Анна Матвеева
Краткосрочный творческий исследовательский проект «Чудо-краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный творческо-исследовательский проект
«Чудо-краски»
По теме "Познавательное развитие детей 5-6 лет посредством интеграции различных видов деятельности"
Автор:
Воспитатель ГБОУ СОШ №4
С/П д. с. «Светлячок» г. о. Кинель пгт. Алексеевка
Матвеева А. А.
Актуальность
Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство. Предметный мир рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием, то есть это признаки, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.
Публикация «Краткосрочный творческий исследовательский проект „Чудо-краски“» размещена в разделах
Мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А ведь многие из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете. Самый факт, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было, завораживает и интригует. Что это за таинственное «давным-давно?» Во что играли дети, когда бабушкина мама была маленькой девочкой? Как тогда одевались? Где спали? … Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их удобными в использовании, мы как бы отправляемся в прошлое.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком. Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребёнка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Поэтому, начиная с 2020-2021 учебного года в группе ведется работа по долгосрочному проекту «История интересных вещей». Дети знакомятся с предметами рукотворного мира через разные виды деятельности: изобразительную, двигательную, познавательно-исследовательскую и др.
На данный момент проект состоит из трёх блоков:
1. «Мой друг мяч»
2. «Такие разные пуговицы»
3. «Чудо – краски»
Цель проекта: ознакомление детей с историей вещей, с процессом их преобразования человеком, развитие интереса к предметам рукотворного мира.
Задачи:
• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
• активизировать познавательную деятельность детей;
• расширить кругозор детей, побуждать детей к творческой деятельности;
• научить находить нужную информацию;
• создавать атмосферу сотрудничества;
• воспитывать у детей чувство благодарности к тем, кто создал для них жизненно необходимые вещи;
• воспитывать бережное отношение к вещам.
Проект значим для всех его участников:
Дети: обобщение полученных ранее знаний, проявление творческой активности в процессе деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.
Реализация проекта:
1 блок. Краткосрочный детско-родительский проект «Мой друг мяч»
Задачи:
• Познакомить детей с разновидностями мячей;
• Информировать родителей и детей об истории мяча;
• Познакомить детей с разнообразными играми в мяч;
• Заинтересовать родителей в использовании мяча в играх с детьми.
Мероприятия по реализации проекта:
- Оформление папки-передвижки «История мяча»;
- Фотовыставка «Как мы играем в мяч дома»;
- Работа в творческой мастерской «Такие разные мячи»;
- Участие в конкурсе поделок «Мяч, который не купишь в магазине»;
- Практикум для родителей по организации словесных игр с мячом «В мяч играем - речь развиваем»;
- Совместное развлечение для родителей и детей «Школа весёлого мяча» под руководством инструктора по физической культуре В. П. Трифоновой;
- Экскурсия в спортивную школу (ДЮСШ).
2 блок. Краткосрочный познавательно-творческий проект «Такие разные пуговицы»
Задачи:
• Информировать детей об истории возникновения пуговицы;
• Познакомить детей с областью применения пуговиц и с материалами, из которых их изготавливают;
• Развивать творческие способности, фантазию детей.
Мероприятия по реализации проекта:
- Оформление папки-передвижки «История пуговицы»;
- Создание коллекции пуговиц;
- Изготовление игрового материала из пуговиц: «На что похожа пуговица», «Найди нужный домик», «Укрась платье», «Что катится?», «Найди пару», «Какая лишняя», «Выложи узор»;
- Выставка поделок из пуговиц, сделанных руками детей и родителей;
- Работа в творческой мастерской - изготовление детьми пуговиц из картона и солёного теста.
3 блок. Краткосрочный творческо-исследовательский проект «Чудо-краски»
Задачи:
• Информировать детей об истории возникновения красок;
• Познакомить детей с видами красок: на водяной и масляной основе;
• Научить изготавливать краски своими руками (из угля, мела и глины);
• Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования: отпечаток скомканной бумагой, рисование мыльными пузырями, отпечаток овощами (морковью).
Мероприятия по реализации проекта:
- Оформление папки-передвижки «История красок»;
- Экспериментирование «Краски, приготовленные в домашних условиях»;
- Работа в творческой мастерской (знакомство с некоторыми нетрадиционными техниками рисования):
- «Чудесная тыква» - отпечаток скомканной бумагой;
- «Планеты солнечной системы» - рисование мыльными пузырями;
- «Варим ягодный компот» - отпечаток овощами (морковью);
- Выставка рисунков, сделанных руками детей и родителей, выполненных разнообразными средствами рисования (пастель, гуашь, акварель) и в разных техниках выполнения.
Ожидаемые результаты
- Расширился кругозор детей в ходе углубленного знакомства с предметами окружающего мира, созданными руками человека;
- Сформированы навыки исследовательской деятельности, способны в процессе познавательно-исследовательской деятельности понимать проблему, анализировать условия и способы решения проблемных ситуаций;
- Проявилось стремление к самостоятельному поиску решения познавательных задач, к разным способам нахождения информации об интересующем их предмете;
- Проявляют познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (Что будет, если.? Почему? Зачем);
- Проявляют бережное отношение к вещам.
Список литературы
1. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2013. - 207 с.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Издательство «Мозаика - Синтез», 2008. – 112 с.
3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2010.-160с.
4. Дыбина О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.
5. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. : Издательство «Мозаика - Синтез», 2013. – 88 с.
6. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2008. - 192с.