Гетьман Светлана Александровна
Краткосрочный проект «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Юные исследователи»
Средняя группа
Вид проекта : краткосрочный проект.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели.
Время реализации проекта : 1 месяц (февраль)
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Публикация «Краткосрочный проект „Юные исследователи“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира. Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т. е. постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.
Цель проекта : развитие исследовательского мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.
Задачи проекта
Образовательные:
развивать умения наблюдать за неживыми объектами и явлениями природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- активизировать и обогащать словарь детей».
Развивающие:
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- развивать познавательные способности детей;
- развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательный, речевой).
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его
общения с природой;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- способствовать формированию интереса детей к самостоятельному
наблюдению, пониманию.
Ожидаемые результаты:
1. Дети расширят и углубят знания о снеге, снежинках.
2. Закрепят представления о значении снега в неживой природе.
3. Повышение заинтересованности и активности детей в сотрудничестве
с воспитателем.
Формы работы:
- беседы;
- наблюдения;
- продуктивная деятельность детей;
- исследовательская деятельность детей.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Зима».
Цель: Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Развивать навыки общения, диалогическую речь. Формировать умение высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.
Словарная работа: лёгкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя, снегопад.
Предварительная работа: беседа о признаках зимы, рассматривание иллюстраций.
Методы и приемы: загадки, рассказы, беседы, приемы наглядности, эксперименты.
Материалы и оборудование: Сундучок, иллюстрации пейзажей зимы, опорные схемы признаков зимы, иллюстрации с животными, дидактическая игра «Звери», лед и снег для опытов, музыкальные композиции.
Ход занятия:
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте, послушайте, что я вам скажу и загадку расскажу!
- Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- Правильно, зимой.
А вот у меня в сундучке есть ещё загадки (достает конверт с загадками).
Ребята, попробуйте отгадать эти загадки.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла… (зима)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал… (снег)
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь, А зовут его. (медведь)
Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадках?
Какое сейчас время года?
Почему вы так решили? Какая зима? (Холодная, снежная).
Ребята, а еще у меня в сундучке есть картинки, давайте их посмотрим. Что вы видите на картинках? Правильно, зима. Зимой солнце светит, но не греет. Зимой много снега. Он лежит на деревьях, деревья, словно шапки надели. А вы рассматривали на прогулке снежинки? На что они похожи? Они похожи на красивые маленькие звёздочки. Какие они? Легкие, пушистые. Когда из туч падает много снега, то это снегопад. Под деревьями сугробы. Красиво! Вода на реках замерзла и превратилась в лед.
Давайте вспомним, как мы проводили исследование со снегом.
Мы набрали снег в ведро, занесли ведро в группу и поставили в тёплое место. Утром проверили, что стало со снегом.
- Какой вывод мы сделали?
- Снег тает в тепле. Снег – это вода, количество снега больше, чем воды. Снег – это грязная талая вода. Её пить нельзя, она не пригодна для питья. Её можно использовать для полива растений.
Физминутка: «Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
- Посмотрите, что у меня ещё в сундучке (картинки с животными).
Давайте узнаем, как ведут себя животные зимой. Зимой холодно, поэтому звери надели теплые шубки. Зайчик еще менял цвет шубки, он стал белым. Почему? Белочка тоже оделась в красивую шубку. Заяц, волк, белка, лиса зимой не спят, они ищут себе пищу. А вы знаете, кто спит зимой? Зимой спит медведь. А еще уходит в спячку еж. Ребята давайте с вами поиграем. Дидактическая игра: «Звери» возьмите в руки карточку с животным леса (найти лишнего животного, который не живет в лесу).
- Сегодня вы мне рассказали о зимушке - зиме. Какая она бывает?
(снежная, холодная). Рассказали о лесных животных.
На этом наше занятие окончено, но мы с вами проведём ещё несколько исследований и лучше узнаем свойства снега и льда.
1. Таяние снега. Можно ли пить талую воду?
Цель. Уточнить знания детей о снеге, познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах). Показать, что самый чистый снег грязнее водопроводной воды. Развивать мышление, речь; активизировать детский словарь: лёгкий, серебристый, пушистый.
Ход исследования : предложить детям набрать снег в ведро. Отнести ведро в группу и поставить в тёплое место. Утром проверить, что стало со снегом.
Вывод: снег тает в тепле. Снег – это вода, количество снега больше, чем воды. Снег – это грязная талая вода. Её пить нельзя, она не пригодна для питья. Её можно использовать для полива растений.
2. Изготовление цветных льдинок.
Цель. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и приобретает форму ёмкости, что в воде растворяется краска. Развивать воображение, активизировать словарь.
Ход исследования : вместе с детьми набрать воду в стаканчики и размешать в ней краску. Поставить стаканчики на открытый балкон. На следующий день проверить, что стало с водой.
Вывод: вода льётся, растворяет в себе краску, замерзает на холоде.
3. Лёд легче воды.
Цель. Подвести детей к пониманию, что лёд легче воды.
Ход исследования : предложить детям поместить кусочки льда в стаканчики с водой. Отметить, что лёд плавает.
Вывод: лёд легче воды.
Исследование №4. Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры.
Цель. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, подвести к пониманию того, что снег тает быстрее, чем лед, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход исследования : принести льдинки в форме клубничек, набрать снег на участке. В группе поместить сначала льдинки в тёплую воду, затем высыпать снег. Обратить внимание, что льдинки и снег быстро растаяли в тёплой воде.
Вывод: под воздействие температуры лёд и снег превращается в воду, вода становится холоднее, при взаимодействии воды и льда, вода остается прозрачной, а при взаимодействии воды и снега, вода теряет прозрачность, становится мутной.
Результаты проекта : дети приобрели новый познавательный опыт, расширили и углубили знания о снеге и льде, узнали, что снег – это вода, количество снега больше, чем воды. Снег – это грязная талая вода. Её пить нельзя, она не пригодна для питья. Её можно использовать для полива растений, вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде, лёд легче воды. И, наконец, под воздействие температуры лёд и снег превращается в воду, вода становится холоднее, при взаимодействии воды и льда, вода остается прозрачной, а при взаимодействии воды и снега, вода теряет прозрачность, становится мутной.