Ирина Свиркова
Краткосрочный проект в средней группе «Моя семья — что может быть дороже!»
«Семья — самое уютное и теплое место на Земле.
И в этом местечке ты по- настоящему счастлив!»
Актуальность темы
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Моя семья — что может быть дороже!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В основу составления проектной деятельности был заложен алгоритм:
1. Выявление у детей первоначальных представлений о семье, о членах семьи, традициях.
2. Обогащение знаний детей через чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео материала.
3. Уточнение знаний детей через дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные музыкально-ритмические игры, ТРИЗ.
4. Закрепление знаний детей в непосредственно - образовательной деятельности.
5. Мониторинг усвоенных знаний, умений, навыков в ходе наблюдения за детьми в свободной игре, самостоятельной деятельности, в организованной деятельности.
Цель: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
1. Расширять представления детей о семье;
2. Обогащать словарный запас терминами родства;
3. Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;
4. Воспитывать уважение к труду взрослых;
5. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Предполагаемый результат для воспитанников:
1. Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях.
2. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи.
3. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
5. Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта : дети средней группы, родители (законные представители, воспитатели.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1неделя)
Необходимое оборудование.
Литературный ряд:
-художественная литература по теме «Семья» : сказки, загадки, стихи.
Демонстрационный ряд:
- предметные картинки, иллюстрации.
- настольно-печатные игры.
- атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
Содержание работы в рамках реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект»- корректировка плана проекта по результатам беседы (воспитатели,
родители)
2. Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий -создать условия для реализации проекта (воспитатели)
3. Подбор упражнений для утренней гимнастики, упражнений, самомассаж, изготовление картотек -активизация речи детей, развитие двигательной активности (воспитатели)
4 .Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме -расширение знаний детей по данному вопросу (воспитатели)
5. Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатов -развивать интерес детей к теме «Семья»(воспитатели)
6. Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия- активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий. (воспитатели)
7. Оформление родительского уголка по теме-просвещать родителей: размещать статьи, рекомендации по реализации проект (воспитатели)
8. Подбор и выбор мониторинга по теме проекта-выявление знаний детей по данной теме (воспитатели)
2 этап – основной
Работа с детьми
1. Проведение мониторинга -определение уровня знаний детей по данной теме на начальном этапе.
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Рассматривание семейных фотографий
-формировать умение детей рассказывать о членах семьи.
Составление рассказа из личного опыта:
«Как мы проводим выходной день», «С кем я живу», «Много у бабушки с нами хлопот»-формировать умение детей составлять связный рассказ о впе- чатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.
Просмотр мультфильма:
«Мама для мамонтенка», «Красная шапочка»- закрепить представления детей о самых близких им людях.
Сюжетно-ролевая игра:
«Семейные хлопоты», «Дочки-матери», «День рождения»-совершенствовать умение детей объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом.
Игра-драматизация:
«Репка» ,Настольный театр «Маша и медведь» -воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Направление «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика «Дружная семья»
Пальчиковая гимнастика «Семья» -повышение двигательной активности,
развитие соотносящих движений рук, тонкой моторики пальцев рук.
Дыхательная гимнастика:
«Каша кипит», «Пирог именинника»-формирование навыков правильного носового дыхания.
Самомассаж:
«Подарок для мамы"-ознакомление с упражнениями, ук репляющими системы организма. Профилактика простудных заболеваний.
Подвижные игры:
- «Мама курочка и цыплятки», «Птички и птенчики», «Гуси-лебеди» -повышение двигательной активности. Обогащение двигательного опыта детей.
Направление «Познавательное развитие»
ООД (познание)
- «Моя семья"-формирование у детей представлений о семье, её членах.
Направление «Речевое развитие»
Беседы:
«Жили у бабуси», «Как я помогаю дома», «Как я люблю свою маму»-формировать умение детей уважительно рассказывать о своих бабушках; отзывчивость, желание быть сильным помогать своей маме, воспитывать гордость за помощь родителям.
Рассматривание картины:
«Мама моет посуду», «Коза с козлятами», «Три медведя"-формировать умение детей составлять рассказ по картине; обогащение словаря детей существительными, глаголами, прилагательными.
Дидактические игры:
«Назови ласково», «Маленькие помощники», «Наша дружная семья», «Кто живет в квартире», «Кто главный?» -закреплять у детей представления о семье, ее членах; воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; уважение к повседневному труду родителей.
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (РНС, «Гуси-лебеди» (РНС,"Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Красная шапочка» Ш. Перро -Формировать интерес детей к произведениям художественной литературы; активизировать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к родным людям.
Отгадывание загадок:
- загадки о семье, доме, профессиях.
Заучивание и чтение стихотворений о семье.
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
ООД (рисование)
-«Украшение фартука для любимой мамочки»-формировать умение детей составлять простой узор из элементов народного орнамента; закрепить приём примакивания, ритм: слева -справа - между ними.
-Самостоятельная художественная деятельность в центре творчества: раскрашивание картинок по теме-закреплять умение правильного закрашивания, не выходя за контур.
ООД (лепка)
- «Ромашка-символ семьи»-Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя ранее усвоенные приемы лепки.
ООД (аппликация)
- «Бабушкин платок»-учить преобразовывать формы, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги; аккуратно пользоваться ножницами.
Конструирование
- «Дом для кукол»-обучение детей созданию элементарных конструкций.
Работа с родителями (законными представителями)
Оформление информационного стенда «Моя семья» :
- Папка-передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка»-повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Консультация ««Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»-получение консультаций по вопросам формирования нравственного воспитания и развития детей.
-Создание фотоальбома «Семейные традиции моей семьи», книжки-малышки по теме,создание выставки к «Дню Матери»-«Вместе с папой я рисую маму»
-привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности.
3 этап – итоговый
-Изготовление стенгазеты «Моя семья-наш общий дом»-закрепление полученных знаний, получение положительных эмоций (воспитатели)
-Проведение итогового мониторинга -определение уровень знаний детей по данной теме, постановка задач на перспективу (воспитатели)
-Обработка материала-систематизирование материала (воспитатели)
Заключительный этап. За время реализации проекта «Моя семья – что может быть дороже!» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепились детско – родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта в том, что вместе с семьей мы не только познакомились и познали новое, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети - родители», где родители превратились из пассивных наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. В период реализации проекта родители приняли активное участие в оформлении и обогащении развивающей среды группы : выставка рисунков «Вместе с папой я рисую маму», создание книжек-малышек; фотоальбома «Семейные традиции». Данный проект обогатил детско – родительские отношения, позволил реализовать творческие инициативы, как детей, так и взрослых, способствовал укреплению доверительных, партнерских отношений между всеми участниками проекта.
Список используемой литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой / М. : Мозаика-Синтез.
2. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Т. С. Комарова/ Издательство Мозаика – Синтез Москва 2007.
3. Учебно – методическое пособие «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня», средняя группа под редакцией Л. Л. Тимофеевой/ Центр педагогического образования Москва.
4. Конструирование З. В. Лиштван Москва «Просвещение» 1981.
5. Пособие для педагогов и родителей «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»/ Ярославль Академия развития.
6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа 4-5 лет/ Москва Мозаика – Синтез 2017.
7. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. О. С Ушакова/ Творческий центр «Сфера» Москва
8. Игры для развития речи (артикуляционная, речевая, пальчиковая гимнастика) /Москва Эксмо 2008.