Татьяна Волкова
Краткосрочный проект в средней группе «Вода в доме»
Актуальность проекта: воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, сохраняющим водные ресурсы и экономящим их использование.
Цель проекта: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, привитие навыков исследовательской деятельности дошкольников; воспитание у детей и взрослых экологического сознания.
Задачи проекта: изучить литературу и интернет ресурсы по теме проекта;
Изучить пути поступления воды в дом и экономичное её использование;
Научиться применять эти знания в повседневной жизни.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Вода в доме“» размещена в разделах
- Вода в нашем доме, кране. Водопровод
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Объект исследования: вода
Методы исследования: наблюдение за водой, проведение опытов по очищению воды, окрашиванию её, беседа о значении воды для человечества, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедий о воде.
Ожидаемый результат: применение полученных знаний на практике.
ВВЕДЕНИЕ
Вода для нас самое привычное и простое вещество. Вода – необходимое условие существования живых организмов на нашей планете. Вода – одна из самых насущных потребностей человека. Без воды человек может прожить лишь два – три дня. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья на земле не так уж много. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде. К тому же вода – не только природный ресурс.
Современный человек привык жить комфортно, используя в бытовых целях много чистой воды, превращая её в грязную, сливает её в реки, водоёмы, чем загрязняет и приносит вред окружающей природе. Поэтому необходимо прививать детям бережное отношение к воде, источнику жизни, природе родного края. В нашем районе есть множество водоёмов, но все они находятся в очень плохом состоянии. Очень мало водоёмов, где ещё живут живые организмы. Реки и пруды сильно загрязнены. Наша задача – оставить подрастающему поколению относительно чистые водоёмы и показать, как нужно заботиться и охранять природные ресурсы нашей малой родины.
Вот и я, как автор экологического проекта попыталась донести до своих воспитанников, что нужно содержать в чистоте водоёмы, где живут микроорганизмы и если мы уже сейчас не будем соблюдать определённые правила, то живые организмы очень скоро погибнут.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
• Изучить и расширить представления о пути прохождения воды в дом в места её использования;
• Формировать навыки бережного использования воды.
Исходя из поставленной цели, мною были намечены следующие задачи:
• Изучить литературу и интернет - ресурсы по теме проекта;
• Изучить пути попадания воды в дом;
• Формировать навыки бережного и экономичного использования воды;
• Развивать интеллектуальные способности ребёнка;
• Воспитывать бережное отношение к воде, живой природе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕ
КТА
Подготовительный.
Мы изучили литературу, интернет – ресурсы, выяснили откуда и как появляется вода в дом и сколько её нужно для жизнедеятельности человека.
Практический.
Дети узнал, что начинается водопровод далеко за домом. Мощные насосы качают воду из реки на станцию очистки. Там в водоотстойниках она очищается от мелких песчинок и частичек глины. Потом воду засасывают насосы и толкают в огромную трубу. По ней вода идет до самой высокой точки. Это водораспределительная станция. Там в воду добавляют небольшое количество обезвреживающего вещества-хлора. Это вещество уничтожает вредные бактерии и микроорганизмы. После очистки вода бежит по трубам к нам в дом. При открытии крана клапан приподнимается, а в освободившийся проход устремляется вода. Некоторым воспитанникам не было понятно, как вода по трубам сама может подняться на верхние этажи. Я объяснила, что для этого существуют специальные насосы. Они толкают воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены в дома, в каждую квартиру.
Далее мы приступили к изучению мест в доме, где есть вода и исследовательской деятельности по очищению, фильтровки загрязненной воды.
1. Чтобы понять пути путешествия воды, мы изучили состояние воды. При этом учились разгадывать загадки.
В огне не горит и в воде не тонет. (лед)
Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит…
Тогда без бот или калош
Его сухим не перейдёшь. (дождь)
Растёт она вниз головой,
Растёт не летом, а зимой.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные – вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (снежинка)
2. Мы рассмотрели в детском саду трубы, по которым вода поступает. Дети рассмотрели с родителями пути поступления воды в своих домах.
3. Выяснили для чего нужна вода на кухне (приготовление пищи, для мытья посуды, полов и т. д.) и в ванной (купание, умывание, стирка и др.)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
4. Затем мы провели исследовательскую работу по очищению воды.
Опыт 1. Берем стакан с водой, в котором плавает сор и через марлю, как через фильтр, переливаем воду в чистый стакан. Весь крупный сор остался на марле, а в воде остались мелкие частички сора. Марля как фильтр, который не пропускает сор, задерживает его. Можно второй раз пропустить воду через ватный диск, и она будет еще чище.
Опыт 2. Этот опыт состоял в том, что мы в стакан с чистой водой насыпали песок, дали ему время отстояться и спустя некоторое время мы заметили, что вода стала чистой, а песок осел на дно стакана.
Опыт 3. Во время рисования красками кисточки приходится часто мыть в воде. Мы подвергли очистке воду, загрязненную акварельными красками. Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать частицы краски. Для этого потребуется воронка и фильтровальная бумага. Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага. Из фильтровальной бумаги (или из газеты) сворачиваем фильтр. Этот фильтр помещаем в воронку, после чего процедим загрязненную воду и получим воду прозрачную.
Результаты проведенного исследования дают нам основание сделать вывод, что загрязненную воду можно очистить в домашних условиях, способ очистки будет зависеть от вида загрязнения воды.
После этого мы выучили несколько правил пользования водой:
• Закрывать кран с водой;
• Не пускать воду толстой струёй;
• Набирать воды столько, сколько необходимо;
• Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.
Обобщающий этап.
На обобщающем этапе над нашим экологическим проектом мы занимались его оформлением, сфотографировали этапы исследовательской деятельности, систематизацией проделанной работы, подведением итогов.
ВЫВОДЫ (результат исследования):
В результате нашего исследования были сделаны следующие выводы:
1) Мы узнали, что запасы пресной воды в мире ограничены (около 3% от общего количества воды, но для питья пригоден только 1% воды);
2) Мы познакомились с процессом подачи воды в дом, и схемой его водоснабжения;
3) Мы расширили свои представления о значимости воды в нашей жизни и способах её очистки;
4)Мы способствовали приобщению детей к рациональному использованию воды в домашних условиях;
5) Мы развили интерес ребенка к исследовательской деятельности, умения проводить исследование и получать результаты.
Данная работа позволила расширить творческий потенциал ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги нашей исследовательской деятельности, мы пришли к выводу, что полученные знания и представления о свойствах воды и её значении для человека. На практике я заметила, что многие дети при мытье рук, стали включать воду тонкой струйкой.
По результатам исследования разработали и предложили план мероприятий по охране природных объектов:
1) Организация акции дома «Экономим воду».
2) Рассматривание альбома «Природа малой родины»;
3) Совместная экскурсия с родителями к водоёмам.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Энциклопедия с окошками, Москва, 2008 год
2. Первая энциклопедия, Москва, 2013 год
3. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
4. Интернет – ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение свойств воды. Её состояние (Лёд)
Проведения опыта «Очистим воду в бытовых условиях»
Проведение опыта «Наполнение двух ёмкостей разной струёй за одинаковое время»
Проведение акции «Экономим воду дома»
Вода оказывает положительное влияние на организм человека