Светлана Скуратова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.
Актуальность.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Одним из способов подготовки ребенка к школе в интересной, ненавязчивой форме является декоративное рисование и декоративная лепка. Для успешного овладения письмом у ребенка должна быть развита мелкая моторика пальцев. Этому способствует декоративная лепка с ее мелкими деталями украшений. Тонкая работа при рисовании орнамента так же развивает мелкую моторику и улучшает координацию движения рук. Рисование тонких завитков, ровных и волнистых непрерывных линий, ровных штрихов при закрашивании – все это способствует укреплению мышц пальцев и формированию навыков, необходимых для письма.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм. Симметрия, соразмерность отдельных элементов, четкость в исполнении орнамента, закрепляются знания геометрических форм, ориентировка в пространстве.
Изучение орнаментального искусства способствует развитию восприятия, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Цель проекта.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Вид проекта.
Краткосрочный. Информационно – познавательный, творческий.
Сроки реализации проекта : март-апрель.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблемы:
1. Недостаточный уровень знаний детей в области декоративно – прикладного творчества русского народа.
2. Слабо развит познавательный интерес к истории народных промыслов.
3. Незаинтересованность родителей в расширении знаний детей о народно – прикладном творчестве.
Проект предназначен для расширения знаний детей о народных промыслах России, русских мастерах, фольклоре,. Это позволит нашим детям почувствовать себя -частью, ощутить гордость за свою страну богатую славными традициями.
Задачи проекта.
• - Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.
• - Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
• - Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.
• - Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
• - Совершенствовать технические умения и навыки рисования
• - Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• - Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства
• - Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
• - Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
• - Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
• - Привлекать родителей к участию в Проекте.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Ожидаемые результаты
• - Пополнить знания детей о народно-прикладном искусстве Гжели.
• - Сформировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
• - Обогатить предметно-развивающую среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.
• - Подготовить методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
• - Обогатить ДОУ мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.
• - Создать наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.
• - Организовать выставка детских работ «Сказочная Гжель».
Формы и методы реализации проекта
Познавательное и социально-коммуникативное развитие.
• Беседы о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства Гжель
• Просмотр презентации «Гжель – народный промысел».
• Рассматривание иллюстраций гжельской керамики, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель», образцов гжельского орнамента.
• Художественное слово о Гжели (сказки, рассказы, стихи). Знакомство с устным народным творчеством загадками и пословицами.
• Рассматривание изделий гжельской керамики.
Продуктивная деятельность
• Раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Гжельская роспись» и «Учимся рисовать».
• Вырезание силуэтов изделий, соответствующих формам гжельской керамики, роспись их элементами орнамента.
• Рисование («Тарелочка»).
• Выкладывание из ниток силуэтов посуды и узоров.
Игровая деятельность.
• Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
. Этапы реализации проекта
1 - этап: подготовительный (организационно – диагностический)
2 – этап: основной (практический)
3 – этап: заключительный (итоговый)
План реализации проекта
• 1 этап – Проанализировать программно – методическое, наглядно – методическое обеспечение по данной теме; наличие художественной литературы.
• Анкетирование родителей по данному направлению.
• Выявить уровень знаний воспитанников по теме проекта.
• Составить план мероприятий.
• Оформить предметно – пространственную среду.
• 2 этап- Беседа «Синее чудо Гжели».
• Чтение : сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»; легенды – сказки «Откуда в гжели синий цвет»; стихи о Гжели; Н. Сурьянова «Синие цветы Гжели».
• Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров.
• ООД в форме занятия (декоративное рисование).
• Слушание музыкальных произведений (песня «Сказочная гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого).
• Пополнение мини музея экспонатами гжельской росписи.
• Для родителей подготовить консультации по духовно – нравственному и эстетическому воспитанию детей.
• 3 этап-Выставка детских работ «Сказочная гжель»
Самооценка проекта :
В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствовали художественно эстетическому развитию детей.
Мы считаем, что у детей углубились знания по теме проекта. Поставленные нами задачи были успешно реализованы в ходе проектной деятельности.
Результат проекта :
В ходе реализации проекта у детей :
- сформировались знания о гжельской росписи.
-дети научились играть в новые дидактические и народные игры.
- научились составлять гжельские узоры.
- пополнилась развивающая среда группы.
- оформлена выставка детских работ.
Выводы
В течение данного проекта дошкольники познакомились с творчеством народных мастеров, с росписью Гжель, имеют представление о гжели, как об элементе традиционного декоративно – прикладного русского творчества, не имеющего аналогов в мире, об эволюции данной росписи от глиняной посуды до обозначения стиля на абсолютно любых предметах, дошкольники могут продемонстрировать основные элементы росписи.
В течение проекта родители принимали активное участие в подборе гжельских изделий, информации о русских мастерах. У них сложилось положительное отношение к знакомству детей с росписью Гжель.
В наше время Гжель очень популярна и по желанию её можно приобрести в магазине, но для ребёнка процесс изготовления собственной поделки –это яркое, запоминающееся впечатление, которое останется в его памяти на долгие годы. Старшие дошкольники в рамках проекта «Сказочная гжель» познакомились с произведениями народных мастеров, узнали откуда к ним пришла синеокая сказочная гжель и научились самостоятельно выполнять элементы росписи Гжель.