Образование
• множественного числа имен существительных (ухо - уши, яйцо - яйца).
• родительного падежа множественного числа существительных (есть уши - нет ушей, есть стулья - нет стульев).
• творительного падежа существительных (Чем режут ткань - ножницами; чем пилят бревно - пилой; а рубят чем - топором).
• приставочных глаголов (Девочка шла по дороге, перешла улицу, подошла к дому).
• относительных прилагательных (Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая).
• сложных слов (Голубые глаза - голубоглазый).
• уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных с помощью упражнения «Назови ласково» : Дом – домик, лист – листик, кошка – кошечка и т. д. Зелёный – зелёненький, сладкий – сладенький, узкий – узенький и т. д.
• Согласование прилагательных с существительными (Мяч зеленого цвета. Какой мяч? Зеленый, Трава – зелёная, платье – зелёное, листья - зелёные).
• Сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы. пять кукол, один стол, два стола, пять столов).
• Предложно-падежные формы (Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике. Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла).
• Названия детёнышей животных (Как называется детеныш коровы? Лошади? Курицы? Свиньи? Козы? Овцы)
Расширение словарного запаса
• подбор глаголов и прилагательных к существительным: Что делает кошка? - Бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т. д. Мяч - какой? – Резиновый, цветной, красивый, круглый, большой и т. д.
• подбор предмета к действиям:
Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т. д.
• обобщения:
Посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние, птицы (домашние, зимующие, перелетные, транспорт, профессии и т. д.
• подбор антонимов: весёлый – грустный, узкий – широкий, лёгкий – тяжёлый
• подбор синонимов: весёлый, радостный; храбрый, смелый, отважный.
• назвать предметы, о которых можно сказать
«он», «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок, и т. д.);
«она», «моя» (кукла, машина, книга и т. д.)
• образование притяжательных прилагательных: Хвост лисы (чей) – лисий, берлога медведя (чья) – медвежья, кольцо мамы (чьё) – мамино и т. д.
• образование названий предметов, служащих для хранения чего-либо: Игла – игольница, соль – солонка, хлеб – хлебница и т. д.
• образование названий профессий: Камень – каменщик, музыка – музыкант, учит – учитель…
Развитие связной речи
1. Рассказ по картинке.
• рассмотреть
• ответить на вопросы (кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий)
• самостоятельно составить небольшой рассказ.
2. Рассказ по серии сюжетных картин
• определить последовательность событий: начало, середина и конец,
• установить причинно-следственные связи.
• рассмотреть каждую картинку и составить рассказ.
3. Пересказ сказки
• подберите произведения, доступные для понимания
• прочитайте текст,
• задайте вопросы, касающиеся его содержания
• прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности.
Пересказ – это не заучивание наизусть! Ребёнок должен своими словами передать основное содержание прочитанного.
4. Причина: Несформированность зрительно-пространственных функций:
Зрительного узнавания
Зрительной памяти
Зрительного анализа и синтеза
Пространственных представлений.
Следствие:
Трудности запоминания и воспроизведения зрительного образа буквы, замены графически сходных букв (и –ш, п – т, т –ш, в –д, б – д, л –м, э – с)
«Зеркальное» письмо
Оптическая дисграфия, дислексия
Необходимая работа
• Ориентация в собственном теле (право-лево)
• Ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ, над – под - на, в–из, выше - ниже)
• Ориентация на плоскости
• «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», «Сделай, как было»
• Штриховка в разных направлениях, обводка
• Орнамент по памяти
• Лепка
• Мозаика, пазлы
• Лабиринт: нарисовать лабиринт на бумаге в клеточку под диктовку: «Одна клеточка вниз, две налево, одна вверх, три клеточки вниз и т. д.».
5. Причина: Развитие мелкой моторики
Следствие:
Смешения и замены букв, схожих по написанию
Плохой, «корявый» почерк
Соскальзывание со строки
Необходимая работа
• Лепка из пластилина.
• Спички и палочки.
• Нитки, верёвочки, шнурки
• «Ниткография».
• «Узелки»
• «Маленький портной».
• Пуговицы
• Шарики, бусинки
• Бумага
• Ножницы
• «Фасоль и горох»
• Пробки, камешки, прищепки.
ВЫВОД: Исходя из этого, следует отметить необходимость и важность более тщательной и глубокой подготовки детей к школе ещё в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению, т. е. организовать профилактические мероприятия, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих нарушений чтений и письма.